Как практически реализовать выполнение федерального закона № 384

1 стр. из 1

Принятый 30 декабря 2009 г. федеральный закон РФ  «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ статьей 1 преследует следующие цели:
 защиту жизни и здоровья  граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества;
 охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
 предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
 обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений.
Кроме того, статья 3 «Сфера применения настоящего Федерального закона» требует:
 (п. 4) безопасных для здоровья условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
 (п. 5) безопасности для пользования зданиями и сооружениями;
 (п. 6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
 (п. 7) энергетической эффективности зданий и сооружений.

Нас всегда интересуют практические возможности реализации той или иной декларации, которые предлагаются нашими законами. И здесь хотелось бы узнать, как наши законотворцы предлагают реализовывать 1-й и 4-й пункты статьи 3, связанные со сферой нашей деятельности — обследованием качества теплозащиты и энергоэффективности отапливаемых зданий и сооружений с нормативным микроклиматом в помещениях. Этими обследованиями мы занимаемся с 1996 г. Опыт, накопленный за долгие годы практической работы на объектах, позволяет нам утверждать, что безопасные для здоровья условия проживания в нашем суровом климате могут быть обеспечены выполнением требований ГОСТа 30 494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Поддержание нормативного микроклимата должно быть обеспечено в отапливаемых помещениях, предназначенных для длительного пребывания людей в течение всего отопительного сезона. Выполнение этих требований обеспечивается соответствием фактических значений теплотехнических и теплоэнергетических показателей требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». В этом случае нормативный микроклимат в помещениях будет обеспечен при подаче расчетного  количестве тепла в отопительную систему здания при условии ее функционирования в штатном режиме.

Таким образом, необходимо вернуть статус «документа обязательного исполнения» как ГОСТу 30 494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», так и СНиП 23-02-2003, отнятых у них федеральным законом «О техническом регулировании» №184-ФЗ. Этот закон, вызывающий сомнение в профессионализме его разработчиков, разрушил всю нормативную базу строительной отрасли нашей страны.

В настоящее время никому не понятно, с помощью выполнения каких обязательных требований можно гарантировать качество теплозащиты и энергоэффективности отапливаемых зданий и сооружений, обеспечивающих поддержание нормативного микроклиматом в помещениях при потреблении расчетного количества тепла в течение всего отопительного сезона.

ГОСТ 30 494-96 как был, так и является совершенно необходимым документом. После принятия в 1996 г. федерального закона «Об энергосбережении» № 28-ФЗ он стал особенно необходим, т. к. требования к энергосбережению могли привести к снижению расходования тепла на отопление зданий. ГОСТ позволил привести в соответствие обеспечение нормальных условий для пребывания людей в отапливаемых помещениях с оптимальным расходованием тепловой энергии на отопление зданий.

11 декабря 1998 г. стандарт был принят Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому регулированию и сертификации в строительстве (МНТКС), объединяющей органы государственного строительства стран СНГ. И вот этот документ, разработанный профессионалами высокого класса, имеющий межгосударственное значение и принятый большинством стран СНГ, неизвестно кем и неизвестно зачем объявлен «документом добровольного применения». Что подразумевается под этим термином, никто и до сих пор толком объяснить не может. А так как в настоящее время за невыполнение требований по соблюдению нормативного микроклимата в жилых и рабочих помещениях на территории РФ никто ответственности не несет, граждане каждую зиму страдают из-за отсутствия тепла в своих жилищах. К тому же, у нас принято взимать оплату за отсутствующее отопление! И никто нигде ответственности за это не понес. Откровенное нарушение федерального закона «О защите прав потребителя и благосостояния человека» ни правителей, ни законодателей не тревожит.

Создается впечатление, что разработчики законов, принятых в последнее десятилетие, не знают, что за документы функционировали до пришествия их на «законодательную ниву». Особенно это касается строительной отрасли и сферы ЖКХ. Например, в настоящее время правительственные органы и законодатели предлагают строительной отрасли и ЖКХ использовать зарубежные нормативные документы, игнорируя отечественный профессиональный опыт. Не подумали даже о том, что Европа живет в климатических условиях, совершенно отличных от наших, и у нас должны быть свои строительные нормы.

С конца 90-х гг. НИИ строительной физики РААСН РФ занимался разработкой документации по теплозащите и энергетической эффективности отапливаемых зданий. Этим институтом были разработаны и опубликованы нормативные документы, выполнение требований которых должно было гарантировать поддержание нормативного микроклимата в отапливаемых зданиях, предназначенных для длительного нахождения в них людей при расчетном потреблении тепловой энергии, т. е. расчетной энергоэффективности, с учетом климатических особенностей местонахождения конкретного здания.

Специалистами института была показана необходимость разработки Территориальных строительных норм (ТСН) для учета разнообразия климатических особенностей нашей страны. Ими же были разработаны форма и методика теплоэнергетического паспорта (ТЭП) для отапливаемых зданий и сооружений с нормируемым микроклиматом в помещениях.

Теплоэнергетический паспорт (ТЭП) необходим для того, чтобы знать нормативные, проектные и фактические значения теплотехнических и теплоэнергетических показателей, во-первых, лицам, осуществляющим различные сделки с недвижимостью, во- вторых, органам государственного надзора и контроля, отслеживающим состояние энергетической эффективности отапливаемых зданий и расходование ими тепловой энергии, необходимой для обеспечения нормативного микроклимата в помещениях отапливаемых зданий. В том числе, в процессе эксплуатации путем периодических энергоаудитов. Это, в конечном счете, позволяет контролировать расходование невосполнимых энергоресурсов (начиная с отдельного здания и до масштабов страны).

Кроме того, таким способом можно своевременно проводить необходимый ремонт зданий, утративших нормативную энергоэффективность. Таким образом, можно документировать энергетическую эффективность здания в течение всего срока его эксплуатации.

Наличие ТЭП у каждого отапливаемого здания позволяет любому лицу, как физическому, так и юридическому, получить необходимую информацию об основных теплотехнических и теплоэнергетических показателях приобретаемого здания или помещения в нем.

ЗАО «ТТМ» использует все нормативные документы, относящиеся к теплозащите отапливаемых зданий при натурных обследованиях и заполнении ТЭП. К сожалению, большинство из этих документов официально признано «документами добровольного применения» либо «не действующими».

На рисунке приведена система взаимосвязанных законов и нормативных документов. При выполнении требований этих нормативов она позволяла обеспечивать нормативный микроклимат в помещениях отапливаемых зданий и сооружений при расходовании расчетного количества тепловой энергии. Основным документом в предлагаемой системе являются СНиП 23-02-3003 «Тепловая защита зданий», которые дают возможность проектировать здания с заданными теплотехническими и теплоэнергетическими показателями. На этапе проектирования разрабатывается и заполняется ТЭП, в который вносятся нормативные требования и проектные данные, определяющие теплотехнические и теплоэнергетические показатели проектируемого здания. Затем документация проходит экспертизу. На этом этапе сравниваются нормативные требования с проектными данными. По окончании строительства здания и через год после его введения в эксплуатацию проводятся комплексные обследования качества теплоизоляции здания, а полученные результаты натурных обследований и расчетов заносятся в ТЭП.

Таким образом, существовавшая нормативная база для строительных объектов позволяла вести контроль над качеством теплозащиты и энергетической эффективности любого отапливаемого здания с нормативным микроклиматом в помещениях на всех этапах эксплуатации здания, а полученные данные фиксировать на страницах теплоэнергетического паспорта, доступного как потребителям, так и государственным органам надзора и контроля.

Непонятно только, почему понадобилось разрушать всё добротно построенное «здание» контроля и надзора над самыми значимыми эксплуатационными характеристиками зданий, предназначенных для людей?

Что же делать? С нашей точки зрения, наиболее разумно было бы отменить  вредоносные для граждан нашей страны, маловразумительные и непрофессиональные федеральные законы последнего десятилетия №184-ФЗ, №261-ФЗ и № 384-ФЗ, а разработку таких законов поручить профильным институтам, например, НИИСФ РААСН и др., которые еще функционируют.
При разработке законов, которые имеют техническую специфику, необходимо приглашать профессиональных консультантов. Иначе федеральные законы начинают противоречить один другому, Конституции страны и даже законам физики.

Дата: 29.12.2010
 Д. Петров, Э. Василевская
"Петербургский строительный рынок" 11-12(131)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!