Тоннели – уникальные инженерные сооружения

1 стр. из 1

Проектирование тоннелей является непростым процессом, требующим учета множества параметров и решения сложнейших задач. Направление это специфическое и узкое. Предприятий, специализирующихся на проектно-изыскательских работах для тоннельного строительства, в России
не так много. Одно из них — ЗАО «Югподземпроект».

ЗАО «Югподземпроект» как проектно-изыскательская организация существующая более 15 лет. Основным видом деятельности предприятия являются проектные и изыскательские работы для тоннельного строительства на Черноморском побережье  России, а также последующий авторский надзор за производством работ. Компания также ведет горно-экологический мониторинг, целью которого является снижение негативного влияния техногенных процессов при строительстве и эксплуатации тоннелей на окружающую среду и повышение безопасности горнопроходческих работ. Мониторинг включает в себя наблюдения за формированием напряженно-деформированного состояния постоянной обделки, представленной сборными железобетонными блоками.

В ЗАО «Югподземпроект» накоплен значительный опыт проведения работ данного направления, и предприятие обладает достаточной материально-технической и самостоятельной производственной базой для выполнения всего комплекса проектно-изыскательских работ. Деятельность ЗАО «Югподземпроект» осуществляется на основании полученных свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Действие свидетельств распространяется на всю территорию России, в том числе на территории с особо сложными геолого-геоморфологическими условиями. На протяжении 10 лет предприятие тесно сотрудничает с крупными проектными организациями, занимающимися проектированием тоннелей в России, в частности: ОАО «Ленметрогипротранс» (Санкт- Петербург), ООО «Бамтоннельпроект» (Новосибирск), ОАО «Минскметропроект» (Беларусь), ЗАО Проектный институт «Укрспецтоннельпроект» (Украина), итальянская компания Geodata.

Третий год «Югподземпроект» занимается проектно-изыскательскими работами для строительства авто- и железнодорожных тоннелей, ведущих к олимпийским объектам. Особое место в ряду наиболее сложных задач, реализуемых в настоящее время инженерами предприятия, занимают автомобильные и железнодорожные тоннели олимпийской трассы Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Строительство тоннелей на Черноморском побережье и, в частности, в г. Сочи проводится в сложных геологических условиях, характеризующихся высокой тектоно-динамической активностью и связанными с ней сейсмичностью и экзогенными проявлениями. Кроме того, проходка многих участков затруднена наличием горных пород со сложными условиями залегания и обладающих различными физико-механическими свойствами, обилием разрывных нарушений, неблагоприятной геоморфологической ситуацией, проявлением опасных геологических процессов. На территории прохождения тоннелей распространены осадочные, метаморфизованные и магматические образования с различными физико-механическими свойствами. Разнообразие современных геологических процессов, их совместное, суммарное воздействие и интенсивность проявления обуславливают общую оценку территории как сложную для различных видов строительства. Целью изысканий является оценка инженерно-геологических условий для обоснования проектных решений по проходке тоннелей, размещения сооружений в плане и по глубине, назначения типов временного крепления и постоянной обделки, а также возможности прогноза развития и интенсивности опасных геологических процессов, их влияния на строительство и эксплуатацию сооружений.

Обоснование проекта комплексов тоннелей производилось по результатам инженерно-геологических изысканий. На первом этапе изысканий изучается геологическое строение, инженерно-геологические и гидрогеологические условия района работ; оценивается состояние массива (в том числе и геодинамическое), то есть выявляется тектоническая нарушенность горных пород, активность и направленность тектонических движений, дизъюнктивная нарушенность тектонических зон. В результате оценивается геодинамическое состояние несцементированных разломов и выявляются особенности ориентировки максимальной горизонтальной составляющей вектора напряжений в горном массиве. Полученные данные дополняются и уточняются комплексом геофизических исследований, которые проводятся непосредственно по трассам проектируемых тоннелей, включая припортальные участки. Поскольку условия врезки тоннелей, строительства припортальных выемок и других сооружений определяются развитием опасных геологических процессов (оползневой пораженностью, устойчивостью склонов, трещиноватостью пород, сейсмичностью и др.), то выполняются комплексные исследования для оценки изменения устойчивости склонов в процессе ведения горных работ и на период эксплуатации.

Обобщая результаты проведенных буровых работ, геологической и инженерно-геологической съемок, структурно-тектонических, гидрологических и гидрогеологических исследований различного масштаба, производится оценка инженерно-геологических условий территории для обоснования проектных решений по условиям проходки тоннелей. В итоге вырабатывается представление об инженерно-геологических условиях массива пород, вмещающих подземное сооружение, являющегося основанием для размещения строительных площадок.

Обоснование рабочей документации строительства тоннелей производится по результатам инженерно-геологических изысканий. В результате проведенных инженерно-геологических работ первого этапа были выделены зоны, где отмечалась различная по величине перемежаемость участков дробленых и участков различной степени трещиноватости пород. Дробление пород часто происходит до состояния песка и песчано-глинистого материала. Эти зоны имеют сложный характер по литологическому и вещественному составу и, следовательно, по физико-механическим свойствам слагающих их образований.

Исходя из имеющихся представлений о геологическом строении тектонических зон, возникла необходимость дополнения и уточнения инженерно-геологических условий выделенных зон комплексом геофизических исследований, бурением вертикальных, наклонных и горизонтальных скважин, детальной инженерно-геологической съемкой, лабораторными показателями, что включает в себя второй этап инженерно-геологических исследований. Для обеспечения устойчивости, безопасной проходки и дальнейшей эксплуатации тоннелей важно вовремя до появления тектонически нарушенных пород выявить месторас-положение и оценить характер, величину и опасность возможных нарушений целостности массива пород в выработках.

Важно отметить, что положительным эффектом введения детальных работ на протяжении тектонических зон служит достоверная, полученная прямыми методами, информация о площадных и объемных характеристиках развития тектонических зон на участках проходки тоннелей, которая является реальной основой для проектирования специальных способов проходки каждой из этих зон. Наиболее оперативную и ценную информацию с минимальными затратами при решении подобных задач дает опережающее горизонтальное бурение скважин из забоев выработок, наклонное бурение с поверхности и правильно поставленные геофизические исследования, которые выполняются в комплексе с буровыми работами. По результатам изыскательских работ и на основании обработки всей имеющейся геологической информации определяются инженерно-геологические условия строительства тоннелей. Материалы и объемы выполненных геологосъемочных, горнопроходческих и геофизических работ позволяют принять принципиальные проектные решения, которые значительно снизят риски строительства тоннеля в сложных горно-геологических условиях.

ЗАО «Югподземпроект»
354340 Россия, г. Сочи, ул. Гастелло, 30 А
Тел./факс: +7 (8622) 67-7201
E-mail: kev-9999@yandex.ru

Дата: 10.03.2011
В. Г. Штыров
"Петербургский строительный рынок" 1-2(132)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!