Богдан Будзуляк: «Новая модель регулирования демонстрирует плюсы»

1 стр. из 1

Работники нефтегазовой отрасли с большим вниманием и ответственностью отнеслись к переходу строителей от лицензирования к саморегулированию. Чтобы отстоять профессиональные интересы своего профильного рынка, они организовали Некоммерческое партнерство "Объединение строителей газового и нефтяного комплексов" (НП СРО ОСГиНК). От итогах первого года работы партнерства рассказывает его президент Б. В. БУДЗУЛЯК, д. т. н., действительный член Академии горных наук, Академии технологических наук и Российской инженерной академии.

— Богдан Владимирович, каковы основные итоги первого года саморегулирования для вашей организации?
— Переход не только строительной отрасли на новую модель регулирования демонстрирует свои плюсы. Наша организация является наглядным примером успешного внедрения института саморегулирования строительства в одном из важнейших стратегических секторов экономики — нефтегазовом комплексе.
В 2009 г. по решению ведущих подрядчиков ОАО «Газпром», осуществляющих строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса России, было создано Некоммерческое партнерство "Объединение строителей газового и нефтяного комплексов". Спустя пару месяцев Ростехнадзор присвоил Партнерству статус саморегулируемой организации.
На сегодняшний день в реестре Партнерства состоит порядка 450 строительных организаций, из которых 6 зарубежных. Свыше 90% компаний в реестре Партнерства работают на объектах ТЭК страны и выполняют все виды работ, утвержденных Минрегионразвитием. Партнерство одно из немногих выдает свидетельства о допуске к работам на особо опасных объектах, и по состоянию на 01.01.2011 г. такой документ получили 284 компании — это 64% от общего количества членов партнерства. На генеральный подряд получили допуски 117 компаний.
Основной состав членов Партнерства работает на объектах нефтяной и газовой промышленности. Такие объекты относятся к особо опасным, ответственность при выполнении работ — колоссальная, поэтому и требования к членам Партнерства, компаниям, выполняющим такие работы, предъявляются повышенные. Стоит отметить, что соответствие этим требованиям — существенное, весомое конкурентное преимущество членов нашего Партнерства.

— А в законотворческой деятельности Партнерство участвует?
— Кроме основных функций, связанных с выдачей допусков к работам, законодателем предусмотрена еще и законотворческая деятельность саморегулируемых организаций. Мощным связующим с государственными органами власти звеном в системе саморегулирования является Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).
В структуре объединения 19 профильных комитетов, объединяющих отраслевые СРО. Организуются прямые диалоги с представителями государственной власти. Оперативно и эффективно вносятся на рассмотрение, а в дальнейшем принимаются, поправки в законопроекты. Представительство в комитетах — прямая возможность защитить интересы членов саморегулируемых организаций. Партнерство, являясь членом трех профильных комитетов — Комитета по строительству объектов нефтегазового комплекса, Комитета по строительству энергетики и электросетевого хозяйства и Комитета по страхованию и финансовым рискам, — использует свои возможности максимально эффективно.

— Как ведется контроль над членами СРО?
— Особое внимание, как со стороны государства, так и самих СРО, уделяется контролю. По данным мониторинга Минэкономразвития России, функции контроля над деятельностью участников строительного рынка выполняют все саморегулируемые организации. Однако зачастую предмет контроля сводится лишь к проверке ряда формальных требований законодательства и наличия и соответствия документов, поданных при вступлении в СРО.
У нас в Партнерстве подход к контролю далеко не формальный. Выстроена система риск-менеджмента (контроля). Проверки проводятся не только по принципу формального соответствия представленных документов оригиналам, но и в части соблюдения компаниями требований технических регламентов в процессе проведения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Система риск-менеджмента работает на всех этапах членства в Партнерстве.
В случае возникновения каких-либо рисков выстроенная модель контроля позволяет оперативно устранить источники их возникновения и предотвратить возможное повторение.
В 2010 г. было проведено 110 плановых проверок, а в 2011 г. намечено провести около 200 комплексных проверок с выездом на объекты.
Ключевым элементом в системе риск-менеджмента являются специализированные органы Партнерства — контрольная и дисциплинарная комиссии.
В течение 2010 г. состоялось 15 заседаний контрольной и 2 заседания дисциплинарной комиссий. В случае выявления нарушений законом предусмотрена возможность применения мер дисциплинарного воздействия вплоть до исключения.
О качественном исполнении партнерством функций, возложенных государством, сказали и представители НОСТРОЙ, проведя в октябре 2010 г. внеплановую проверку нашей деятельности. По итогам аудита, партнерство признано одной из лучших отраслевых саморегулируемых организаций. Аудиторы подтвердили соответствие налогового и управленческого учета законодательству РФ, а оптимизация внутренних бизнес-процессов и грамотно выстроенная система контроля позволили, по итогам 2010 г., снизить членские взносы на 30% — на сегодняшний день они составляют 250 тыс. руб.

— Каковы преимущества вашего Партнерства?
— Напомню, в Государственном реестре Ростехнадзора зарегистрирована 231 саморегулируемая организация в области строительства. Уникальность нашего партнерства заключается в его отраслевой ориентированности, что позволяет качественно решать поставленные задачи в выбранной сфере, не «рассеивая» время и внимание на решение задач, не соответствующих отраслевой потребности. Кроме того, производственный цикл, в котором участвуют все компании нашего партнерства, образует замкнутую цепь — от производителя до потребителя продукции, товаров и услуг, — собирая все звенья в единое целое. Это существенно облегчает и делает максимально качественным выполнение организационных, контрольных и стратегических функций, возложенных государством.
Одним из преимуществ Партнерства является возможность присутствия его представителей в специализированных органах управления. Это позволяет обеспечить беспристрастность и объективность при выполнении контроля деятельности организаций, входящих в состав Партнерства.
У Партнерства есть еще одна особенность — оно одно из немногих, не осуществляющих дополнительных сборов со своих членов, и, пожалуй, единственное, которое стремится снизить финансовую нагрузку своих членов, уменьшая размеры взносов (как было сказано ранее). Известный факт, что ряд саморегулируемых организаций при вступлении в НОСТРОЙ не осуществляет дополнительные сборы со своих членов. Членство Партнерства в Нацобъединении не обременяет наших членов дополнительными взносами.
Кроме того, с целью минимизации рисков наступления субсидиарной ответственности мы решили внедрить систему коллективного страхования гражданской ответственности. Наличие такого страхования существенно снижает риск выплат из средств компенсационного фонда.

— В каких направлениях, на Ваш взгляд, требуется совершенствование законодательства?
— Одна из серьезных проблем, решить которую необходимо в ближайшее время, связана с 48-м Постановлением Правительства РФ. Согласно этому документу, требования, предъявляемые к нашим строительным компаниям, являются значительно более высокими по сравнению с требованиями, которым необходимо соответствовать для выполнения работ на объектах, не относимых к категории особо опасных и технически сложных.
Работа в этом направлении находится уже в стадии завершения. Подготовлен проект поправок, направленный на упорядочение минимальных требований, необходимых для получения допуска. Кроме того, в подготовленной редакции разведены требования к объектам использования атомной энергии и иным объектам, для которых устанавливаются более низкие минимальные требования для получения допуска.
Остается нерешенным вопрос об особом статусе средств компенсационного фонда и управлении этими средствами. По минимальным расчетным оценкам Минэкономразвития, общий объем данного фонда, сформированный саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства, составляет около
20 млрд. рублей. Но это оценка скорее заниженная в связи с принятием в 2010 г. поправок в Градостроительный кодекс в части минимальных размеров взносов в компенсационный фонд. Существенный объем средств выведен со строительного рынка и находится на депозитных счетах в банках. Считаю, что этот вопрос будет пересмотрен в ближайшее время на законодательном уровне.

— Какими видятся перспективы развития Партнерства?
— Одно из приоритетных направлений в текущем году и на ближайшую перспективу — налаживание партнерских отношений с кредитными учреждениями. Для активизации строительной отрасли в нефтегазовом комплексе и содействия развитию членов Партнерства и расширению их финансовых возможностей предполагается заключить рамочные партнерские соглашения с банковскими структурами. Продуктами такого соглашения могут стать финансовые инструменты с условиями, которые существенно лучше рыночных. Положительный опыт такого партнерства в строительной отрасли уже имеется. Кроме того, есть еще одно направление по содействию развития членов нашего Партнерства.
В заключение стоит сказать, что предстоят большие перемены в экономике нашей страны в целом и в нефтегазовом комплексе в частности.
В рамках готовящейся новой концепции государственного управления на 2011–2013 гг., а также в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. особое внимание уделяется снижению административных барьеров и ограничению вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, принимаются общесистемные и отраслевые меры.
В частности, в рамках общесистемных мер будет совершенствоваться законодательство в области саморегулирования. Об этом говорит и Минэкономразвития. Уже к весне 2011 г. министерство планирует переписать базовый закон о саморегулируемых организациях.
Основные цели модернизации на отраслевом уровне, касающейся нефтегазового комплекса: развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, разработка месторождений на шельфе, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики, совершенствование методов и технологий переработки газа в жидкое моторное топливо и проч. Все применяемые меры позволят существенно увеличить добычу и экспорт нефти и газа к 2020 г.
Предпринимаемые шаги предельно конкретны. Масштаб предстоящей работы очевиден всем. Сегодня мы совместными усилиями закладываем фундамент новой истории, нового этапа социально-экономического развития страны в целом. Уверен, совместными усилиями мы с этой работой справимся.

Дата: 31.03.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2(90)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!