Ветры перемен

1 стр. из 1

Истощение мировых запасов ископаемых углеводородов и вызванное их использованием глобальное потепление сделали актуальнейшей задачей цивилизации развитие нетрадиционной энергетики. В прошлом веке Советский Союз был лидером в исследованиях и промышленном применении альтернативных источников энергии. Правительство РФ предпринимает меры для восстановления утраченных позиций, но специалисты с осторожностью оценивают перспективы энергии будущего в России.


По прогнозам исследователей, пик мировой добычи нефти уже пройден, он пришелся на 2007–2008 гг., и истощение относительно дешевых энергетических ресурсов — лишь вопрос времени. Необратимость этого процесса вызывает не только устойчивый рост цен на энергоносители, но и опасения стран, не обладающих запасами ископаемых углеводородов, по поводу собственной энергетической безопасности в будущем. Рост экономики и урбанизации, характерный для современного мира, не позволяет сомневаться в том, что потребность в энергии со временем лишь возрастет (по некоторым оценкам, на 60 %), причем в ближайшие двадцать лет. Тот факт, что топлива на всех не хватит, заставляет государства использовать все имеющиеся рычаги влияния для активного развития нетрадиционной энергетики. В настоящее время 48 стран мира имеют стратегические программы по применению альтернативных источников энергии.

Не менее существенно влияние изменения климата. Глобальное потепление расценивается как угроза человеческой цивилизации и требует решительных действий всего мирового сообщества. По Киотскому протоколу, развитые страны к 2012 г. должны сократить количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов на 5,2 % (относительно уровня 1990 г.). Выполнить свои обязательства этим странам должно позволить планируемое к 2020 г. получение из возобновляемых источников до 30% от общего объема генерируемой энергии. В связи с этим промышленное применение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) стало во многих странах важнейшей экономической и, подразумевая энергетическую безопасность, политической задачей. Нужно отметить, что АЭС и крупные гидроэлектростанции условно относятся к нетрадиционной энергетике (запасы урана не безграничны), но из-за экологической небезопасности, а также необходимости больших инвестиций и дотаций и длительного периода окупаемости они не включены в стратегические энергетические программы. Приоритетными стали активно развивающиеся последнее десятилетие ВИЭ на основе энергии солнца, ветра, геотермальной, приливов/отливов, биотоплива, а также научные исследования в области водородной энергетики и создания топливных ячеек. Государственные преференции в виде так называемых зеленых сертификатов, для получения которых энергосбытовые компании вынуждены приобретать весь объем производимой ВИЭ энергии, а также дотации, снижающие стоимость продукции пока более дорогой альтернативной энергетики, привели к бурному развитию частных инвестиций в этот сектор экономики. Достаточно упомянуть создателя Microsoft Билла Гейтса, вложившего $84 млн в производство этанола, и владельца Google Сергея Брина, инвестировавшего более 100 млн в солнечную энергетику.

Гелиогенерация сегодня наиболее развита. Солнечные батареи имеют достаточно высокий КПД, бесшумны, компактны и экологически безопасны. Использование энергии солнца для выработки электричества и тепла за последнее десятилетие возрастает ежегодно на 28%. Естественным ограничителем служит климат. Хотя сдерживающими факторами развития гелиогенерации являются и высокая капиталоемкость (по оценкам экспертов, около 5 тыс. $/кВт), и дефицит обогащенного кремния, широко используемого также и в электронной промышленности. По прогнозам, в ближайшем будущем можно ожидать создания солнечных энергоустановок на основе передовых нанотехнологий, что послужит новым импульсом для дальнейшего развития гелиогенерации.

Лидером отрасли ВИЭ является ветроэнергетика — 48% ежегодного роста потребления генерируемой ветропарками энергии (по данным Международного энергетического агентства). На долю геотермальных станций приходится 7,5%, при этом общий ежегодный объем роста потребления энергии из всех источников составляет 2,2%. Биомассу сегодня используют в основном для синтеза заменителей бензина и дизельного топлива (таких, как этанол) или для традиционного сжигания дров и отходов лесоперерабатывающих предприятий при выработке тепловой энергии. По прогнозам специалистов, пик инвестиций в ветроэнергетику придется на 2015 г., так как ожидать технологического прорыва в этом сегменте ВИЭ не приходится. Даже в самых мощных энергоустановках (на 5 МВт) из-за трения не удается добиться высокой эффективности. Кроме того, число географических районов, где среднегодовая скорость ветра обеспечивает инвестиционную привлекательность строительства ветропарков, ограничено. В прошлом веке Советский Союз был мировым лидером в исследованиях и промышленном использовании ВИЭ. Первая в мире ветроэнергетическая станция мощностью 100 кВт была построена в Крыму в 1931 г. В 1958 г. начались исследования на Камчатке, а в середине 60-х дала энергию первая геотермальная электростанция. Активно развивалась и малая гидроэнергетика. В начале 60-х гг. XX века появились фотоэлектрические установки автономного энергоснабжения. Но создание единой энергетической системы и ориентированность социалистической экономики на реализацию глобальных проектов затормозили развитие энергетики на основе ВИЭ.

В новых экономических условиях в России, в период падения цен на энергоносители, была разработана государственная программа по развитию альтернативной энергетики, однако устойчивый рост стоимости ископаемых углеводородов в новом тысячелетии привел к закрытию этой программы. Присоединение РФ к Киотскому протоколу не оказало существенного влияния на структуру энергоотрасли. Падение промышленного производства привело к тому, что Россия не только выполнила обязательства по сокращению выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, но и может выгодно реализовать причитающуюся ей квоту.

Стремительное сокращение запасов относительно недорогих энергоносителей и общемировая стратегическая ориентация на развитие альтернативной энергетики вынуждают российские власти предпринимать меры по развитию ВИЭ.

В прошлом году правительство Российской Федерации определило основные направления государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии. Распоряжение предусматривает оказание финансовой поддержки энергопредприятиям, работающим на основе ВИЭ; министерству энергетики РФ поручено разработать соответствующие механизмы. Также запланированы государственные инвестиции в развитие альтернативной генерации — от 20 млрд руб. в 2010 до 120 млрд к 2020 г., что должно позволить увеличить выработку до 67 млрд кВт ч (4,5% от всей вырабатываемой в стране энергии). Стоит отметить, что рост производства энергии, создаваемой на основе ВИЭ — пока более дорогой, не окажет существенного влияния на ее стоимость для потребителей. По расчетам экспертов, цена кВт ч увеличится за счет этого к 2020 г. на 8 копеек.

Запланированное увеличение использования ВИЭ выглядит весьма скромным, если учесть тот факт, что на территории практически всех субъектов Российской Федерации имеется по два-три типа альтернативных источников электроэнергии. Экономически эффективный потенциал ВИЭ в России превышает 300 млн тонн условного топлива, что достаточно для удовлетворения трети внутренних потребностей страны в первичной энергии.

Но, признавая важность правительственной программы и огромные потенциальные ресурсы страны в использовании ВИЭ, эксперты сдержанно оценивают перспективы российской альтернативной энергетики. Главный сдерживающий фактор — наличие огромных запасов углеводородного ископаемого сырья, а также ориентированность экономики страны на их экспорт. Весьма красноречивым, по мнению многих российских чиновников, является тот факт, что развитие энергетики на основе ВИЭ позволит увеличить экспорт нефти и газа.

Дата: 29.12.2010
Василий Горлов
"Петербургский строительный рынок" 11-12(131)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!