Метрополитен и экология

1 стр. из 1

Представить себе Санкт-Петербург без метрополитена невозможно. Строительство метро началось в декабре 1940 года. С тех пор его работа прерывалась лишь дважды: в Великую Отечественную войну и в период «перестройки». А с 2008 г. она интенсивно возобновилась. До 2020 г. предположен ввод в эксплуатацию 70 км линий метрополитена, 41-й новой станции и ряда электродепо.

По средней глубине залегания станций, 50–70 м, наше метро самое глубокое в мире. А глубина перегонов «Невский проспект» — «Горьковская», «Черная речка» — «Пионерская» и «Комендантский проспект» — «Старая деревня» достигает 95–100 м. Это вызвано неустойчивостью верхних горизонтов осадочных отложений.

С точки зрения методики экологических изысканий, метрополитен представляет собой совокупность двух типов объектов: линейно-транспортный объект и сочлененное с ним множество специфически локальных объектов (станции, шахты различного назначения и электродепо).
Казалось бы, для чего необходимы экологические изыскания, если объект расположен столь глубоко? Однако при проектировании и строительстве метро необходимы оценки рисков, связанных как с его воздействием на объекты окружающей среды, так и с негативными воздействиями окружающей среды на сооружаемый объект.

В процессе подземного строительства, т. е. на линейной составляющей метро, прежде всего, происходит воздействие на геологическую среду, что само по себе не входит в область интересов экологов. Однако значимой проблемой является образование большого объема избыточных грунтов. Так, при диаметре тоннеля 5,5 м в процессе проходки каждого километра следует извлечь, а главное, где-либо разместить 24 тыс. куб. м кембрийских глин. С учетом же необходимости проходки двух параллельных тоннелей — 48 тыс. куб. м. Более того, согласно законодательству РФ, изъятый грунт следует использовать вторично или признать его отходом, определив класс опасности грунта.

Второй экологической проблемой тоннелирования являются риски, связанные с природной составляющей радиационного фактора. Южные районы Санкт-Петербурга характеризуются развитием специфических горных пород, обогащенных природными радионуклидами и поэтому являющихся потенциальными источниками радона. Разумеется, в горных выработках происходит его накопление. При этом степень риска определяется соотношением эксхаляции (скорости выхода радона и его дочерних продуктов распада с единицы площади поверхности тоннелей) и эффективностью систем вентиляции.

При сооружении локальных объектов инфраструктуры метрополитена возникают следующие экологические риски: возможность химического, радиоактивного и эпидемического загрязнений грунтов, воздействие строительства на качество атмосферного воздуха, шумовое, вибрационное и электромагнитное воздействия на близко расположенные жилые кварталы.

Коллектив Российского геоэкологического центра (РГЭЦ) — филиала ФГУГП «Урангео», безусловно, гордится тем, что вносит посильный вклад в развитие петербургского метрополитена, столь необходимого для горожан. С 2008 г. РГЭЦ выполнил все экологические изыскания для проектирования Фрунзенской и Красносельской линий — вдоль трасс, площадок под сооружение 16 станций и 31 технологический объект.
Отмечу, что обе линии начинаются в историческом центре города. Они пересекают крупнейшую в Петербурге Южную промышленную зону, располагающуюся южнее Обводного канала, от Финского залива до Невы и далее, на юг, до Благодатной улицы. Еще дальше обе линии должны уходить в спальные районы. Здесь-то и возникает большинство экологических проблем: площадки для станций, вентиляционных и технологических шахт размещаются на загрязненных грунтах, порой, невдалеке от мест, где ранее выявлялись радиоактивные загрязнения. Естественно, что в настоящее время, загрязнения ликвидированы.

Определен ряд общих закономерностей.

1. Почти все исследованные участки характеризуются развитием грунтов до глубины 1–4 м. Они соответствуют опасной и чрезвычайно опасной категории химического загрязнения за счет загрязнений тяжелыми металлами и бенз(а)пиреном. Из числа тяжелых металлов наиболее распространенными загрязнителями являются свинец, кадмий и цинк. Такие грунты не могут использоваться вторично на территории города и должны быть размещены на полигонах отходов. При этом токсикологические исследования и расчеты позволяют относить их к 5–4 классам опасности, т. е. практически не опасным.
2. На больших глубинах грунты, в основном, соответствуют СанПиН 2.1.7.1287-03.
3. По физическим факторам риска территория, прилегающая к 16 из 19 исследованных площадок для строительства станций, не благополучна уже сейчас по величине шумового воздействия и потребует проведения шумозащитных мероприятий на период строительства. По завершении строительства станции метрополитена не будут оказывать шумового воздействия.
4. Вибрационные воздействия в настоящее время не фиксируются.
5. Не было выявлено на площадках строительства и радиационно-аномальных участков, в т. ч. и радиоактивного загрязнения.

Таким образом, выполнение экологических изысканий перед сооружением двух новых линий метро в Санкт-Петербурге — это не формальное исполнение требований законодательства РФ, они действительно необходимы для обеспечения экологической безопасности пассажиров, персонала метрополитена и даже жителей близко расположенных домов. Они также необходимы и для менеджмента строительных процессов, и расчета затрат на обращение с отходами и загрязненными грунтами.

Уважаемые строители Санкт-Петербургского метрополитена, позвольте сердечно поздравить вас со столь значимым юбилеем и выразить признательность за ваш неустанный труд для разрешения одной из основных проблем мегаполисов — создание действительно эффективной и экологичной системы
подземного транспорта.

Дата: 10.03.2011
Андрей Горький
"Петербургский строительный рынок" 1-2(132)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!