Как повысить эффективность строительной отрасли

1 стр. из 1

V Национальный конгресс «Приоритеты развития экономики: модернизация промышленности России», состоявшийся в октябре, проходил в здании Управделами Президента РФ по инициативе и при поддержке Госдумы, Национального агентства стратегических проектов и межведомственной рабочей группы по совершенствованию инновационного законодательства при Администрации Президента РФ. Одним из участников мероприятия стал президент Российского Союза строителей Владимир ЯКОВЛЕВ. Он провел встречу за круглым столом по теме «Модернизация строительного комплекса: инфраструктурные проекты России». С докладами выступили директор Департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития РФ Илья ПОНОМАРЕВ и заместитель министра регионального развития Юрий ОСИНЦЕВ.

Целями конгресса были заявлены: разработка предложений по формированию и внедрению промышленно-инвестиционной политики России до 2020 г. по приоритетным отраслям, разработка и обсуждение эффективных механизмов модернизации промышленности и внедрения в практику государственного управления системы долгосрочного прогнозирования, пятилетнего индикативного планирования, балансового метода, в том числе важнейшего для нашей страны топливно-энергетического баланса, и отраслевых контрактов, которые регулируют отношения государства и целых отраслей, а также макроэкономического и межотраслевого моделирования.

Владимир Яковлев об энергоэффективности и автодорогах
Открывая заседание за круглым столом по теме «Модернизация строительного комплекса: инфраструктурные проекты России», президент РСС первым делом обратил внимание участников на актуальность темы энергосбережения и энергоэффективности. В частности он сказал: «Энергоэффективность обогрева одного квадратного метра наших зданий составляет 13 литров условного топлива в год. Если взять примерно такую же страну, которая находится в таких же широтах, как наша, например Канада, то там расход составляет 3,5–4 литра условного топлива в год.

А если перевести на всё энергоснабжение, т. е. сколько мы фактически сможем сэкономить, то это составит примерно 400 млн тонн условного топлива, или 30–40% от общего объема потребления энергии. Вот такая картина». По словам Владимира Яковлева, если в масштабах всей отрасли более четко обратить на это внимание, то следовало бы серьезно задуматься над многими вопросами.

«Когда мы говорим о нанотехнологиях, то понятно, что и в строительстве им есть место применения в плане модернизации оборудования на производствах, в плане использования новых строительных материалов, — продолжил глава РСС. — При этом я хотел бы отметить и то направление, которое, безусловно, в Российской Федерации является одним из главнейших. Это дороги и мостовые переходы. В стране сегодня примерно 900 тыс. км проездных дорог, в том числе и с грунтовым покрытием. Для «связанности» страны необходимо построить еще примерно 1 млн км». Далее Владимир Яковлев для сравнения обратился к американскому опыту. Соединенные Штаты, по недавно принятому там плану развития дорожной сети, за 6 лет собираются построить 240 тыс. км автомобильных дорог. В России в 2008 г. построили 2,3 тыс. км, в том числе федеральных — 500 км. В 2009 г. построили 1,4 км, в том числе 1,1 тыс. км — федеральных. Это, как подчеркнул президент РСС, просто несопоставимые цифры, особенно, если иметь в виду то, в каком состоянии находятся стандартные дороги в США и в каком у нас. При этом, как об особом достижении сегодняшней России, Владимир Яковлев упомянул о завершении строительства федеральной трассы «Амур»: «Все-таки мы будем иметь в ближайшее время прямое сообщение Москва — Чита — Хабаровск — побережье океана. И, конечно, будет совершенно иной уровень жизни на этих территориях».

Глава РСС отметил, что в России сегодня огромны перспективные объемы не только дорожного, но и жилищного строительства. «Жизнь движется вперед, требуется очень много нашего участия. Но при этом надо понимать, как мы это будем осуществлять. Если одни будут думать о перспективе, а другие будут все время сопротивляться и ставить рогатки, конечно, ничего хорошего, кроме удорожания, не произойдет. Поэтому и стоимость погонного километра дороги на сегодняшний день у нас не сопоставима стой, которая у развитых стран.
И стоимость квадратного метра жилья у нас зашкаливает все возможные пределы», —отметил Владимир Яковлев, предложив продолжить разговор в подобном ключе.

Илья Пономарев: «К модернизации через спрос на профессионалов»
В начале своего выступления директор Департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития Илья Пономарев высказал парадоксальную мысль о том, что, дословно, «кризис в строительной отрасли в гораздо большей степени происходил не последние два года, а предыдущие три-четыре, когда бурный рост экономики позволил с большим юмором смотреть на рост эффективности, на необходимость применения новых технологий и так далее». По словам представителя Минрегиона, все «съедалось» теми процентами, которое позволяло получать строительство. В то же время строительная наука не получала серьезного развития, поскольку «что ни построй, всё купят, и причем с приличной прибылью». Кризисные явления в экономике вызвали новые требованиям к строителям — «сохранить эффективность, просто выжить, по большому счету».

«Может, это как раз и пойдет на пользу всем, — сказал Илья Пономарев, — потому что такого количества обращений в сторону технических и организационных изменений в строительстве, как за последние два года, мы не наблюдали уже, наверное, лет десять». Отрадным фактом, по мнению главы департамента Минрегиона, является то, что на сегодняшний день та наука, которая была в Советском Союзе, все-таки ненамного отстала от реальности.

«Те нормы и институты, которые у нас работали, в общем-то, работали на передовом крае строительной науки и технологий строительного производства. И даже за те 15–20 лет, которые прошли с того момента, как мы перестали этим активно заниматься, не дали такого категорического отставания, чтобы говорить о том, что мы на самом деле утратили все, и единственный путь, который у нас есть, это полное заимствование зарубежных приемов, стандартов и так далее», — сказал Илья Пономарев. Главным же при модернизации строительной отрасли, на взгляд спикера, является создание «спроса на профессионалов», что позволит им действительно влиять на ситуацию. «То есть формирование решения в любой сфере, требующей компетенции, должно происходить с участием профессионального сообщества, — пояснил Илья Пономарев. — В рамках этой деятельности сейчас создаются как раз те самые институты, которые взамен государственных должны эту функцию реализовать. Саморегулирование как институт допуска на рынок — это новый институт, который вызывает много споров, но в той концепции, по которой мы движемся. Это, наверное, единственный правильный институт.

В этой же связи происходят перемены и в нормативной базе». Далее директор градостроительного департамента отметил, что при этом «мощный тренд на европеизацию» может быть оправдан в разумных пределах, то есть в сопоставлении с нашей существующей нормативной базой, а не в ее дискредитации.

«Не учитывать опыт Европы, разумеется, нельзя, — продолжил Илья Пономарев. — Производительность труда в строительстве у нас составляет порядка 21% от американской и 24–26% от европейской, то есть в 4 раза более низкая. И когда мы начинаем говорить об экономике процесса, почему же у нас такие высокие цены, при том что такая дешевая рабочая сила, так вот надо понять, что рабочая сила-то получается очень дорогая. Потому что если человек за вдвое более низкую зарплату выполняет в 4 раза меньше работ, то, в принципе, это в 2 раза более дорогая рабочая сила. Поэтому вопрос профессионализации, повышения квалификации, как раз для строительной отрасли на всех уровнях далеко не праздный. На сегодняшний день он, действительно, является одним из структурообразующих».

Относительно международной кооперации выступавший отметил, что наконец-то стали реальными процессы интеграции в рамках территории бывшего СНГ: это и Таможенный союз, и ЕврАзЭС, и т. д. Особенно активно ведется работа в части технического регулирования — по сближению и унификации подходов и норм. В частности, за последний год подготовлен проект общего регламента по безопасности зданий, сооружений и строительных материалов. Подготовлен еще ряд документов.

«Декларируя Россию как открытую для Европейского содружества страну, как страну, нацеленную в большой степени на евроинтеграцию, мы должны, конечно, дать возможность использовать все передовые технологии, все передовые методы ведения работ, — продолжил Илья Пономарев. — С другой стороны, мы, безусловно, должны обеспечить безопасность и надежность принимаемых решений. А если речь идет об объектах бюджетной системы — еще и эффективность. В этой части подготовлен целый ряд решений, которые смягчают и устраняют барьеры, касающиеся вхождения иностранных игроков на рынок».

Параллельно работе над российским перечнем сводов правил, которые обеспечивают исполнение техрегламента о безопасности зданий и сооружений на обязательной основе, Минрегион рассматривает возможность применения на территории РФ той системы технического регулирования, которая существует в Европе. Но это непростой вопрос. Так, по словам директора градостроительного департамента, когда переход на новую, западноевропейскую систему технического регулирования состоялся в нескольких странах Восточной Европы, он «закончился заменой строительного комплекса страны на строительный комплекс внешний».

Любое движение вперед, по убежденности Ильи Пономарева, в строительной отрасли должно происходить постепенно и разумно, «без каких-либо резких движений». «Поэтому, я думаю, те пути, которые намечены на сегодняшний день, наиболее оптимальны», — отметил представитель Минрегиона.

В ходе своего выступления Илья Пономарев высказал личную точку зрения еще на ряд актуальных проблем, подняв, в частности, тему управления стоимостью строительства. «То, что не зависит от строителя, касается рисков административных», — сказал представитель Минрегиона. По его мнению, ни о какой инновационной активности всерьез говорить нельзя, пока в стоимости проекта 40% будут составлять административные риски и только 5% — инновационный потенциал.

Резюмируя свое выступление, директор градостроительного департамента отметил: «Те, кто непосредственно занимается делом, сегодня начали формировать действенные структуры, понимая, что никто так четко, как профессиональное сообщество, не обозначит те проблемы, которые мешают расти и развиваться, и не сформулирует те задачи, которые государство должно для них решить».

Юрий Осинцев: «От мотивации к механизмам повышения эффективности»
На встрече за круглым столом статс-секретарь и заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев сделал докладом на тему «Модернизация строительной отрасли как составная часть модернизации России». В начале своего выступления он подчеркнул: «Нынешнее состояние строительной отрасли, ее дальнейшая технологическая и ресурсная модернизация исключительно важны. Это связано с тем, что строительство формирует почти 5,5% ВВП и в строительной отрасли занято практически 5,5 млн человек. Понимая это, государство сегодня принимает небывалый по объему комплекс мер поддержки, призванный удержать строительство на плаву в кризисное время. Общий объем государственных средств, направленных на жилищное строительство, в прошлом году составил более 500 млрд, в этом году — около 700 млрд. Однако специфика современного этапа — переход от антикризисных мер к посткризисному развитию всей российской экономики, поэтому главной задачей, сегодня стоящей перед правительством России и бизнес-сообществом, является поиск системных решений, который позволит вернуть инвестиции в строительство, сделать отрасль привлекательной по эффективности как для российских, так и иностранных инвесторов».
Министерство регионального развития в ходе постоянного мониторинга и анализа строительной отрасли выявило ряд проблем, осложняющих реализацию инвестиционных проектов, связанных со строительством в России. «На наш взгляд, это большое количество и непрозрачность разрешительных и контрольных процедур на всех этапах реализации проекта, низкая производительность труда в строительной отрасли, отсутствие инновационных технологий, методически корректной системы стратегического планирования и пространственной организации территории», — уточнил представитель Минрегиона.

В рамках системной работы, в частности, по снятию необоснованных административных барьеров в строительной отрасли разработан и утвержден план действий Правительства РФ по всем уровням публичной власти. Его главной задачей является создание прозрачного регламента взаимодействия бизнеса и государства в процессе реализации инвестиционных проектов. Кратко эту задачу, по словам Юрия Осинцева, можно охарактеризовать как формирование минимально необходимого закрытого перечня процедур, определяющих участие государства в реализации проектов.

К ключевым новациям плана относятся: упрощение содержания документов территориального планирования (закон уже внесен в Госдуму и прошел первое чтение), четкая регламентация формирования пакета технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям (как в качестве процедур, так и в части затрат), формирование института негосударственной экспертизы, установление ответственности за несоблюдение регламентных сроков разрешительных процедур и укрепление независимых институтов государственного контроля (саморегулируемых организаций в строительстве).

Реформируется система технического регулирования отрасли, принят важнейший документ — Технический регламент по безопасности зданий и сооружений. Для содействия его реализации в марте этого года Минрегионом и тремя национальными объединениями (изыскателей, проектировщиков и строителей) подписано соглашение, в котором предусмотрено совместное участие в финансировании работ по разработке и актуализации нормативных документов стройки.

«Пути решения проблемы низкой производительности труда в строительстве рассматриваются тоже в нескольких аспектах, — продолжил Юрий Осинцев. — Прежде всего это касается системы технического регулирования отрасли. Длительная пауза в работе по модернизации документов не могла не дать своих отрицательных результатов. Сегодня совместно с профессиональным сообществом в лице национальных объединений начата работа по переработке нормативной базы строительства, и до конца 2010 г. строители получат 25 новых актуализированных сводов правил — современных и содержащих наиболее прогрессивные нормы и решения, учитывающих как результаты российских исследований, так и опыт Евросоюза. Остальные, их почти 60, будут актуализированы в следующем году».

Одним из ключевых направлений работы является совершенствование нормативно-правовой базы в части построения четкой системы управления контрактными расходами в строительных проектах. Примером применения может служить ведущая мировая система по контрактации проектов. «Безусловность и полнота ответственности контрагента за результат своей работы, личная ответственность инженера и эксперта за принятие технических решений, обеспечение конфликта интересов сторон на каждом этапе с целью обеспечения максимальной эффективности — реализация этих принципов в сочетании со снижением административно обусловленных рисков позволит создать системный спрос на эффективные инженерные решения, инновации и квалифицированный труд, — прокомментировал Юрий Осинцев. — Это должно стать одной из главных мотиваций повышения эффективности в отрасли». Важнейшим институтом обеспечения ответственности, о чем неоднократно говорил Президент России, должно стать страхование в строительстве. Эта тема прорабатывается Минрегионом совместно с профильным комитетом Госдумы, Всероссийским союзом страховщиков и крупнейшими страховыми компаниями.

Комплексная реализация указанных задач должна обеспечить выход отрасли на уровень конкурентоспособности среди развитых стран в части производительности и обеспечить необходимую динамику дальнейшего развития.

Далее заместитель министра вкратце рассказал о работе Минрегиона в сфере стратегического планирования и разработки градостроительной документации. «Построение методически однородной и четко регламентированной структуры и документов терпланирования на базе обоснованных стратегических решений кратно повышает привлекательность территорий для инвестирования как в традиционные, так и комплексные инфраструктурные проекты, — отметил Юрий Осинцев. — Нами уже подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных на оптимизацию ситуации в этой сфере, ведется разработка национальных нормативов градостроительного проектирования как методической базы, столь необходимой сегодня».

Основные шаги в сфере строительства на перспективу будут сделаны в рамках разработанного Минрегионом комплекса мер, которые должны полностью раскрыть весь потенциал государственно-частного партнерства в инвестиционном строительном процессе. Комплекс мер включает в себя принятие региональных долгосрочных программ жилищного строительства, предоставление для данной цели подготовленных земельных участков, обеспечение потребностей кредитования населения в строительстве, развитие строительного комплекса в части новых материалов и современных технологий, кадровое укрепление отрасли и др. В составе комплекса мер также разработан механизм, позволяющий выделить обеспечение инженерной инфраструктуры застраиваемых участков в отдельный бизнес.

В региональные программы должны будут войти мероприятия по снятию местных административных барьеров, комплексному освоению территории в целях жилищного строительства, разработке градостроительной документации, восстановлению системы непрерывного профессионального образования, поддержке стройиндустрии в части выпуска и использования современных и недорогих энергоэффективных материалов и технологий, расширению участия населения в строительстве через жилищно-строительные кооперативы и увеличению объемов строительства социального и арендного жилья для граждан, не имеющих возможность приобрести его в собственность.

«Особо подчеркну, что с учетом каждой региональной программы будет скоординирована реализация ведомственных программ строительства и планов прямой закупки на первичном рынке, — сказал Юрий Осинцев. — Обобщив потребности в жилье в каждом конкретном регионе, мы подготовим совместно с фондом РЖС предложения субъектам Российской Федерации по строительству необходимого объема жилья эконом-класса на ближайшие несколько лет под наши обязательства, включив их в региональные программы.

В итоге инвесторы-застройщики в регионах получат фактически обеспеченный заказ на строительство жилья, реализация которого будет гарантирована государством, а также смогут скоординировать и спланировать свои расходы. Аналогичная увязка будет с программами строительства, реализуемыми институтами развития».

Все это, как уверен замминистра, позволит расширить горизонты планирования строительной индустрии на местах, сделать развитие всего строительного рынка недвижимости более предсказуемым, в конечном счете, спланировать технологическую модернизацию заводов стройиндустрии, особенно — занятых производством стройматериалов. На долю материалов приходится до 60% затрат, при этом определяющим требованием является безопасность, качество и доступная цена.

«Сейчас модернизация российской строительной индустрии идет преимущественно за счет импортного оборудования и технологий. Такая модернизация является высокозатратной, а главное — это не стимулирует разработку и производство отечественных технологий и оборудования, которые просто необходимы, чтобы Россия (как и другие страны, переживающие начальный этап модернизации) смогла не только проводить дальнейшую модернизацию промышленности стройматериалов на базе отечественных разработок, но также экспортировать оборудование и технологии, хотя бы в объемах, адекватных импорту», — резюмировал Юрий Осинцев, завершая доклад.

Дата: 23.12.2010
Сергей Александров
"Федеральный строительный рынок" 8(88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!