Росавтодор: переход на инновационные методы работы

1 стр. из 1

Международная научно-практическая конференция «Обеспечение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством и международными нормами» и выставка-форум «Дороги России XXI века» на сей раз прошли в Челябинске. Руководитель Федерального дорожного агентства Росавтодор Анатолий ЧАБУНИН выступил с докладом «О задачах дорожного хозяйства в области повышения качества и долговечности автомобильных дорог».

В начале своего выступления глава Росавтодора напомнил, что по сложившейся традиции осеннюю научно-практическую конференцию принято начинать с подведения итогов за год, прошедший после предыдущего мероприятия. Основными темами, которые обсуждались на прошлогодней конференции в Казани, были проблемы работы в условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса и вопросы о путях выхода из сложившейся ситуации.

«Здесь следует отметить, что в целом отрасль с этой проблемой справилась, — сказал Анатолий Чабунин. — Достаточно успешно, хотя и не без трудностей, реализуются программы работ по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию федеральных дорог и искусственных сооружений. Эти программы еще не завершены, но намечено, что в эксплуатацию будут введены, с учетом второй стадии строительства и вторых очередей реконструкции, более 900 км федеральных дорог». Так, завершено строительство автодороги «Амур» (Чита — Хабаровск), на этом же направлении введен участок протяженностью 11 км на северном обходе Новосибирска, готовится к завершению обход Иркутска. Всего же на направлении международного транспортного коридора Запад — Восток в текущем году без учета автодороги «Амур» намечено ввести в эксплуатацию почти 100 км дорог.

На федеральной дороге М-4 «Дон» Федеральным дорожным агентством введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 42 км. На территории Северо-Кавказского федерального округа вводятся участки дороги М-29 «Кавказ» общей протяженностью 20 км в Чеченской Республике и в Дагестане, а также пятикилометровый участок на подъезде к Ставрополю. Готовятся к сдаче в эксплуатацию 6 мостовых переходов.

«Вместе с тем в связи с кризисной ситуацией Правительством Российской Федерации были приняты решения о концентрации выделенных ресурсов на переходящих и вводных объектах, вынужденно были изменены приоритеты финансирования автомобильных дорог, — отметил руководитель ФДА. — Это не могло не привести к нарушению ритмичности реализации программ дорожных работ. Число вновь начинаемых строек было сведено к минимуму. Более 37% объемов финансирования из федерального бюджета строительства и реконструкции федеральных дорог было сконцентрировано на олимпийских стройках и объектах подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Сокращение технологических заделов в строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений вызывает существенное падение объемов ввода объектов в эксплуатацию в 2011–2013 гг.».

По данным Анатолия Чабунина, если в 2009 г. общая протяженность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения составила 409 км (без учета вторых очередей и вторых стадий строительства общей протяженностью 749 км) и 16 243 п. м искусственных сооружений, то в 2011 г. общий объем ввода в эксплуатацию аналогичных дорог ожидается в размере 142 км, а сооружений — 5 852 п. м. Учитывая, что большинство подобных строек длится от двух и более лет, ситуация с вводом в эксплуатацию федеральных дорог в 2012 г. также представляется весьма напряженной.

«Для решения проблемы существенное значение будет иметь исполнение поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, направленных на ускоренный переход дорожного хозяйства на инновационные методы работы, — продолжил глава Росавтодора. — Создание федерального дорожного фонда, предусмотренное поручением Президента РФ, и закрепление за дорожными фондами конкретных источников финансирования позволят обеспечить стабильность финансирования на достаточно длительный период. Большое значение будет иметь принятие на уровне Бюджетного кодекса положения о направлении неиспользованных в текущем финансовом году остатков средств дорожного фонда на финансирование работ в следующем году. Это даст дополнительные возможности для оптимизации деятельности дорожного хозяйства, а за счет этого — для повышения темпов развития дорожной сети и улучшения состояния дорог».

Вместе с тем расчеты, выполненные при подготовке предложений по созданию целевых дорожных фондов и заложенные в проект федерального бюджета на 2011–2013 гг., показали, что резкого автоматического увеличения объема финансирования дорожного хозяйства не произойдет. Если в 2010 г. объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета установлен в размере около 318 млрд руб., то в 2011 г., без учета целевых субсидий на капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети административных центров субъектов РФ, он составляет 353,3 млрд руб., из которых 64,3 млрд запланировано сконцентрировать на олимпийских стройках и строительстве объектов саммита АТЭС-2012 г. На 2013 г., когда дополнительные поступления от увеличения акцизов на автомобильное топливо поступят в федеральный бюджет в полном объеме, наполнение федерального дорожного фонда прогнозируется на уровне 395,3 млрд руб.

«Таким образом, мы должны четко представлять себе, что переход на новые принципы финансирования дорожного хозяйства приведет к успеху только при условии реализации новых подходов к работе во всех областях нашей деятельности, — комментирует Анатолий Чабунин. — Мы должны в полной мере использовать преимущества предусмотренной дорожными фондами долгосрочной стабильности финансирования. Нужно существенно повысить надежность и эффективность планирования — как среднесрочного, так и оперативного».

Как сообщил глава ФДА, Минтрансом принято решение о корректировке Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» с продлением срока ее действия до 2018 г. Притом нужно иметь в виду новые правила формирования Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. за № 716. Этими правилами узаконено включение в ФАИП укрупненных инвестиционных проектов, которые заложены в подпрограмму «Автомобильные дороги». Предусмотрено упрощение процедуры утверждения ФАИП, в частности, она будет утверждаться не Правительством РФ, а Министерством экономического развития.
Министерству экономического развития также предоставлены полномочия перераспределять по предложениям главных распорядителей, согласованным с субъектами бюджетного планирования, ассигнования, по которым по итогам размещения заказов не определены подрядные организации или выявлена экономия средств. Пообъектную расшифровку укрупненных инвестиционных проектов разрешено осуществлять поочередно, в процессе реализации адресной программы и со сдачей в Минэкономразвития данных, предусмотренных правилами. Упрощение процедуры утверждения и корректировки ФАИП без обращения в Правительство РФ должно ускорить процесс заключения государственных контрактов и начало строительства объектов.

«В предстоящий период нужно максимально использовать эффект от планируемого завершения в 2014 г. перехода на финансирование ремонта и содержания федеральных дорог по утвержденным нормативам затрат, сконцентрировать внимание на решении ключевых проблем наших дорог, — сказал Анатолий Чабунин. — Ими остаются безопасность движения, повышение надежности функционирования сети, замена ремонтонепригодных искусственных сооружений и ликвидация грунтовых участков, а также повышение в необходимых случаях капитальности дорожных конструкций».

Далее глава Росавтодора отметил, что, с выходом экономики из кризисной ситуации, автопарк России к текущему году превысил 41 млн единиц при показателе 38,3 млн автомобилей еще в 2008 г. Это поспособствовало росту аварийности на дорогах. «Проблему безопасности федеральных дорог мы рассмотрели на заседании коллегии Федерального дорожного агентства и наметили решения, позволяющие вернуть тенденцию снижения аварийности по дорожным условиям, которая существовала на протяжении трех последних лет», — сказал Анатолий Чабунин.

По данным диагностики федеральных дорог в 2009 г., 60,4% их протяженности не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. В частности, в настоящее время только 6,3% протяженности федеральных дорог по прочности могут пропускать без ускоренного износа транспортные средства, предусмотренные Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», вступившим в силу 21 сентября 2010 г. На такие нагрузки не рассчитано и 35% мостов, при этом на федеральных дорогах имеется 148 ремонтонепригодных искусственных сооружений. На период 2011–2013 гг., кстати, запланирована замена более 30 таких сооружений. При корректировке подпрограммы «Автомобильные дороги», как считает руководство Росавтодора, нужно особое внимание уделить мероприятиям по обеспечению сохранности дорог, в том числе реконструкции ремонтонепригодных мостов, ликвидации грунтовых участков и усилению дорожных одежд на магистральных дорогах, обслуживающих потоки тяжелых автомобилей.

«Существенный блок поручений Президента Российской Федерации по вопросам ускоренного перехода дорожного хозяйства на инновационные методы работы связан с внедрением инноваций при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, — поднял Анатолий Чабунин еще одну дорожно-строительную тему. — Сейчас реализуется план НИОКР на 2010–2011 гг.

Он предусматривает проведение поисковых, фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок практически во всех сферах деятельности отрасли. Основной направленностью тематики НИОКР являются совершенствование нормативно-правовой базы дорожного хозяйства, совершенствование системы управления дорожным хозяйством, совершенствование дорожных технологий, конструкций и материалов, повышение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и безопасности дорожного движения и другие».

Для повышения эффективности исполнения поручений Президента РФ, направленных на инновационное развитие дорожного хозяйства, планом предусмотрена разработка стратегии развития инновационной деятельности ФДА. «Вместе с тем Федеральное дорожное агентство открыто для предложений по формированию плана НИОКР на предстоящий период. Подпрограмма «Автомобильные дороги», образование федерального дорожного фонда дают возможность профинансировать все значимые и эффективные научные разработки. Возрождаются опытно-конструкторские работы, которые целый ряд лет не развивались из-за непроработанности правовой основы полномочий Федерального дорожного агентства в этой области», — сказал Анатолий Чабунин.

«Предстоящий период ставит перед отраслью новые ответственные задачи, — резюмировал руководитель Росавтодора. — Переход дорожного хозяйства на инновационные методы работы, в первую очередь в области системы финансирования, требует от всех нас максимальной сосредоточенности на эффективном решении этих задач. Несмотря на их новизну и необходимость доработки подходов и механизмов уже по ходу работы, мы не должны допустить каких-либо сбоев или нареканий. Есть уверенность, что общая слаженная работа позволит успешно справиться с этими сложными задачами».

Дата: 23.12.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8(88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!