В свете театральных ламп

1 стр. из 1

Театры — предмет особой гордости Санкт-Петербурга, именуемого культурной столицей России. Конечно, главное достояние театров города на Неве — это люди, работающие на их сцене: творческие коллективы, актеры и режиссеры, имена которых известны всему миру. Но и сами здания многих петербургских театров являют собой выдающиеся шедевры зодчества. Эрмитажный театр, Мариинский театр оперы и балета, Государственный академический Александринский театр… Вот уже не одно столетие их старинная архитектура и изысканные интерьеры очаровывают взор поклонников изящных искусств.

Безусловно, ни один театр не может оставаться лишь архитектурным памятником, не утратив своего первоначального значения. В нем должны идти спектакли и концерты! При этом, как любой живой организм, театр нуждается в постоянном развитии, обновлении технического и сценического оснащения.

Однако, как решить эту задачу, не нарушая исторического убранства зала? Как органично вписать в созданную старинными зодчими интерьерную среду современную светотехнику, подвижные конструкции, электронную аппаратуру и другое сценическое оборудование, без которого сегодня не обходится ни один театр?

Уникальным опытом в решении всех этихзадач, неизбежно возникающих в процессе модернизации или реставрации любого исторического театрального здания, обладает компания «Орантус». Компания профессионально выполняет все виды работ, связанных с установкой и монтажом осветительной аппаратуры, постановочного освещения и другого электротехнического оборудования в театрах. Причем, как в современных зданиях, например, в Большом концертном зале «Октябрьский», так и старинных, являющихся памятниками архитектуры и охраняемых КГиОП: в Александринском театре, Эрмитажном театре, Театре комедии им. Акимова, Михайловском театре… Один этот перечень сделает честь любому коллективу реставраторов!

Рассказывает генеральный директор ООО «Орантус» Максим Рыбников:
— Наша компания была образована в 1995 г. и за прошедшее время приобрела обширный опыт во многих направлениях строительной деятельности. Однако нашей основной специальностью является разработка и реализация проектов, связанных с реконструкцией театрального оснащения и монтажом систем постановочного освещения сцены и зрительного зала. Многие Санкт-Петербургские театры — это не только сценические площадки, но и памятники архитектуры. Это обстоятельство налагает особые, жесткие требования на выполнение любых работ в этих исторических зданиях, в том числе по монтажу светового и иного электрооборудования, которое должно органично вписываться в исторические интерьеры.

Одной из первых наших серьезных работ было участие в реставрации Александринского театра. Нашей задачей стал монтаж комплекса постановочного освещения, включающего в себя осветительные приборы, размещенные в пространстве сцены и зрительного зала, электрические коммуникации и системы управления. Поскольку часть осветительного оборудования размещается на ярусах и над царской ложей, то нужно было решить достаточно сложную проблему по прокладке заключенных в стальные водогазопроводные трубы коммуникаций и систем управления постановочным светом в старинных интерьерах XIX столетия. Буквально на каждом шагу возникало множество вопросов: где именно должны пройти кабели, как их задекорировать, как не нарушить аутентичность исторического театрального зала… Именно поэтому в Александринском театре, как, впрочем, и на других подобных объектах, мы работали в теснейшем взаимодействии с реставраторами. В результате нам удалось успешно решить эту ответственную задачу.

С огромным удовольствием вспоминаю работу в Эрмитажном театре, который был построен в XVIII в. по проекту выдающегося зодчего Дж. Кваренги. Это один из старейших театров не только в Санкт-Петербурге, но и в России! В нем мы выполнили замену всего комплекса постановочного освещения, систем электропитания и сетей управления. Все работы проводились без остановки творческого процесса театра, где и в период реконструкции-реставрации, совпавший с пиком театрального сезона, продолжали идти спектакли. Причем, по два-три спектакля в день! В связи с этим новые силовые линии мы прокладывали рядом со старыми. Затем, когда все было готово, было произведено переключение аппаратуры и осветительных приборов на новые сети питания и управления, а старые были демонтированы.

Зрительный зал Эрмитажного театра, стены и колонны которого декорированы цветным мрамором, устроен наподобие античного: от сцены амфитеатром поднимаются полукруглые ряды скамей. В нишах расположены скульптуры Аполлона и девяти муз, а над ними — барельефы с портретами знаменитых музыкантов и поэтов.

Здесь нами была реализована очень интересная концепция подсветки плафона потолка и точечного освещения скульптур. Проект, позволяющий во время проведения спектаклей обходиться без общего антрактного света, долго согласовывался с КГиОП и главным архитектором Эрмитажа, но, в итоге, его удалось реализовать. Получилось очень красиво: в полутемном зале мягко высвечиваются статуи и подсвечивается купол зала.

Образно говоря, художники по свету Эрмитажного театра получили в свое распоряжение замечательную палитру, и мы уверены, что они смогут в полной мере воспользоваться этим инструментом. Добавлю, что очень приятно было услышать отзыв о нашей работе из уст директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, который назвал новый комплекс постановочного освещения — не больше, не меньше! — «еще одним экспонатом богатой коллекции Эрмитажа»!

Интересная работа также была в Санкт-Петербургском академическом театре оперы и балета им. Мусоргского — в Михайловском театре. В рамках реконструкции-реставрации зала мы занимались реконструкцией комплекса постановочного освещения. Модернизируя парк оборудования сцены, мы полностью заменили разводку силовых кабелей электропитания, а также сети управления, заменили софитные фермы, провели полную ревизию и ремонт механического оснащения сцены.

Михайловский театр, который воздвигнут на площади Искусств в 1831–1833 гг. талантливым петербургским зодчим Александром Брюлловым, является памятником архитектуры. Поэтому при проведении работ здесь нужно было очень тщательно продумывать все варианты размещения оборудования и устройства сетей и кабелей в историческом интерьере зрительного зала. Поскольку у нас уже был накоплен богатый опыт работы в исторических зданиях, то свою часть реконструкции мы выполнили в кратчайшие сроки. Буквально за три месяца!

Наша компания также выполняла монтаж комплекса постановочного освещения в новом Концертном зале Мариинского театра оперы и балета, который был построен на месте художественных мастерских, уничтоженных пожаром. На сегодняшний день это один из лучших в Санкт-Петербурге концертных залов, где может звучать классическая музыка!

Конечно, вести монтажные работы в здании, которое возводится буквально «с нуля», было проще. Однако, когда в уникальном по своим акустическим характеристикам зале, отделанном деревянными панелями, начали работать специалисты-акустики, то, следуя их указаниям, нам пришлось переносить и заново монтировать отдельные участки электросетей. Оказалось, что даже такая, на первый взгляд, малость может заметно отразиться на распространении звука и, соответственно, на том, как будут слышны инструменты в том или ином месте зала!
Одним из постоянных заказчиков нашей компании является Государственный академический театр комедии им. Акимова, с которым нас связывают давние тесные, дружеские отношения. В рамках реконструкции здания мы выполняли работы по монтажу комплекса современного постановочного освещения и аудиовизуального оснащения.

Театр им. Акимова, здание которого было построено в 1902–03 гг., является памятником архитектуры в стиле ранний модерн. Это единственный в Петербурге театр, расположенный непосредственно на центральной городской магистрали — Невском проспекте. Здесь компания «Орантус» также выполняла работы по реконструкции комплекса постановочного освещения и звукового оснащения сцены, что, учитывая уникальность архитектуры, интерьеров и акустических характеристик театрального зала, было не самой простой задачей! Кроме того, мы провели реставрацию служебного входа, который зачастую не виден публике, но является главным для самих актеров. Поэтому мы постарались сделать его красивым, светлым и праздничным, чтобы у каждого, кто работает в этом замечательном театре, буквально с порога возникало приподнятое, возвышенное настроение.

В пространстве служебной лестницы была смонтирована современная система подъема сценических декораций на основе изготовленного по спецзаказу испанского гидравлического оборудования, которое позволяет осуществлять подъем декораций на высоту 22 м, с шестью остановками и возможностью выхода в различных направлениях.

В рамках реконструкции нами был разработан и реализован проект художественной подсветки театральных фойе на втором, третьем и четвертом этажах. Задача была решена с помощью закарнизной подсветки и точечных светильников, органично дополнивших оригинальные люстры.

На сегодняшний день самым значимым нашим проектом является реконструкция помещений для размещения Детского театра «Зазеркалье» (на ул. Рубинштейна, 13).

Тел. (812) 400-1101
E-mail: orantus@mail.ru

Дата: 22.11.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10(130)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!