|
|||||
1 стр. из 1 Любой современный мегаполис в той или иной мере серьезно страдает от транспортных проблем. Главным способом облегчить их остается развитие традиционных подземок, т. е. метро, — разумеется, там, где оно возможно. Давайте же совершим краткую виртуальную экскурсию по нескольким знаковым метрополитенам мира, пройдясь как по наиболее развитым в плане метростроения странам, так и по активно развивающимся. Не забудем при этом, конечно же, и о сегодняшней ситуации в России. Метро по-европейски Понятия «метрополитен» и «метро» подарил миру Париж. В основе — первоначальное название «столичная железная дорога». Сегодня Парижский метрополитен имеет 14 «больших» линий, плюс 2 короткие. Длина путей — 214 км, количество станций — 300 (в том числе 62 пересадочные). Поскольку пересадочные станции принадлежат более чем одной линии, то общее число остановок метро составляет 384. Особенность системы парижской подземки в том, что ниже сети метро, сравнительно неглубокого, располагается еще сеть пригородных электричек, насквозь пересекающая французскую столицу несколькими линиями. Пассажирооборот — примерно 4,5 млн поездок в день. Это второе место в Европе (после Москвы) и шестое в мире. Добавим, что непосредственно в Париже проживают всего 2,2 млн человек, но численность агломерации составляет порядка 12,7 млн. Парижский метрополитен был открыт в 1900 г. к Всемирной выставке и стал вторым в континентальной Европе. Первенство же на континенте Старого Света принадлежит сегодняшней венгерской столице. Будапештский метрополитен открылся в 1896 г. На сей день он состоит из трех линий общей длиной 32,1 км и 40 станций. Планируется сооружение четвертой линии (еще 12 станций), а затем и пятой. В рабочий день будапештское метро перевозит около 1,3 млн пассажиров. Население Будапешта составляет лишь порядка 1,7 млн человек. Впрочем, это же место в Европе и второе в мире оспаривает Афинский метрополитен. В греческой столице городская железная дорога на паровой тяге появилась в 1869 г., через 6 лет после лондонской подземки. В 1895 г. отстроили первый подземный участок, а с 1904 г. работает двухколейная электрифицированная система, т. е. собственно метро. Сегодня Афинский метрополитен — это 3 линии общей длиной 52,9 км, 52 станции. Население Афин — около 750 тыс. человек, численность агломерации — около 4 млн. Берлинский метрополитен работает с 1902 г. Сегодня в его сеть входят 173 станции и 9 линий (плюс еще один отдельный участок) с многочисленными ответвлениями общей длиной 151,7 км. В немецкой столице проживают порядка 3,4 млн человек. Особенностью системы рельсового транспорта Берлина является то, что здесь также развита сеть городских электричек. А метро дополнительно славится тем, что в выходные дни (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье) работает круглосуточно. При этом для крупных пересадочных станций характерны подземные магазины, банки и кафе. К числу наиболее быстро развивающихся в мире принадлежит Мадридский метрополитен, имеющий сегодня 310 км путей (92% под землей), 13 подземных линий и 3 линии легкого метро, 320 станций (282 подземные станции и 38 станций легкого метро). Знаменит он тем, что только здесь построены две кольцевые линии. Население Мадрида — 3,2 млн человек, годовой пассажиропоток метрополитена — около 700 млн. Метро по-американски Метрополитен Нью-Йорка долгое время остается мировым рекордсменом по протяженности маршрутов, хотя собственно по длине линий недавно уступил первое место Шанхаю. Открылся он в 1904 г. Сегодня общая длина 26 эксплуатируемых линий составляет 1 355 км, из них для пассажирского движения используются 1 056 км. Количество станций — 468. Пассажиропоток за день — 4,5 млн. Население крупнейшего американского мегаполиса составляет около 8,5 млн человек, а агломерация Большого Нью-Йорка объединяет почти 19 млн. Наконец, в Соединенных Штатах следует отметить Вашингтонское метро, по величине являющееся вторым после Нью-Йоркского. Столичный метрополитен США на удивление молод, здесь первые поезда пошли только в 1976 г. Причина в том, что собственно городское поселение Вашингтон, он же Федеральный округ Колумбия, насчитывает лишь около 600 тыс. жителей. Другое дело — столичная агломерация, заходящая на территории двух соседних штатов и объединяющая 5,4 млн человек. Их-то сегодня и обслуживают 5 линий метрополитена протяженностью 170 км с 86 станциями. Ежедневный пассажиропоток при этом оценивается в 520–590 тыс. человек. Продолжая североамериканскую тему, заглянем в мексиканскую столицу. Мехико сегодня является крупнейшей городской агломерацией мира с населением свыше 24 млн человек (собственно город — 8,7 млн). Местный метрополитен — второй по масштабам в Северной Америке после нью-йоркского. По годовому пассажиропотоку он занимает пятое место в мире. Открыт в 1969 г. Имеет 11 линий общей длиной 202 км, 163 станции. В Южной Америке первый метрополитен существует с 1913 г. в аргентинской столице. Сегодня он насчитывает 74 станции на 6 линиях длиной 52,3 км. В Буэнос-Айресе проживают 3 млн человек, численность агломерации — около 15 млн. А самым загруженным на континенте является (с ежедневным пассажиропотоком порядка 3,2 млн человек) метро бразильского Сан-Паулу, агломерация которого объединяет около 20 млн (самый населенный мегаполис в Южном полушарии). Метрополитен здесь открыт в 1974 г., суммарная длина 4 линий — 61,3 км, насчитывает 55 станций. По странам и континентам Впрочем, ради справедливости стоит упомянуть и Австралию, где традиционного метро нет вообще. Отдаленный мини-континент пошел по собственному пути, обеспечив при этом оба австралийских миллионника, Сидней и Мельбурн, оригинальными системами городского легкорельсового транспорта, наземно-подземного. Главной гордостью метростроения Азии долгое время внеконкурентно являлось Токийское метро, открытое в 1927 г. Самый большой метрополитен мира по длине линий на сегодня действует также в Юго-Восточной Азии — в китайском Шанхае, который является вторым по населению городом планеты (почти 19 млн человек). Метро здесь открыли в 1995 г., перево-зит оно 3 млн пассажиров в день. Длина 12 линий — 411,9 км, количество станций — 267. Строятся еще 5 линий, включая продолжения действующих, а до 2025 г., согласно долгосрочным планам, в Шанхае планируется построить 11 новых линий метро плюс 10 линий легкорельсового транспорта. И ведь все это действительно делается, в отличие от большинства проектов развития метрополитенов на постсоветском пространстве. Конечно, азиатское метростроение, за исключением японского, не похвастается более богатой историей, чем российское, но по современной динамике развития в ряде стран однозначно может служить нам примером для подражания и даже предметом зависти. Вот, скажем, Мумбаи. В крупнейшем мегаполисе Индии живет около 14 млн человек, а численность агломерации составляет более 21 млн. Метро в Мумбаи, однако, не было вплоть до 2010 г. Отчасти это компенсировалось относительно развитой сетью электричек, которые были самым быстрым видом городского транспорта. Задыхающийся от пробок мегаполис начал строительство метро в 2006 г., при этом за четыре года добился весьма впечатляющих успехов. Основной проект включает в себя строительство 3 линий общей протяженностью 146 км. Мы и они В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуется более 7 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает В Ленинграде метро начали строить в 1941 г., но война поменяла планы. В ноябре 2010 г. отметив 55-летие, Петербургский метрополитен сегодня имеет 5 линий общей длиной 112,5 км с 64 станциями. Пассажиропоток за день — 2,3 млн. В Санкт-Петербурге проживает 4,6 млн человек, численность агломерации — порядка 5,5 млн. Метро в Северной столице продолжает строиться, но специалисты обеспокоены тем, что делается это в основном благодаря тоннелям, пройденным еще во времена СССР. Третьим «по старшинству» в России (при этом в свое время десятым в СССР) стал Нижегородский метрополитен, до 1992 г. именовавшийся Горьковским. В ноябре 2010 г. он отметил 25-летие. Длина 2 линий, переходящих одна в другую, составляет 15,5 км, количество станций — 13. Ежедневный пассажиропоток — около 90 тыс. человек. В Нижнем Новгороде проживает 1,3 млн человек, численность агломерации — 2 млн. Первым и пока единственным метрополитеном России, введенным в эксплуатацию после распада СССР, стал Казанский метрополитен. Открытый в 1995 г. к 1000-летию Казани, он стал седьмым по счету в РФ и пятнадцатым в СНГ. Эксплуатационная длина линии составляет 10,3 км, количество станций — 7. Пассажиропоток за день — 75 тыс. поездок. Население Казани — немногим более 1,1 млн человек. Принято считать, что Россия занимает третье место в мире по количеству действующих метрополитенов и четвертое по общей протяженности линий метро. Между тем этот самый мир, благодаря ряду других стран, отнюдь не пробуксовывает на одном месте. Наши лавры уже требуют корректировки. В США действуют 15 метрополитенов (не считая такие родственные системы, как легкое метро и монорельс). В Японии 12 метрополитенов, из них в новом тысячелетии открылся только один. Но кто же потеснил Россию с третьего места, а заодно и Японию со второго? В Китае уже 13 метрополитенов, 8 из которых, кстати, открылись после 1995 г. Это не считая других транспортных систем, родственных метро. Между прочим, с 2001 г. и в Бразилии насчитывается уже 7 метрополитенов (одна система, правда, наземная) и еще 2 строятся. Что же касается развитых стран Западной Европы, то в Италии, например, 6 действующих метрополитенов и 2 строящихся, плюс 1 мини-метро. Во Франции и Испании по 6 метрополитенов. В Германии 5 полноценных метрополитенов, плюс 9 родственных им штадтбанов (городская скоростная железная дорога). А в маленьких и благополучных Нидерландах нет ни одного города-миллионника, но зато есть 2 метрополитена и метротрам. Россия на распутье Что же происходит в наших мегаполисах, когда страна как бы находится в многолетнем раздумье, надо или не надо строить метро? Например, в Санкт-Петербурге жителей пригородов, входящих сегодня в его черту, не удивишь, что в час пик только до метро можно добираться больше часа, если ехать не на электричке. Или вот пример из жизни. На своей машине человек из пригорода, чтобы не опоздать на работу в центре, выезжает за два часа. Если же едет сначала на электричке, потом на метро, а далее пятнадцать минут пешком, то укладывается в полтора часа. Если, конечно, эту самую электричку очередной раз не отменили или не перенесли. Двухчасовая история может случиться и в черте исторического Ленинграда, если, скажем, вне пешеходной доступности метрополитена добираться общественным транспортом с юго-запада на юго-восток, которые не соединены напрямую подземкой. Вывод прост: развитие тех или иных видов скоростного рельсового транспорта мегаполису необходимо. О реализации новых проектов в России сегодня с уверенностью можно сказать только то, что аналог легкого метро появится к Олимпиаде-2014 в Сочи. Итак, в РФ действуют 7 метрополитенов. При этом легкое метро опробовано только в Москве, а скоростной трамвай (метротрам) — только в Волгограде. Не будем загадывать о судьбе таких идей, как метро в Ульяновске или Барнауле, но напомним, что по графе «строится» сейчас проходят метрополитены Омска, Челябинска (оба с 1992 г.) и Красноярска (с 1995 г.). В Уфе строительство метро начали, но отменили. При этом во всех случаях речь идет о проектах, порожденных еще Советским Союзом. Постсоветский долгострой, по сути, представляет собой и большинство проектов развития действующих метрополитенов. Да, деньги на метростроение соответствующими госпрограммами сегодня обещаются немалые, однако слова «отложено» и «перенесено» ранее звучали не раз, и твердой почвы под ногами, равно как и твердой государственной руки, метростроители пока что не ощущают. Быть может, метростроительное распутье не перешло бы в хроническую фазу, будь в свое время создана мощная объединяющая структура, подобная ОАО «РЖД» или ГК «Олимпстрой»? Опять же, речь идет не о каких-то мировых рекордах ради престижа или «спортивного интереса», а об уровне технического и социального прогресса в России. Дата: 17.02.2011 Сергей Зубарев "Федеральный строительный рынок" 1(89)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||