|
|||||
1 стр. из 1 С 1 января 2010 г. в строительной отрасли произошли глобальные изменения — именно с этого момента вступил в действие Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» (далее — ФЗ № 315). Юрист Дарья Вышеславцева в данной статье рассматривает саморегулируемую организацию как субъект правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ № 315 под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 3 ФЗ № 315). Для того чтобы организация была признана саморегулируемой, она должна соответствовать ряду требований. Так, в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов должно быть не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Однако законодательством могут быть предусмотрены случаи обязательного членства. Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида. Но в случае, когда один и тот же субъект осуществляет различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, которые составляют предмет саморегулирования, ФЗ № 315 предусматривает, что такой субъект может являться членом нескольких СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов. Также организация должна разработать стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми ее членами, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности. Эти стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Данное требование корреспондирует положению ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, закрепляющему, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Следует иметь в виду, что стандартами и правилами СРО могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Речь идет о том, что СРО, в т. ч., вправе установить к предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, которые она объединяет, повышенные требования по сравнению с указанными в федеральных законах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах, регулирующих соответствующий вид деятельности. Например, СРО вправе устанавливать обязательные для своих членов условия договора строительного подряда. Закон регулирует и морально-этические аспекты деятельности СРО. В частности, он предусматривает, что стандарты и правила, устанавливаемые саморегулируемой организацией, должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления; устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации Кроме того, организация должна быть в состоянии обеспечить дополнительную имущественную ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами. 1. Создание системы личного и (или) коллективного страхования. Закон также предусматривает обязанность организации, претендующей на гордое звание саморегулируемой, сформировать специализированные органы, осуществляющие контроль над соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации. Принимая во внимание краткий обзор основных положений ФЗ № 315, изложенных выше, мы можем говорить о том, что законодатель, вводя в строительную сферу такое новшество, как СРО, преследовал цель преобразовать и тем самым улучшить систему регулирования правоотношений. Данным организациям государство отдало часть своих полномочий, и передача этих полномочий направлена на устранение пробелов в определенной экономической деятельности. Поскольку государство передает часть своих правотворческих функций соответствующим организациям, последние вправе издавать свои нормы права, из чего следует, что правила и стандарты, разрабатываемые непосредственными профессиональными участниками определенной области предпринимательской деятельности, являются дополнительным и, возможно, более приближенным к действительности источником регулирования. По-видимому, основываясь на зарубежной практике, где саморегулирование происходит по принципу репутационной составляющей, наше государство основной целью создания и деятельности СРО видит как раз формировании в России добросовестности участников рынка. Данный вывод подтверждается появлением такого вида ответственности, как репутационная, проявляющейся в форме исключения «провинившегося» члена из СРО. И действительно, зачастую посредством прямого регулирования государство не в состоянии проводить надлежащий контроль над огромным количеством субъектов строительной деятельности. По замыслу законодателя, саморегулируемые организации вполне должны справиться с возложенной на них обязанностью по «чистке рядов», что, безусловно, направлено на защиту интересов как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей. Дата: 10.03.2011 Дарья Вышеславцева "Петербургский строительный рынок" 1-2(132)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||