Роль и место саморегулируемых организаций в вопросах формирования единого правового поля на строительном рынке в постсоветский период

1 стр. из 1

Уже более года российские строители и проектировщики работают в условиях саморегулирования. У перехода на саморегулирование было много противников. Справедливой критике подвергается саморегулирование и сейчас, в первую очередь — из-за необдуманного лавинного изменения законодательных актов и недостаточно активной работы национальных объединений, которые пытаются взять на себя дополнительные, непредусмотренные законом функции и перегружают СРО, а значит и их членов, лишней бумажной работой и дополнительными финансовыми затратами. Яркий тому пример — введение в закон понятия «аттестация».

Какая аттестация вводится — непонятно, причем не только нам, но и контролирующим органам, которые не смогли четко ответить на наш запрос. А НОСТРОЙ уже развернул активную работу по созданию аттестационных центров и предложил проводить аттестацию ИТР строительных организаций именно в этих центрах. Зачастую национальные объединения выходят с законодательными инициативами, не поддержанными большинством саморегулируемых организаций. Финансовая деятельность некоторых национальных объединений закрыта, и получить детальную информацию по расходованию средств достаточно сложно. Вместе с тем, надо справедливо отметить, что в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону.В результате активной позиции саморегулируемых организаций их мнение стало учитываться национальными объединениями, органами законодательной и исполнительной власти. Саморегулируемые организации принимают самое активное участие в корректировке законодательных актов в области строительства и проектирования. Национальные объединения начинают вести нужную организационную работу по обновлению нормативно-технической базы, активно сотрудничают с органами законодательной и исполнительной власти.

Остановимся на положительной роли саморегулирования. Для этого проведем небольшой исторический экскурс.

В дореформенный период в советской России система управления строительством была строго централизованной. При правительстве функционировал специализированный орган — Комитет по делам строительства (Госстрой СССР). Ему подчинялись строительные министерства, министерствам — главки, главкам — тресты, трестам — управления и т. д. На всех уровнях распоряжения вышестоящей организации были обязательны для их исполнения нижестоящей. Позднее структура управления строительством была децентрализована, все органы централизованного управления, как на федеральном уровне, так и на региональном, были ликвидированы.

На федеральном уровне продолжил функционировать лишь один государственный орган — Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России), который, в отличие от своего предшественника, Госстроя СССР, не располагал административными полномочиями по отношению к строительным организациям. Направлениями его деятельности стали общие вопросы технической политики, утверждение нормативных документов и типовой документации, финансирование наиболее важных научных исследований и т. д.

Госстрой России и органы архитектуры и градостроительства субъектов России представляли собой единую систему органов исполнительной власти в области регулирования градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса.

В результате многочисленных реорганизаций Госстроя СССР и Госстроя РСФСР в постсоветский период было образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) как федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства регионального развития РФ. Однако Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. за № 724 агентство было упразднено, а его функции переданы Министерству регионального развития РФ.

В течение 90-х годов организационно-правовые формы хозяйствования в строительстве, как и в других отраслях, претерпели довольно сложную эволюцию. Многократно менялась законодательная база, менялась и трактовка многих понятий. Строительные организации приобрели большую административную самостоятельность: они сами стали искать для себя работу, обеспечивать себя ресурсами, механизмами и т. п.; производственные отношения приобрели экономический характер. Это изменило как номенклатуру строящихся объектов, так и сами строительные организации, которые частично акционировались, а некоторые распались на более мелкие организации.

В СССР в 1990 г. насчитывалось примерно 4 тысячи крупных строительных предприятий (трестов) и 32 тысячи средних предприятий (строительных управлений), большая часть которых входила в состав упомянутых крупных предприятий (трестов) в качестве структурных подразделений. В 1995 г. в РФ было 160 тыс. строительных организаций (предприятий), из которых 140 тыс. относилось к малым организациям. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. в РФ зарегистрировано уже 433,7 тыс. строительных организаций.

Вся ранее существовавшая система была полностью разрушена. И ничего не предложено взамен. Все строительные компании действовали практически разрознено, единственное, что их как-то объединяло, так это единый заказчик. Немногочисленные общественные объединения строителей, не имея юридических полномочий для оказания воздействия на законодательную и исполнительную власть, были, в лучшем случае, площадкой для обмена мнениями.

С введением саморегулирования ситуация кардинально изменилась: впервые в российском праве саморегулируемым организациям, объединяющим строителей, проектировщиков и изыскателей, законодательно было дано право принимать участие в обсуждении проектов федеральных законов и нормативных актов РФ, связанных с вопросами саморегулирования в строительной сфере. Это право саморегулируемые организации (СРО) реализуют посредством внесения на рассмотрение органов государственной власти предложений по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере градостроительной деятельности, а также направления запросов на получение от органов государственной власти информации, необходимой для выполнения саморегулируемой организацией своих функций. При этом СРО имеют право направлять предложения и запросы как непосредственно от своего имени, так и через свои национальные объединения, одной из основных функций которых является представление интересов саморегулируемых организаций, а значит и строительных организаций, входящих в их состав, во всех органах государственной власти.

Реализация этого права позволила в кратчайшие сроки начать системную работу, в первую очередь, в области обновления нормативно-технической базы, а также по возобновлению системы непрерывного обучения (в том числе повышение квалификации), корректировке законодательной базы и повышению качества строительно-монтажных работ и проектирования. Создание института саморегулирования, учреждение национальных объединений саморегулируемых организаций и их активная позиция позволили, с одной стороны, провести работу по совершенствованию законодательства в сфере технического регулирования более целенаправленно, с другой — параллельно начать работы по системному обновлению нормативной базы.

Впервые за последние 10–20 лет комитетом по освоению подземного пространства НОСТРОЙ и некоммерческими партнерствами «Объединение подземных строителей» и «Объединение подземных строителей — Проект» при поддержке Тоннельной ассоциации России и МАС ГНБ начата системная работа в области обновления научно-технической базы подземного строительства и проектирования в целом, и горизонтально-направленного бурения, в частности. К разработке этих документов привлекаются ведущие российские институты и специалисты республик бывшего Союза, используется опыт и наработки наиболее развитых зарубежных стран.

Международный и зарубежный опыт стандартизации в области строительства подтверждает, что основными координаторами аналогичных планируемым в НОСТРОЙ работ по стандартизации являются профессиональные строительные объединения, которые утверждают такие стандарты на основе сбалансированного мнения своих членов. Например, Американское общество гражданских инженеров (ASCE) в целях принятия стандартов создает специальные комитеты по направлениям строительства, проводит публичное обсуждение проектов стандартов, рассматривает предложения по устранению недостатков в уже утвержденных стандартах.

Все структуры саморегулирования активно работают в области организации профессионального обучения, тем не менее, вопросов и проблем много и они требуют оперативного решения для организации эффективной системы непрерывного образования в условиях саморегулирования в строительной отрасли. Это возможно лишь в результате совместной работы ведущих вузов страны, СРО и их национальных объединений, а также специализированных общественных организаций и органов власти.

Таким образом, мы видим, что появились первые ростки создания единого правового пространства, при котором все министерства, ведомства и строительные компании должны работать по единой нормативной базе, принимать и эксплуатировать строительные объекты по единым правилам (безусловно, с учетом профессиональной специфики), а также проводить непрерывное профессиональное обучение рабочих, технического персонала и ИТР. Но предстоит еще огромная работа, чтобы довести всё начатое до логического завершения.

На мой взгляд, основой для дальнейшего развития единой правовой базы в строительстве должны стать специализированные СРО, которые объединяют организации достаточно узкого спектра строительной деятельности. Только они заинтересованы в инициализации решения всего круга вопросов, стоящих перед строителями того или иного направления, а самое главное, способных профессионально решать и анализировать эти вопросы.

Дата: 25.04.2011
Сергей Алпатов
"Петербургский строительный рынок" 3-4(133)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!