Шпунты ARCELOR – гарантия качества подземных конструкций

1 стр. из 1

Экономическая привлекательность проектов и последующего строительства объектов в сложных инженерно-геологических условиях подземного пространства Санкт-Петербурга — это по-прежнему одна из наиболее актуальных научно-технических задач для специалистов. Свой опыт применения эффективных материалов и конструкций представляет нашим читателям «Строительная холдинговая компания "Старый город — Карст"»

Алексей Берендеев, заместитель генерального директора предприятия, убежден в том, что при проектировании и строительстве подземных конструкций нулевого цикла оправданно эффективными являются шпунтовые конструкции Arcelor (Люксембург). Они выполнены из высоколегированных марок стали, обеспечивающих высокую механическую прочность и коррозионную стойкость шпунта и замковых соединений.

Более того, к шпунтовому металлопрокату поставляются и специальные гидроизоляционные материалы для их укладки в пространство замкового соединения. Таким образом, обеспечивается полная герметизация шпунтовых стыков от проникновения грунтовых вод.

Особый интерес при строительстве многоуровневых паркингов под землей представляют шпунтовые AZ-секции и комбинированные стены в грунте. При этом комбинированные стены могут быть выполнены в виде периодически соединяемых замковыми соединениями HZ/AZ-элементов или AZ-элементов в соединении с трубным шпунтом. Следует также отметить, что в процессе проектирования ограждений глубоких котлованов прежде всего следует решить задачи обеспечения устойчивости подпорных шпунтовых стен, а также их защиты от фильтрации грунтовых вод через подошву котлована. Как подтверждает практика, устойчивость обеспечивается жесткостью шпунтовой конструкции и надежной заделкой нижних концов шпунтовых элементов в плотные коренные грунты. Заглубление шпунта в подземном пространстве Санкт-Петербурга может достигать 35 метров. Интересно, что уровень заглубления шпунта зависит как от фильтрационных свойств грунтового разреза, так и от гидрогеологической ситуации на строительной площадке. Но бывают и такие стройплощадки, на которых расчетная длина шпунта, достаточная для предотвращения фильтрации грунтовых вод через подошву котлована, меньше, чем длина шпунта, отвечающая требованиям устойчивости всей шпунтовой конструкции после выемки грунта. Кстати, все необходимые параметры шпунтового ограждения и сортамент металлопроката определяются на основании геотехнических расчетов и построении компьютерной модели с применением современных программных комплексов типа PLAXIS.

В Санкт-Петербурге в качестве успешного использования тяжелых шпунтовых элементов Arcelor следует привести пример строительства многоуровневого подземного паркинга универмага «Стокманн» с устройством комбинированной стены HZ 775 D / AZ 18 и глубиной погружения шпунта до 24 метров.

Сегодня в России применяется традиционный подход к организации проектирования и подземному строительству объектов. При этом шпунтовое ограждение котлована выполняет технологическую роль и вовсе не рассматривается в качестве конструктивного элемента в подземных сооружениях. Такой подход не оптимален. Он приводит к общему удорожанию работ нулевого цикла, тем более что при строительстве в условиях существующей застройки техничес-кий шпунт часто не извлекают из грунта.

В мировой же практике проектирования и строительства предусматривается введение шпунтовых стен в состав конструктивной схемы здания. Например, шпунтовые ограждения компании Arcelor могут выполнять функцию наружных ограждающих конструкций подземного многоуровневого паркинга. Это позволяет не использовать наружные железобетонные стены, повысить эффективность и экономичность работ.

Основными преимуществами введения шпунтовых ограждений Arcelor в конструктивную схему зданий являются:
 эффективное использование под-земного пространства под зданием за счет подбора оптимального сечения шпунта и максимально возможного приближения шпунтового ряда к наружным границам участка;
 возможность устройства несущих свай или свай-колонн, которые могут располагаться во внутреннем пространстве сечения сдвоенных шпунтовых Z-секций, HZ-секций или внутри труб-
ного шпунта;
 возможность совмещения наружной шпунтовой стены несущих свай, что позволяет устраивать несущие конструкции фундаментов, совпадающие в плане с осью шпунтового ограждения;
 возможность устройства опорных балочных конструкций, выполненных в металле или железобетоне, которые устанавливаются непосредственно на внутреннюю плоскость шпунтового ограждения;
 возможность передачи нагрузок от внутренних грузовых площадей подземных перекрытий на шпунтовую стену и на расположенные в ней несущие сваи-колонны;
 наличие необходимых средств защиты внутренних поверхностей шпунтовых стен от воздействия огня;
 сжатые сроки возведения подземных стен из металлического шпунта;
 постоянные и независимые от грунтового разреза параметры конструкции, которые определяются размерами шпунтов.
Таким образом, практика компании «Старый город — Карст» по устройству ограждений глубоких котлованов из шпунта позволила сформировать свой комплексный подход к проектированию и строительству объектов в подземном пространстве. Он предусматривает следующее:
 разработку геотехнического обоснования проекта;
 расчеты глубокого котлована на устойчивость и фильтрацию грунтовых вод;
 конструктивный подбор варианта шпунтового ограждения Arcelor;
 разработку проекта нулевого цикла, включающего свайное основание, ростверки и конструкции КЖ подземной части до перекрытия на нулевой
отметке;
 разработку проекта усиления зданий, примыкающих к участку строительства;
 выполнение полного комплекса работ нулевого цикла с применением щадящих методик и оборудования от лучших мировых производителей;
 мониторинг за состоянием окружающих зданий и сооружений в процессе строительства.


Устройство подземных сооружений в грунтах Санкт-Петербурга никогда не будет простой задачей, но применение системного комплексного подхода в сочетании с опытом специализированных подрядных компаний позволяет многократно снизить риск возникновения негативных последствий от сложных геотехнических работ и оптимизировать капитальные вложения.
"Старый город — Карст"»

Дата: 22.11.2010
Алексей Берендеев
"Петербургский строительный рынок" 10(130)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!