Порты Ленинградской области – морские ворота Северо-Запада

1 стр. из 1

Лишившись после развала СССР нескольких крупных морских портов в прибалтийских республиках, Россия в короткий срок построила современные порты и терминалы, преимущественно в Финском заливе. Балтика стала поистине морскими воротами страны на Северо-Западе.

Усть-Луга

Более 17 лет назад в Лужской губе Финского залива началось строительство универсального морского торгового порта Усть-Луга, который должен стать самым современным и высокотехнологичным на Северо-Западе России. Наиболее активно порт начал строиться семь лет назад, когда была запущена система государственно-частного партнерства. На каждый рубль, вкладываемый государством, пошел приток 7–8 руб. частных инвестиций.
Усть-Луга — крупнейший инфраструктурный проект России на границе с ЕС и на перекрестке международных транспортных коридоров. Порт чрезвычайно привлекателен для грузоперевозчиков: навигация без ледокольной проводки возможна до 326 дней в году, подходной канал — самый короткий на Балтике: всего 6 км. По проекту порт способен принимать крупнотоннажные суда: сухогрузные — дедвейтом до 75 тыс. т, наливные — до 120 тыс. т.

Порт развивается и вширь, и вглубь. Сейчас работает уже 6 специализированных терминалов, еще несколько строится. Усть-Лужский филиал «Росморпорта» выполнил масштабные работы по дноуглублению в акватории терминалов и порта в целом. В прошлом году Лужский морской канал был расширен до 180 м и углублен до 16 м, что соответствует Датским проливам. После этой реконструкции стал разрешен проход судов с максимальной осадкой 13,7 м.

Фронт работ по дноуглублению огромен: это и строительство Лужского западного фарватера, Лужского западного канала, акватории Южного района порта. Предстоит выполнить работы в Северном районе порта, построить Северный канал с глубиной 17,5 м. По словам специалистов, это позволит реализовать круговую схему движения судов с осадкой в загруженном состоянии до 15 м.

Поскольку порт Усть-Луга изначально строился на пустом месте, это дало возможность правильно спланировать его развитие и сформировать взаимосвязанные функциональные кластеры: транспортный, промышленно-производственный, логистический, селитебный, рекреационный.

Порт строится и работает. В прошлом году совокупный грузооборот составил 15 млн т, и львиная доля его приходится на угольный терминал, который был введен в эксплуатацию первым, еще в 2001 г. Он поэтапно наращивает свои мощности.

С вводом в строй третьей очереди терминала его производительность возросла до 8 млн т. угля в год. Проектная пропускная способность комплекса — 12–15 млн т.

Успешно функционирует и комбинированный многоцелевой грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (АЖПК), имеющий двусторонний паромный пирс с длиной причального фронта 429 м. Впервые в мире в порту Усть-Луга была установлена специальная мостовая конструкция, которая может принимать два типа паромов — «Мукран-103» и морской паром усиленного ледового класса Rider (способные перевозить не только накатную технику, но и железнодорожные вагоны), а также производить обработку судов типа Ro-Ro. Паромная линия Усть-Луга (Ленинградская область) — Балтийск (Калининградская область), а в ближайшем будущем и Засниц (Германия) не только надежно свяжет каботажной линией российский анклав с основной территорией страны, но и обеспечит кратчайший маршрут транспортировки грузов водным путем. В течение последних двух лет в порт еженедельно совершалось по два судозахода парома «Балтийск», а в ноябре с. г. начал курсировать и второй паром. В этом году грузооборот АЖПК должен составить около 500 тыс. т.

Одним из крупнейших является и многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» — первый в России специализированный автомобильный терминал. Пусковой комплекс, рассчитанный на перевалку 100 тыс. автомобилей в год, начал работать два года назад. При выходе на полную мощность терминал сможет осуществлять прием, хранение и перевалку не менее 400 тыс. легковых автомобилей.

Порт Усть-Луга представляет собой гигантскую стройплощадку, где днем и ночью кипит работа. Продолжается строительство Усть-Лужского контейнерного терминала, который должен стать крупнейшим в стране. Его проектная мощность — почти 3 млн TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении) в год, с возможностью расширения до 6 млн TEU. После ввода второй очереди и проведения дноуглубления до отметки минус 16 м терминал сможет принимать большегрузные океанские суда-контейнеровозы на 6000 TEU. Причалы оснащены мощными кранами.  Ввод мощностей контейнерного терминала, являющегося стратегическим проектом Национальной контейнерной компании, будет происходить в три этапа. Вторую очередь планируется сдать в 2014 г., третью — в 2019 г. Общая длина причалов составит 1700 м, емкость склада — 78,7 тыс. TEU. Инфраструктурные мощности терминала позволят поддерживать рост грузопотока контейнеров в Балтийском регионе.

Еще один большой портовый район будет сформирован близ поселка Вистино, что предусмотрено генеральной схемой развития Усть-Луги. В этом районе, находящемся на восточном побережье Лужской Губы, предполагается разместить целый ряд мощных специализированных комплексов.

В ближайшие годы Усть-Луга должна стать самым крупным и перспективным форпостом России на Балтике. Схемой генерального плана порта, утвержденной Росморречфлотом в декабре 2007 г., предусматривалось создание в порту 16 перегрузочных комплексов суммарным грузооборотом 120,6 млн т. в год. Однако принятое правительством РФ решение о выходе второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) к Усть-Луге обусловливает увеличение только нефтеналивных мощностей еще на 50 млн т. В перспективе объем перевалки грузов в порту достигнет 193 млн т. в год.

Приморск

Порт Приморск, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию в декабре 2001 г., сегодня является самым современным и крупным нефтеналивным портом не только в России, но и в Европе. Мощности его росли по мере строительства БТС. Транспортировка по ней нефти с российских месторождений и дальнейшая отправка ее танкерами из Приморска в Роттердам является экономичным маршрутом.

Дальнейшее развитие порта связано с созданием и наращиванием мощностей по отгрузке на экспорт темных и светлых нефтепродуктов, а в перспективе — продуктов нефтехимии, контейнерных, генеральных и иных грузов. Проектом развития Приморска предусматривается поэтапное формирование двух его районов — Ермиловского и Высокинского. Зона первоочередного освоения — портовый район Ермиловский с проектным годовым грузооборотом 106 млн т. В рамках реализации проекта «Север» введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс терминала светлых нефтепродуктов мощностью 8,4 млн т в год с перспективой наращивания мощности до 24,6 млн т в год. Продолжается реализация и другого проекта — по строительству терминала мощностью 12 млн т в год для перевалки нефти и нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге.

Расчетный годовой грузооборот Высокинского района порта составляет 50 млн т. Здесь предполагается разместить транспортно-технологические комплексы для перегрузки генеральных, контейнерных, навалочных и специальных грузов. Рассматривается возможность строительства нефтехимического терминала и судостроительного комплекса с сухим доком. Проект обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого возможна на основе государственно-частного партнерства.

В результате на северо-восточном побережье Финского залива будет создан мощный транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий перевалку значительной части российского экспорта.

Высоцк

В 2003 г. в порту Высоцк был запущен распределительно-перевалочный комплекс для отгрузки на экспорт нефтепродуктов — РПК «Лукойл-II». Начав с отгрузки сырой нефти, компания «Лукойл» вскоре отказалась от экспорта сырья и стала использовать терминал по прямому назначению. В настоящее время он является крупнейшим портовым комплексом в Ленинградской области по перевалке светлых и темных нефтепродуктов. По своему техническому оснащению и уровню обеспечения безопасности судоходства РПК «Лукойл-2» входит в число самых современных портовых комплексов не только Балтийского моря, но и мира.

С вводом в строй в сентябре 2006 г. третьей очереди мощность терминала достигла 12 млн т. Строительство четвертой очереди терминала позволит увеличить его мощность до 16 млн т.

•   •   •

Результатом осуществления всех проектов по развитию портовой инфраструктуры в портах Финского залива может стать увеличение общего грузооборота портов Ленинградской области к 2015 г. до 250–300 млн т, что выведет регион в лидеры портовых услуг на Балтике и будет способствовать решению важнейшей государственной задачи по переключению грузопотоков с портов сопредельных стран на российские порты.

Дата: 29.12.2010
Ольга Лоскутова
"Петербургский строительный рынок" 11-12(131)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!