Рынок дорожно-строительной техники: кризис позади (?)

1 стр. из 1

В 2009 г. объем отечественного рынка дорожно-строительной техники составил 3,5 млрд долл., что на 13% меньше, чем в 2008 г. По итогам текущего года эксперты прогнозируют пусть медленное, но улучшение ситуации.


На мировом рынке строительной техники сложилась тяжелая ситуация, кризис в финансовой сфере стал очень серьезным испытанием для ведущих производителей техники. Как отмечает вице-президент Hyundai Heavy Industries Б. К. Чой,рынок сжался, но особенно сложная ситуация в России, где падение рынка составило до 90%.

В 2008 г. компания Hyundai Heavy Industries, изучив рынок строительной техники в России, вплотную подошла к реализации проекта по строительству собственного предприятия. Но в связи с кризисом этот проект пришлось отложить. По признанию специалистов компании, российский рынок имел большой потенциал, однако теперь для его восстановления потребуется не менее двух лет. В настоящее время положение в целом стабилизировалось.

Что же касается мировых тенденций на рынке дорожно-строительной техники, то, согласно прогнозам исследовательской компании Off-Highway Research, мировые продажи в текущем году вырастут на 8%. Основную роль в общем подъеме на рынке сыграет Китай, где прогнозируется увеличение продаж на 13%.

Общий объем продаж дорожно-строительной техники на мировом рынке к концу 2010 г. составит более 300 тыс. единиц, при этом около 100 тыс. машин будет реализовано в Китае. Вместе с тем самый высокий рост продаж в процентном отношении прогнозируется в Индии (18%). В Западной Европе и Северной Америке данный показатель будет более скромным. Единственным рынком, где ожидается снижение продаж, является Япония. По прогнозам Off-Highway Research, падение в регионе составит 19%.

Падение…
По мнению зарубежных экспертов, рынок дорожно-строительной техники в России развивается не стабильно, а скачкообразно. Огромное влияние на формирование рынка и спрос в стране оказывает ситуация за рубежом. Необходимо постоянно изучать предпочтения российских потребителей; залогом успеха в России во многом остаются именно персональные личные отношения с пользователями техники, как признают представители мировых брендов. У российских арендных компаний по-прежнему пользуется спросом техника иностранных таких производителей, как: Caterpillar , Hitachi, Komatsu, Bobcat, Liebherr JCB, Haulotte, Daewoo-Doosan. Среди российских марок — «Автокран», ЧТЗ, ТВЭКС.
2008–2009 гг. для российских производителей стали серьезным испытанием на прочность. В прошлом году в результате изменения внешних условий хозяйствования из-за кризисной макроэкономической ситуации большинство предприятий машиностроительной отрасли столкнулись с целым комплексом проблем и, прежде всего, с резким падением спроса на продукцию из-за неплатежеспособности покупателей, замедлением расчетов и лавинообразного роста неплатежей. Аналитики рынка отмечали скопление готовой продукции на складах в первой половине года, трудности получения банковских ресурсов для обеспечения непрерывности производства во второй половине, а также их значительное удорожание.
Наибольшее падение производства наблюдалось у Челябинского тракторного завода «Уралтрак»( ОАО): 597 бульдозеров и трубоукладчиков, или 24,3% от показателя 2008 года — 2 458 шт. По производству автогрейдеров наибольшее падение у Челябинского завода строительно-дорожных машин (ОАО): произведено 116 машин, или 29,1% от показателя в январе-декабре 2008 г. — 399 шт. По производству экскаваторов наибольшее падение у Машиностроительной компании «КРАНЭКС» (ОАО): 14 шт., или 5,2% от показателя в 2008 г.
— 267 экскаваторов, а также у Елабужского автомобильного завода (ОАО ПО): 41 шт., или 7,3% от показателя в 2008 г.
— 564 экскаватора.
По данным маркетинговых исследований компании ID-Marketing, в 2009 г. снижение производства экскаваторов составило порядка 75% по отношению к показателям 2008 г.

В сентябре-декабре 2009 г. было собрано более половины годового выпуска экскаваторов (56%). По итогам года, на лидирующую позицию по объемам производства экскаваторов вышло ОАО «Тверской экскаватор». До октября 2009 г. лидером на рынке оставалось ОАО «Сарэкс». Однако в итоге предприятие выпустило на 57 экскаваторов меньше тверского производителя. Доля ОАО «Сарэкс» составила 23,65%. Замыкает тройку ведущих компаний Златоусский экскаваторный завод (ОАО) — 15,93%.

…и рост
Сегодня участники рынка смотрят в будущее с некоторой долей оптимизма. Так, на дорожное строительство в 2010 г. с учетом бюджетных кредитов направлено порядка 320 млрд рублей. Это меньше, чем год назад, однако больше, чем в докризисном 2008 г. А значит, будет спрос и на технику. Большинство аналитиков уверено и в перспективности сегмента аренды дорожно-строительной техники в России. В ближайшие два-три года спрос на аренду будет расти, а, следовательно, профильные компании ждет активное развитие.

Определенную роль играет и государственная поддержка. Например, при посредничестве Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) фирма «ЧТЗ-Уралтрак» осуществляет поставки фронтальных колесных погрузчиков для дорожных работ. По условиям договора дорожные компании получают новые машины с рассрочкой на три — пять лет, а лизинговая компания рассчитывается с заводом-изготовителем сразу и в полном объеме. Первыми по такой схеме были реализованы два бульдозера Б10 М. Фронтальный погрузчик ЧТЗ ПК-46 успешно работает на строительстве и ремонте дорог в Тверской области, а фронтальный погрузчик ПК-30 — в Воронежской области.

Новый экскаватор-планировщик (ОАО «Тверской экскаватор») на автомобильном шасси «Урал» ТЭП-18 оборудован телескопической стрелой, с помощью которой, кроме обычных землеройных работ, можно проводить планировку откосов, производить выемку земли в труднодоступных местах.
Экскаватор-планировщик ТЭП-18 наиболее востребован при строительстве автомобильных дорог. Применяется он и строительными организациями нефтегазового комплекса при обустройстве и обслуживании нефте-газопроводов.

Завод «Челябинские строительно-дорожные машины» Группы «ГАЗ» приступил к производству новой модификации автогрейдера — ДЗ-98М (класс 250). Автогрейдер является модернизацией автогрейдера ДЗ-98. Он отличается задней спрямленной частью рамы (у предшественника она наклонная). Измененная рама позволяет комплектовать автогрейдер рыхлителем заднего расположения, что значительно расширяет область применения.

В условиях продолжающейся экономической нестабильности отечественные производители делают ставку не только на технические инновации, но и на повышение эффективности управления бизнес-процессами. «На сегодняшний день рынок специального оборудования в России переживает не лучшие времена», — отмечает Виталий Якименко, директор екатеринбургской компании «Умные машины». Повышение уровня квалификации сотрудников наряду с расширением деятельности на наиболее перспективных профильных рынках, по мнению Виталия Якименко, является залогом развития компании в современных экономических условиях России.

«Однако условия для укрепления своего бизнеса благодаря использованию эффективной стратегии развития и максимальному сокращению расходов вполне удовлетворительные», — полагает топ-менеджер. По его словам, на данный момент профильным предприятиям как никогда важно обратить внимание на передовые инновации бизнес-деятельности, активно применяющиеся зарубежными предприятиями.

У каждого даже, казалось бы, самого негативного явления можно отыскать положительные, светлые стороны. Нынешний кризис показал, что выстоит и победит лишь тот, кто руководствуется известным принципом — «под лежачий камень вода не течет». Многих отечественных производителей дорожно-строительной техники работа в новых условиях подвигла к поиску и, что самое главное, апробации инновационных подходов и решений. Пришло понимание: работать, как раньше, уже не получится. В противном случае придется уйти с рынка.

Дата: 23.12.2010
Станислав Веселовский
"Федеральный строительный рынок" 8(88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!