|
|||||
1 стр. из 1 Строительная отрасль готова к формированию полноценного института экспертов. Благодаря политике Президента РФ и общественным инициативам некоторых саморегулируемых организаций можно говорить о начале становления экспертного сообщества. 24 января этого года Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ «О единой национальной системе аккредитации», согласно которому на Министерство экономического развития возлагаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации. Во-первых, это означает создание федеральной службы по аккредитации, которая среди прочего будет выдавать сертификаты экспертам и экспертным организациям, привлекаемым федеральными органами исполнительной власти, при осуществлении отдельных полномочий. О необходимости подобной системы аккредитации говорил в интервью для журнала «Петербургский строительный рынок» (№ 9 за 2010 г.) председатель совета ОНП «Главсоюз» Алексей Пышкин. В частности он сказал: «Среди стратегических задач я бы выделил важное направление по консолидации усилий руководителей СРО всех видов для создания условий необратимости процесса развития саморегулирования в строительной отрасли России, в рамках которой необходимо образовать экспертное сообщество, структурированное по отраслевому принципу и аккредитованное при органах государственной исполнительной власти и местного самоуправления». Стоит отметить, что в своей предварительной концепции экспертного сообщества ОНП «Главсоюз» выступал за создание органа по аккредитации на базе объединения СРО, т. е., по сути, предлагал следовать европейской системе, где эту функцию, как правило, выполняют неправительственные организации. Какие действия планируют предпринимать СРО теперь, когда четко определена некоммерческая государственная организация, отвечающая за сертификацию экспертов? Многие специалисты строительной отрасли отмечают необходимость создания негосударственной экспертизы, которая сформирует «элитный корпус» собственных аттестованных экспертов по всем специальностям и во всех регионах. Но для начала необходимо разобраться, какие функции возлагаются на экспертов в строительной отрасли и какие требования предъявляются к самим экспертам? Экспертиза строительства позволяет оценить качество выполняемых работ, их соответствие проектным, договорным и государственным требованиям, а экспертиза, проведенная на подготовительном этапе, дает возможность проверить соответствие проектной документации техзаданию и обоснованность составленной сметы. Частная (или независимая) экспертиза может быть проведена по желанию, как заказчика, так и подрядчика, в то время как государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке. Что касается квалификационных требований, то, например, в Германии эксперты должны обладать достаточными знаниями и опытом работы в области проектирования и строительства. Им запрещено заниматься предпринимательством в строительстве или смежных с ним сферах, а также обязательно быть свободным от профессиональных, финансовых или прочих зависимых отношений с субъектами строительной отрасли. Соблюдение этих требований делает экспертов беспристрастными и неподкупными в своих оценках, а это немаловажно для нашей страны. Решение проблем с коррумпированностью контрольных органов и развитием эффективной конкуренции Алексей Пышкин видит в следующем: «Необходимо ввести персонифицированную ответственность на строительном рынке. За качество выполняемых работ, соблюдение сроков и соответствие техническим нормам должна отвечать не только юридическая фикция, но и конкретное лицо — управленец, чья деловая репутация является гарантом качества работ. Все знают, как легко зарегистрировать новое юрлицо и сложно переписать профессиональную историю специалиста, руководителя. Для этого мы предлагаем создать реестр (пул) экспертов. Основная задача такого «пула» — вырабатывать экспертные заключения, предлагать оптимальные решения, участвовать в их реализации. Профессиональная история каждого аккредитованного эксперта должна постоянно обновляться и быть доступна для всех участников строительного рынка. Подобная система позволит организовать на строительном рынке независимый контроль качества и создаст благоприятную основу для обеспечения безопасности в строительстве. Одновременно с созданием «пула» требуется модернизация системы госзаказа. Мы предлагаем осуществить это через создание института независимых организаторов конкурсных торгов, обеспечить участие экспертов СРО в процедурах размещения и выполнения государственных контрактов, организацию независимого контроля конечного качества на всех этапах изыскательных, проектных и строительно-монтажных работ». В ноябре прошлого года ОНП «Главсоюз» направило официальные письма с инициативным предложением по изменению концепции ФЗ-94 «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» в администрацию Президента РФ, в Минэкономразвития и НОСТРОЙ. Данные письма являются результатом активного обсуждения необходимых изменений в ФЗ-94 и опасения, что мнение членов СРО потеряется в недрах бюрократического чиновничьего аппарата и не будет рассмотрено должным образом. Из администрации Президента РФ письмо было перенаправлено в Министерство региональной развития, откуда и поступил официальный ответ. В частности в ответном письме Минрегиона председателю совета ОНП «Главсоюз» А. В. Пышкину говорится: «Ваши предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» рассмотрены и будут использованы в работе при его актуализации». Большая часть изменений в концепции ФЗ-94, предлагаемых ОНП «Главсоюз», напрямую связана с появлением между заказчиком и подрядчиком третьей силы, готовой ответить за свои действия не только репутацией, но и средствами, и местом в соответствующем реестре. В качестве такой силы предлагается ввести институт экспертов и поручить им проведение независимой экспертизы условий конкурсов, в том числе антидемпинговых. В обсуждении темы об эффективности выполнения госзаказов предусматривается участие экспертов-аудиторов, которые объединятся в экспертный совет, дающий возможность: Говорит председатель совета ОНП «Главсоюз» Алексей Пышкин: Дата: 10.03.2011 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 1-2(132)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||