|
|||||
1 стр. из 1 Чем выше уровень развития транспортной системы страны, тем значительнее экономический потенциал государства. К транспортной системе относятся не только авто- и железнодорожная сети, но и маршруты водного и авиационного транспорта, а также трубопроводы. Для таких объектов характерна большая протяженность при незначительном поперечном сечении. Они пересекают разные климатические зоны, природные и техногенные ландшафты. Из-за своей массовости такие объекты оказывают существенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. В этой статье мы расскажем лишь о проблемах российских автомобильных дорог. В соответствии с международными требованиями дорожные объекты разделены на три экологических класса. Экологическая безопасность автомобильных дорог любого класса достигается с помощью разработки и применения в проектной документации технических решений, ограничивающих негативные воздействия дорог на окружающую среду. При этом не возникают вредные последствия для здоровья населения, не происходят необратимые изменения природной среды, не ухудшаются социально-экономических условия для проживания людей. В процессе реализации проектной документации (т. е. при строительстве и эксплуатации дорог) должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотрим основные объекты воздействия автомобильных дорог на окружающую среду. Природные объекты: воздух (загрязненность газами, пылью), водные ресурсы (загрязненность поверхностного стока, водоемов, подземных вод, изменение уровня грунтовых вод), земельные ресурсы, почва (стабильность грунтовых масс, сопротивляемость эрозии, плодородность почвенного слоя, химическая загрязненность), биологические ресурсы (растения и животные суши и водной среды, сельскохозяйственное производство), изменение физических полей (уровень шума, вибрации, радиационный фон). Социально-экономические объекты: условия обитания населения (санитарные и психологические параметры), экономические интересы сообщества, отдельных лиц (возможности экономического развития, рабочие места, сохранность жизненного уклада), землепользование (жилье, сельское хозяйство, леса, рекреация, дачное хозяйство), размещение промышленных и других предприятий, транспортная инфраструктура (доступность социальных объектов, сохранность сложившейся системы связей), объекты научного и духовного значения (памятники истории и культуры, археологические объекты, заповедные территории, природные феномены), эстетика ландшафта (природного, окультуренного, урбанизированного). Негативные воздействия в период строительства и эксплуатации дорог существенно различаются. Так, при строительстве дорог происходит интенсивное изменение геологической среды. Изменяются рельеф, плотность пород и параметры грунтового стока. Происходят сильные шумовые и вибрационные воздействия. Появляются химические загрязнения (пыление, выбросы строительной техники, проливы ГСМ), захламление прилегающей к строящейся трассе территории, изменение радиационного фона вследствие использования щебенки и привозных грунтов. При эксплуатации дорог основное воздействие оказывается на животный мир (шум, разделение биосистем, нарушение путей миграции и т. д.), почву и водные объекты (химическое загрязнение). Для минимизации негативных воздействий большое значение имеет качество экологических изысканий и состав исследований таких воздействий, возникающих в процессе строительства и эксплуатации автодорог. При проведении экологических изысканий необходимо: При этом следует учитывать, что понятие «зона влияния» не аналогично понятиям «земельный отвод» и «защитная полоса». Резервно-технологическая полоса — это прилегающая к дороге территория, в пределах которой постоянно превышаются санитарные нормы загрязнения воздуха, почвы, водоемов. Ландшафт полностью трансформирован. Земля для сельского хозяйства и длительного пребывания людей непригодна. Ориентировочные размеры зоны влияния, защитной полосы и резервно-технологической полосы приведены в «Руководстве по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства» (2001г.). * * * В результате выполненных работ установлено, что наибольшее воздействие на окружающую среду оказывает этап строительства. Далее негативное воздействие становится значимым только при нарушении проектных решений. Важное значение имеет контроль качества используемых минеральных строительных материалов, т. е. использование только сертифицированной щебенки, ПГС и др. Мы неоднократно сталкивались с существенным ухудшением радиационной обстановки и химическим загрязнением прилегающей территории при использовании гранитной щебенки с повышенным содержанием природных радионуклидов, щебенки из отходов бетонных и кирпичных конструкций, образующейся при сносе старых промышленных объектов. Основываясь на геохимических исследованиях вдоль трасс «Скандинавия» и «Россия», следует также сказать, что фактически химическое загрязнение почв распространяется не более чем на 80–100 м (см. рис. 1, 2.) Для контроля над экологическим состоянием территории в зоне строительства КАД проводился отбор проб на прилегающей территории, а радиационный контроль выполнялся в основном с использованием автомобильного гамма-спектрометрического комплекса, позволяющего в режиме реального времени получать сведения по содержанию природных радионуклидов и мощности дозы гамма-излучения (см. рис. 3). В результате постоянного контроля над радиационной и химической обстановкой в районе строительства КАД удалось избежать ухудшения вышеуказанных параметров. Дата: 29.12.2010 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 11-12(131)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||