Обобщая опыт саморегулирования

1 стр. из 1

Общественный совет по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга, Союз строительных объединений и организаций, межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов «ЛФП» в рамках V практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области в условиях саморегулирования» провели на исходе марта обсуждение насущных проблем саморегулирования в строительной отрасли.

С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга В. В. Семененко, отметив, что темпы развития строительной отрасли в истекшем году оказались выше прогнозируемых. Так, в частности, в Петербурге в прошлом году было введено в строй 2 650 тыс. кв. м жилья. В 2011 г. прогнозируется ввод 2,75 млн, а через год планируется выйти на уровень 3,5 млн кв. м. Именно такой объем ввода жилья, по словам В. В. Семененко, обеспечит сдерживание роста цен на первичном рынке. Председатель Комитета по строительству сообщил также о том, что в настоящее время в Санкт-Петербурге на разной стадии реализации находится около 70 проектов комплексного развития территорий. При этом для ряда проектов земля будет продаваться небольшими лотами, что, по мнению чиновника, даст возможность участвовать в конкурсах и небольшим строительным компаниям.

Что же касается деятельности СРО, то руководитель строительной отрасли Петербурга главное внимание призвал уделять созданию открытого информационного поля и разрешению хозяйственных споров в третейском суде.

В частности В. В. Семененко рассказал:
— Необходимо заниматься популяризацией работы СРО, чтобы заказчики имели неограниченную информацию об опыте выполнения подобных строительных работ. СРО должны демонстрировать опыт работы, опыт выполнения заказов. Должно быть открытое информационное поле, в СМИ и Интернете должен быть представлен опыт работы компаний на рынке, опыт выполнения заказов. Это было бы полезно и продвигало бы услуги компаний на рынке.

Следующий вопрос — это вопрос решения споров. Вы знаете о том, что мы создали третейский суд в профессиональной сфере. Вы знаете прекрасно, что у нас сегодня происходит в судейской сфере и арбитражах — там сложно решать хозяйственные споры, на решение вопросов уходит очень много времени, суды не знакомы с нашей спецификой, в то время как профессиональный третейский суд вполне квалифицирован в строительстве. Необходимо использовать третейские суды, если мы хотим иметь какой-то результат. Необходимо делать в контрактах третейскую оговорку, а мы будем способствовать тому, чтобы подрядчики подписывали контракты с третейской оговоркой. Сам состав третейского суда не должен иметь отношения ни к Комитету по строительству, ни к какому другому, сами участники спора должны определить состав суда, людей, представляющих бизнес, общественные организации, СРО и объединения. Самое главное, что мы должны получить, — это справедливое, эффективное и быстрое решение споров. Те компании, которые включат в свои контракты пункты о третейском суде с заказчиком, подрядчиком и субподрядчиком, всегда могут рассчитывать на разрешение споров цивилизованным путем в честном профессиональном суде.

Мне кажется, что можно рекомендовать всем участникам строительного рынка решение спорных вопросов в третейском суде, рекомендовать включение пунктов о третейском суде в контракты. Это повысило бы прозрачность процессов, однозначно, с моей точки зрения, свидетельствовало бы об уровне надежности компании — компания, готовая отстаивать свои интересы в третейском суде, заявляет тем самым, что ей нечего бояться. Создание открытого информационного пространства компаний и создание открытых механизмов разрешения хозяйственных споров — это две системные задачи строительного сообщества.

Среди системных задач также вопросы аттестации подготовки кадров и повышения квалификации. Нужно адаптировать наши технические регламенты к европейским. У нас нет проблем с инженерной культурой, инженерной грамотностью, у нас есть вопросы со строительными технологиями. В вопросах применения тех или иных технических регламентов мы, существуя в открытом обществе, должны дискутировать и брать из мирового опыта все самое лучшее. Интеграция технических регламентов может стать одной из задач СРО.

Вообще стоит подумать о переходе от политических задач первого этапа существования СРО к решению задач сугубо профессиональных. Должен сказать, что в Петербурге планируется создание строительного технопарка на этой площадке. Выделяемые различными европейскими организациями гранты мы намерены направлять на обучение передовым строительным технологиям. Также будет создан центр энергоэффективности — в этом вопросе давно пора от слов переходить к делу, и мы в Комитете сейчас разрабатываем первый проект энергоэффективного жилого дома.

Далее, обратившись с приветствием к собравшимся, Д. А. Микалаускас, первый зам. председателя Комитета по строительству Ленинградской области, представил ряд цифр:
— Минувший год был этапом становления СРО, и в этом году всё пойдет более уверенно. Отрадно, что у нас налажено сотрудничество между саморегулируемыми организациями города и области. Стоит отметить, что в 2010 г. в области введено в строй жилья 1млн 43 тыс. кв. м, а это больше, чем в предыдущем году, и к 2015 г. мы планируем ввести 1 млн 650 тыс. кв. м жилья. В рамках программы стимулирования жилищного строительства на территории Ленобласти к 2020 г. эта цифра должна составить примерно 2 млн 700 тыс. кв. м. Также хочу отметить, что у нас продолжают работать все программы, запущенные ранее, — поддержки молодежи, улучшения жилищных условий многодетных семей.

О развитии системы саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга в своем выступлении рассказал О. А. Бритов, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций, ответственный секретарь общественного совета по СРО при правительстве Санкт-Петербурга:
— Для Санкт-Петербурга дата 20 февраля 2008 г. является отправной точкой создания системы саморегулирования.
В этот день в Смольном на базе союзов и ассоциаций строительных объединений и организаций был подписан меморандум о системе саморегулирования. На протяжении всех этих лет меморандум продолжает действовать. Далее наметилось развитие в этом направлении: был принят меморандум о системе подготовки и переподготовки кадров, еще один документ был о страховании.

Я могу сказать, что координационный совет наиболее активно занимался темой саморегулирования. Страхование является неотъемлемой частью деятельности СРО и строительных компаний, и страховые компании совместно со строительным комплексом вырабатывают единую систему, единый подход. Также в системе саморегулирования действует меморандум о международной системе сертификации компаний.

И, наконец, самый главный меморандум СРО — о консолидации усилий, которые они реализуют в своей практике, в своей повседневной работе. При правительстве Санкт-Петербурга был создан общественный совет по координации деятельности СРО. Отрадно, что в этот совет, в отличие от подобного московского, вошли не только чиновники. Возглавляет совет А. И. Вахмистров, президент крупнейшего строительного холдинга. В него входят представители крупнейших союзов, органов власти, депутаты Законодательного Собрания. Это позволяет вести полноценный диалог между властью и бизнесом. Есть и претензии друг к другу, есть и совместные поиски решения задач. Мы неукоснительно следуем выработанным советом решениям.

При общественном совете действует ряд координационных органов: по сертификации, по СРО, по страхованию. Есть еще управление мониторингом. В задачи этого управления входит, в том числе, и обеспечение информационного освещения деятельности общественного совета. Для этого создан ряд сайтов, где публикуются все документы, имеющие отношения к деятельности совета. Точно такой же совет создан и в Ленинградской области. Вся деятельность в системе саморегулирования координируется между двумя общественными советами на основании подписанного соглашения.

Сейчас в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существует 56 СРО — 27 строительных, 24 проектных и 5 в сфере инженерных изысканий, — объединяющих 21 585 компаний. Общая сумма компенсационных фондов составляет 5,7 млрд рублей.

Главным вопросом в деятельности общественных советов является качество строительства. К сожалению, есть негативные моменты прошлых лет, которые активно муссируются СМИ, например, проблема обманутых дольщиков. Но есть и много прекрасно работающих компаний, и одна из наших задач — активно защищать их честь и достоинство. Открытая информационная политика — это прерогатива, которая существует. Очевидно, чем мы будем более открыты, тем нам самим будет легче жить.

Мы ушли от хаоса, и координационным советом по СРО принято решение о создании единого третейского суда. Сейчас это суд обрел юридическую форму, и на сегодняшний день существуют судьи, часть из которых была делегирована от общественных и некоммерческих партнерств, но есть и профессиональные юристы.

Далее выступил депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, президент СРО НП «Строители Петербурга», председатель координационного совета СРО А. Е. Костерев. Темой своего спича он определил развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга в условиях вступления России в ВТО.

В свете этого события, которое может произойти уже в 2011 г., особое внимание должно быть уделено подготовке высококвалифицированных кадров, внедрению новых технологий, материалов и конструкций, стоимости строительства, развитию смежных отраслей промышленности. Этому препятствуют такие проблемы отрасли, как отсутствие современной нормативной базы; остро стоят вопросы ценообразования и передового инженерного проектирования, а также повсеместного завышения стоимости работ.

Особую актуальность приобретает заключение контрактов жизненного цикла, чему препятствует отсутствие возможности применения в России легализованных международных и европейских стандартов, а также наличие обязательных для применения СНиПов и ГОСТов, ограничивающих возможность выбора нужного технического решения при реализации строительных проектов. В России необходимого внедрение альтернативной системы технического регулирования строительства, в т. ч. и для возможности применения государственно-частного партнерства.

Директор НП «Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга», директор СРО НП «РОССО — ДОРМОСТ» К. В. Иванов рассказал о законодательных инициативах по внесению изменений в федеральное законодательство о госзакупках. В частности он отметил:
— Что касается евронорм, то мы изучали эту ситуацию.

В Латвии, когда она перешла на евронормы, это заняло четыре года. Важно, чтобы вы понимали, в чем идеологическая разница. Вот есть столб придорожный. В СНиПе он описывается как цилиндрическая труба определенного диаметра, окрашенная специальной светоотражающей краской. В евронормах пишут другое: указывается, что этот объект должен на расстоянии 150–300 м отражать свет и информировать водителя о направлении дороги, а из чего он там сделан: из дерева, пластика или силиката — это не важно. В этом идеологическая разница. Что касается системы госзаказа, то ныне существующая система порождает появление недобросовестных подрядчиков, все выглядит так: «приходите к нам лечиться и тигренок и волчица…». В основе данной системы лежит идеология двойных стандартов. Например, когда проводится конкурс на замещение государственных должностей, квалификационные требования обязательны. Но, почему-то, когда проводится конкурс на строительство сетей, дорог, мостов, больниц, школ — строй кто хочешь, лишь бы сейчас и здесь было дешевле. Во главу угла поставлена экономия средств любой ценой.

Необходимо реформирование госзаказа в строительстве. Существующая сегодня система наглядно всем, кроме ФАС, доказала свою несостоятельность, и в результате мы имеем не рынок, а базар, на котором царит неразбериха и сумятица. Страдает в первую очередь добросовестный строительный бизнес.

Работа практической конференции продолжилась рядом докладов на актуальные для строительного комплекса темы и общей дискуссией, по итогам которой собравшимися была принята резолюция о наиболее важных современных задачах саморегулируемых строительных организаций.

Дата: 25.04.2011
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-4(133)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!