Кижи – сокровище русского Севера

1 стр. из 1

Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста, включающий в себя две увенчанные многочисленными главками-куполами церкви и устремленную ввысь колокольню, на протяжении трех столетий остается непревзойденным шедевром русского деревянного зодчества. Именно благодаря ему небольшой остров Кижи, затерявшийся среди архипелагов и островов Онежского озера, стал известен сегодня всему миру.

Архитектурный ансамбль на острове Кижи формировался в период с конца XVII до середины XIX в. Пирамидальный храм Преображения, вытянутая горизонталь Покровской церкви и стреловидная вертикаль колокольни… Можно только вновь и вновь восхищаться талантом русских мастеров, сумевших гармонично соединить столь различные по архитектурному замыслу и конструктивным решениям здания в единое целое!
Храмы возводились на месте других, более древних, церквей, погибших в конце XVII в. в результате пожара, вызванного ударом молнии. Первой была заново отстроена наиболее величественная — Преображенская церковь, освященная в 1714 г.

Преображенская церковь
По преданию, церковь Преображения Господня создана плотницкой артелью под руководством мастера Нестора, который, завершив работу, бросил свой топор в Онежское озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой!».
Сложная, на первый взгляд, Преображенская церковь имеет геометрически точные архитектурные формы. Основу строения составляет большой восьмигранный сруб — «восьмерик», на который поставлен восьмигранник значительно меньшего объема, а на него третий — самый маленький.
По сторонам света к «восьмерикам», образующим пирамидальную форму церкви, сделаны четыре прируба. При этом восточный прируб, в котором помещается алтарь храма, имеет в плане форму пятиугольника. С западной стороны к строению примыкает рубленая галерея
с парадным крыльцом.
Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, которые ярусами размещены на кровлях пpиpубов и «восьмериков».
Вначале кажется, что все главки делятся только на большую — центральный купол и малые — на нижележащих ярусах. Однако, вглядевшись внимательнее, можно заметить, что в первом ярусе главки несколько больше, чем во втором, но меньше, чем в третьем. Самые маленькие расположены в четвертом ярусе, над которыми непосредственно возвышается большая главка пятого яруса, венчающая весь храм. Ритм изменений объемов главок и прирубов рассчитан именно на восприятие снизу и придает всему строению легкость и динамичность.
Общая высота Преображенской церкви — 37 метров, и ее силуэт, доминирующий над всей округой, виден издалека. Однако даже в непосредственной близости не возникает ощущения подавляющей вышины и мощи «бревенчатой громады»… Храм воспринимается гармоничным, соразмерным человеку, что во многом обусловлено именно вышеописанной «игрой объемами».
Интересна и другая находка онежских мастеров: каждая главка зрительно как бы вдвинута в вышележащую «бочку» (двускатная крыша сердцевидного сечения), что усиливает ощущение целостности пирамидального силуэта церкви, но не «утяжеляет» его.
Исключительное мастерство строителей кажется тем более поразительным, что их основными орудиями труда были топор и долото. Массивные бревна срубов и доски с тончайшей резьбой — все выполнено лишь с помощью этих инструментов! Хотя пила и была известна на Руси с глубокой древности, в строительстве ее обычно не применяли — пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают влагу, нежели рубленые и тесаные.
Преображенский храм возведен без единого гвоздя. Причем, именно из экономических соображений — в те времена кованые гвозди были слишком дороги. Но нельзя не поразиться искусству мастеров, сумевших построить столь величественное здание (29 м х 20,6 м х 37 м) без металлического крепежа.
Кровля главок-куполов и «бочек» крыта осиновым лемехом (слегка изогнутые, колотые либо тесаные, дощечки резной формы длиной до 50 см) — этой, своего рода, «деревянной черепицей» русского Севера. Подобно черепице лемех прибивается внахлест. Всего на церкви около тридцати тысяч резных дощечек-лемехов.
Пышный верх и обилие нарядных элементов не только украшают храм, но и создают стройную систему защиты строения от дождя и влаги. Попав на верхнюю главку, капли дождя скатываются с лемеха на лемех, с главки на бочку, а оттуда — на свесы кровли, выходящие далеко за пределы бревенчатого сруба. Если кровля прохудится, внутри здания устроена дополнительная двускатная кровля, как бы перевернутая вверх дном. В этом случае влага по внутренней кровле стекала в большой желоб-водомет и выводилась за пределы строения. Вероятно, благодаря такой предусмотрительности Преображенская церковь и простояла уже без малого три столетия.

Покровская церковь
Действующая церковь Покрова Пресвятой Богородицы появилась на острове Кижи в 1694 г. Однако окончательный облик десятиглавой церкви, которую зодчие неоднократно улучшали, стремясь добиться гармоничного сочетания с пышным многоглавием храма Преображения Господня, сложился лишь в середине XVIII в. Поэтому датой ее постройки принято считать 1764 г.
Следует отметить, что традиционно на русском Севере на одном погосте было принято возводить сразу две церкви: летнюю — более просторную и нарядную (которую суровой северной зимой было бы достаточно трудно отапливать) и зимнюю — более маленькую, но зато теплую. Именно зимней и является Покровская церковь, богослужения в которой проходили от праздника Покрова (14 октября по новому стилю) и до Пасхи.
Внешне Покровская церковь совершенно иная, чем величественный Преображенский собор. Она словно вытянулась по земле «кораблем» — длинным прямо-угольником, образованным несколькими смежными четырехугольными срубами-клетями («четвериками»). Один из «четвериков» высоко поднят над другими, и на него поставлен восьмигранный сруб — «восьмерик».
В принципе, «восьмерик на четверике» — наиболее распространенный тип северных церквей XVIII в., и по традиции его должен венчать шатер (именно шатер, поскольку в дереве трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа). Однако в этом случае облик Покровской церкви стал бы приземистее, «тяжелее». Поэтому строители отошли от традиций и заменили шатер короной из девяти главок.
Приподнятый объем четверика с восьмериком, в котором и расположена собственно церковь, был перекрыт многогранной кровлей, из которой «вырастает» девять восьмериков — большой в центре и маленькие по углам, увенчанные главками с кровлей из лемеха. Кровля восточного, небольшого по размерам «четверика», в котором расположен алтарь, выполнена в виде «бочки» и увенчана маленькой главкой. В итоге, верх Покровской церкви оказался как бы парящим в воздухе, а силуэты обоих храмов образовали единую архитектурную симфонию.

Под колокольный перезвон…
Конечно, нельзя обойти вниманием и высокую стройную колокольню с шатровым верхом — самое позднее строение кижского ансамбля. Она построена в 1874 г. на месте прежней шатровой колокольни, которая несколькими годами раньше была разобрана «всем приходом» за ветхостью. Обшитые досками стены, арочные окна и другие элементы колокольни, в которых сказалось влияние городской каменной архитектуры, выглядят несколько необычно на фоне бревенчатых кижских церквей.
Особенный интерес представляет отступление мастеров от наиболее распространенных пропорций: вместо традиционно низкого основания, «четверика», и расположенного на нем высокого «восьмерика» колокольня Кижского погоста имеет основанием массивный, но при этом высокий «четверик» и низкий «восьмерик». Благодаря этому строгий силуэт колокольни лишь подчеркнул пышный наряд Преображенской и Покровской церквей, а ее массивное основание органично сочетается с нижними объемами зданий храмов, образно говоря, утверждающих прочность и надежность конструкций для стремительного взлета многочисленных куполов.
К сожалению, ничто не вечно… И сегодня в музее-заповеднике Кижи ведутся работы по реставрации Преображенской церкви. Мастерам предстоит заменить несколько сотен поврежденных бревен, восстановить некоторые утраченные элементы здания, его интерьер и иконостас. Ожидается, что работы завершатся в 2014 г., и, обретя новую жизнь, архитектурный кижский ансамбль еще не одно столетие будет очаровывать взоры туристов, привлекая их на остров Кижи буквально со всех концов земли.

Дата: 29.12.2010
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 11-12(131)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!