Отраслевая реформа Заочный круглый стол «Итоги первого года саморегулирования» Ефим Басин: «Саморегулирование состоялось, но сделать предстоит еще много»

1 стр. из 1

Решив представить ряд мнений специалистов по итогам первого года работы строителей в системе саморегулирования, редакция журнала «Федеральный строительный рынок» захотела, прежде всего, получить ответы от руководства Национального объединения строителей, осуществляющего общественную отраслевую координацию СРО на всероссийском уровне. Своим мнением любезно согласился поделиться президент НОСТРОЙ и НП Саморегулируемой организации «Межрегиональное объединение строителей» Ефим БАСИН, как практик продолжающий руководить крупной строительно-производственной структурой и видящий ситуацию всесторонне.

— Ефим Владимирович, как в целом Вы оцениваете итоги первого года работы СРО?
— Хотелось бы ответить уже привычной фразой: саморегулирование состоялось. Конечно, на него еще есть нарекания, еще очень много предстоит сделать, но уже очевидно, что возврата к лицензированию не будет. Понимаете, государство впервые отдало строителям часть своих регулирующих функций, и нам необходимо доказать, что строительный комплекс в состоянии сам себя контролировать и организовывать. Но хочу особо подчеркнуть: саморегулирование — это не вседозволенность. Именно поэтому выдаются допуски на виды работ. Причем выдаче такого допуска должна предшествовать серьезная проверка компании, ее материальной базы, кадров и т. п. Первый год работы саморегулирования показал, что на строительном рынке России активно работают около 90 тыс. компаний. Именно столько было выдано свидетельств о допуске. Конечно, в это число не вошли некоторые компании малого и микро-бизнеса, которые по закону не должны получать допуски, потому что работают на небольших объектах, но сама цифра говорит о том, что исчезли компании-однодневки. Напомню, что в свое время Федеральный лицензионный центр выдал почти 250 тыс. лицензий на строительные работы.
Саморегулируемые организации закончили формирование своих структур и приступили к ежедневной работе — проверке работы своих членов.
На уровне НОСТРОЙ за год удалось сделать очень много. В частности, разработаны основные унифицированные требования для СРО, что заметно облегчает работу саморегулируемым организациям. НОСТРОЙ и многие СРО активно занялись модернизацией нормативной базы. В бюджет Национального объединения строителей заложены очень крупные суммы на актуализацию СНиПов и разработку национальных стандартов. Сейчас первые СНиПы уже размещены на сайте организации для публичного обсуждения. Уверен, что до конца года строители получат хороший пакет современных строительных норм и правил.

— Каковы последние законодательные и нормативные изменения в области саморегулирования?
— Знаете, единственное желание всех трех национальных объединений — строителей, проектировщиков и изыскателей, — чтобы в ближайший год не было никаких законодательных изменений. Но, боюсь, это останется только мечтой, потому что изменения вносятся постоянно.
Самые большие изменения привнесли, конечно же, поправки в Градостроительный кодекс в части саморегулирования. Отдельные положительные элементы есть. Так, при изменении перечня видов работ устанавливается переходный период в 6 месяцев. Таким образом СРО страхуются от неразумной политики, которую подчас демонстрируют федеральные органы исполнительной власти. Очевидно, что перечень видов работ должен быть один и надолго, но изменения в него могут вноситься благодаря научно-техническому прогрессу — при появлении новых видов работ и технологий, прогрессивных материалов и т. д. А в ситуации, когда мы получает третий перечень видов работ за год, появляются сомнения в том, что это закончится в ближайшее время. Сейчас в Минюсте находится на регистрации приказ Минрегиона № 294, который опять перераспределяет виды работ.

С другой стороны, в нормативном регулировании есть моменты, которые, очевидно, нужно менять. Таким примером является постановление Правительства РФ №48, которым установливаются минимальные требования к выдаче свидетельств о допусках к видам работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. По мнению руководства НОСТРОЙ, в первую очередь как наиболее опасные надо выделить объекты использования атомной энергии, а также установить требования к кадровому составу компаний, работающих на строительстве АЭС. Объекты атомной энергетики обязательно нужно отделить от других особо опасных объектов, все-таки АЭС существенно отличаются от, например, гидротехнических сооружений или линий электропередач.

Аппарат Правительства РФ в декабре и январе отверг наши предложения по дифференцированию требований исходя из потенциальной опасности и технической сложности объекта, и эти требования были установлены одним документом для всех. В результате они оказались нереализуемыми фактически для 100% компаний, которые строят, например, вышки мобильной связи или накопители жидких отходов, или метрополитены и т. д.
Ведь для обычных объектов минимальные требования составляют наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним, тогда как для выполнения только одного вида работ на особо опасных и технически сложных объектах необходимо 30 специалистов, а иногда и больше, причем с соответствующей градацией. Такое требование невыполнимо! Теперь выход из этой ситуации указали поправки в Градостроительный кодекс. Там написано, что минимально необходимые требования устанавливаются Правительством РФ для работ на особо опасных и технически сложных объектах с учетом их потенциальной опасности и технической сложности. Вот это уточнение позволяет нам заняться дифференцированием требований, и сейчас проект соответствующего постановления Правительства РФ находится в одном шаге от подписания.

Еще заслуга НОСТРОЙ в том, что из-под минимальных требований теперь выведены уникальные объекты, на которые также до 2 августа распространялись завышенные «ставки» по кадровому составу. А ведь согласно Градостроительному кодексу уникальный объект — это объект с заглублением фундамента более чем на 10 м. Под это определение сейчас попадает любой торговый центр, даже жилой дом с многоярусным подземным паркингом тоже становится уникальным объектом. Эту неадекватность нам удалось устранить.

Еще одна наша «головная боль» — федеральный закон № 94 о госзакупках. Сейчас все госзаказы, в том числе и объекты строительства наравне с лекарствами и зубными щетками, выведены на электронные торги, что совершенно неправильно, и это мы будем доказывать на любом уровне. Для участников строительных торгов обязательной должна быть предквалификация, иначе участвовать будут любые, даже самые сомнительные, компании. И участвуют! Участником одного из строительных аукционов был магазин музыкальных инструментов — это же смешно! А какой демпинг дают эти участники? 30–40 %?! А потом скрываются или выжимают дополнительные деньги из заказчика. Да и сами электронные площадки далеки от совершенства — они постоянно «виснут», а ведь речь идет о заказах на миллионы и миллиарды рублей.

Сначала нужно было поработать на небольших заказах, отладить всё, а потом вводить тотальные аукционы. Но ФАС торопится ввести эту процедуру для всех, включая муниципалитеты и органы местного самоуправления. Теперь в деревне местной власти нельзя заказать выкопать колодец без электронного аукциона! Какой там интернет, в этой деревне? Какие торги?! Вот со всеми этими несуразностями мы и будем бороться. Наша позиция была услышана премьер-министром В. В. Путиным, и на совещании по жилищному строительству 3 февраля он дал поручение учесть поправки НОСТРОЙ.

— Какова Ваша оценка перспектив развития саморегулирования в России?
— Думаю, перспективы оптимистичные. Период становления пройден, и сейчас у СРО начинается плановая работа. Кроме того, я считаю, что 229 саморегулируемых организаций — это многовато даже для России. Все-таки СРО должны быть крупнее и носить межрегиональный характер. Для чего? Во-первых, чтобы не допустить возникновения локальных СРО в рамках одного субъекта Федерации — тогда у организации и ее членов не будет стремления монополизировать какую-либо территорию и никого туда не пускать.
И второе. Чем больше членов в саморегулируемой организации, тем больше возможности создать солидный компенсационный фонд и значительно более надежно защищать интересы третьих лиц — потребителей. Большой бюджет саморегулируемой организации позволит ей нанимать и иметь в своем аппарате хороших специалистов, а также профессиональных юристов, которые будут защищать интересы членов этой СРО. Оптимальная численность ее членов, на мой взгляд, должна быть в пределах 600–700 организаций.
Я думаю, что в ближайшее время появится тенденция к слиянию и укрупнению СРО, а не созданию новых.

Дата: 31.03.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2(90)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!