1 стр. из 1
Международная специализированная конференция «Ремонт и защита сооружений сточных вод» проходила 12–13 октября в Санкт-Петербурге. Ведущие специалисты обсудили проблемы контроля качества очищенной воды, методы защиты и оценки состояния сооружений сточных вод.
Что касается Северной столицы, то замена и санация отслуживших свой срок водопроводных и канализационных труб — одна из приоритетных задач ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». При этом, как прозвучало на конференции, «Водоканал» не ставит перед собой задачу перейти на какой-то один вид труб. Для каждого конкретного проекта определяется, из какого материала трубы в данном случае будут оптимальны. На выбор влияет и то, что именно будет по ним транспортироваться и под каким давлением, а также каков характер грунтов в данном конкретном месте. Учитываются и требования по долговечности и ремонтопригодности, по другим эксплуатационным показателям.
В настоящее время в городе на Неве трубы для водоснабжения и водоотведения производятся из следующих материалов:
полиэтилена (ПЭ-80, ПЭ-100);
стали с внутренней и внешней антикоррозийной изоляцией;
высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ);
стеклопластика с различной структурой и армированные стекловолокном.
Железобетонные трубы тоже «не сдают своих позиций». Им нашли применение там, где возможен сброс сточных вод с повышенной температурой, а также при микротоннелировании. Применение труб с облицовкой внутренней поверхности полиэтиленом существенно повысило их эксплуатационные качества.
В своем докладе «Коррозия в сооружениях сточных вод» Н. К. Розенталь, д. т. н. (НИИЖБ, Лаборатория коррозии и долговечности бетонных и ж/б конструкций), подчеркнул, что вопрос долговечности железобетонных конструкций является одним из важнейших. На практике нередки случаи, когда после ограниченных сроков эксплуатации состояние железобетонных конструкций оценивается как ограниченно работоспособное, недопустимое или аварийное. Основные причины коррозионных повреждений неплохо изучены, и соответствующие рекомендации по их предотвращению освещены в нормативных документах. Наиболее общие причины — неправильный учет условий эксплуатации конструкций и дефекты их изготовления — связаны как с прямым нарушением существующих строительных норм, так и с малой изученностью условий эксплуатации и недостаточной информацией о них у проектных организаций. Такое положение может быть исправлено при своевременной оценке проектов специалистами в области коррозии и защиты бетонных и железобетонных конструкций.
Важной эксплуатационной характеристикой сооружений является их герметичность. Из санитарных соображений не допускается попадание грунтовых, талых, дождевых и других неочищенных вод. В то же время из соображений сохранности сооружений не допускается утечка воды в грунт, т. к. это приводит к его размыву и просадке резервуара. Длительное действие воды вызывает коррозию первого вида (выщелачивание). Растворимые компоненты цементного камня (главным образом, гидроксил кальция) переходят в воду. В слое, подвергшемся процессу коррозии, происходит разложение минералов цементного камня (силикатов и алюминатов кальция). Прочность наружного слоя бетона понижается, а затем полностью утрачивается.
Ремонт поврежденных железобетонных конструкций резервуара должен включать в себя:
укрепление грунтов под основанием сооружения;
ремонт и восстановление дренажной системы;
ремонт, а при необходимости усиление, обеспечивающие восстановление несущей способности сооружения (причем при заделке трещин необходимо восстановление поврежденной арматуры и защитного слоя);
восстановление гидроизоляции сооружения;
выполнение защитного жертвенного слоя из торкретбетона на поверхностях железобетонных конструкций, подвергающихся выщелачивающему действию чистой воды.
Результаты обследования канализационных тоннелей, проведенные доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой гидравлики СПб ГАСУ, научным руководитель проекта ГК «Инженерные экосистемы» В. М. Васильевым в разных городах России, позволили выявить основные причины выхода их из строя и наметить основные мероприятия по восстановлению их эксплуатационной способности.
Как отметил ученый в своем докладе «Методика оценки состояния канализационных тоннелей», разработка конструкций перепадов, учитывающих движение воздуха, позволила создать систему воздухообмена в канализационных тоннелях глубокого заложения и дать методику их расчета. На основе полученных результатов были выполнены проекты реконструкции шахт, в которых предусмотрены как активные способы защиты от разрушений, так и пассивные, с использованием бетонов с повышенной водо- и газонепроницаемостью. Непрерывный мониторинг состояния шахт после реконструкции позволяет выявить узлы, наиболее сложные в конструктивном отношении и наиболее уязвимые к коррозии.
Данное обстоятельство привело к решению использовать современные материалы и конструкции, которые практически не поддаются коррозионному разрушению, что позволяет значительно удлинить срок службы этих сооружений. В процессе выполнения этого решения были разработаны «Правила технической эксплуатации системы канализационных тоннелей г. Санкт-Петербурга» и «Правила безопасности при эксплуатации канализационных тоннелей г. Санкт-Петербурга».
Большой интерес вызвал также доклад эксперта SB Projektentwicklung Райнхарда Бюссинга «Ремонт напорных труб сточных вод цементно-полимерным составом MC-RIM». С опытом применения защитного покрытия на различных объектах водоочистки в Европе познакомила участников конференции О. Р. Санжаровская, руководитель направления «Ремонт и защита бетона» (MC-Bauchemie Russia).
В целом конференцию «Ремонт и защита сооружений сточных вод» отличали конструктивный диалог и стремление к поиску профессионального решения поднимавшихся вопросов и проблем.
Дата: 23.12.2010
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 8(88)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!