Морской фасад Петербурга

1 стр. из 1

«Россия, являясь морской державой, не имеет в настоящее время ни одного современного морского пассажирского терминала» (из письма губернатора Санкт-Петербурга Президенту РФ, 2004 г.).

Идея строительства в Северной столице специализированного пассажирского порта, способного принимать перспективные круизные суда больших размеров и обслуживать прибывающих на них туристов в соответствии с международными стандартами, обсуждалась в течение ряда лет.

Город белых ночей, красивейших дворцово-парковых ансамблей, рек и каналов с мостами уникальной архитектуры, всемирно известных музеев и театров всегда привлекал туристов из разных стран мира. По некоторым статистическим данным, сейчас путешествует 8% населения развитых стран, то есть ежегодно около 200 миллионов человек летают самолетами, перемещаются на поездах и автомобилях, совершают поездки на круизных и паромных судах.

Любители морских путешествий, а их количество с каждым годом увеличивается, ценят удобство и комфортность пребывания на судне, безвизовое посещение иностранных портов в течение нескольких дней, экскурсионное обслуживание при знакомстве с достопримечательностями городов. Для того чтобы обеспечить преимуществами морских путешествий как можно большее число туристов, габариты круизных и паромных судов непрерывно увеличиваются. Длина современных круизных лайнеров превышает 300 м, а вместимость пассажиров на таких судах может составлять около
3 тысяч 800 человек.

Санкт-Петербург оказался не готовым к приему таких кораблей. В городе было только три места для швартовки пассажирских судов:
 в Гавани, на западном берегу Васильевского острова был построен пассажирский комплекс «Морской вокзал», который мог принимать суда с осадкой до 8 м и длиной до 200 м;
 в Морском порту с использованием четырех грузовых причалов, что отрицательно влияет на работу самого порта и не позволяет полноценно обслуживать туристов из-за стесненности территории и плохих подъездных путей;
 на берегах Большой Невы — на плавучих причалах вдоль набережной Лейтенанта Шмидта и на Английской набережной.

В ходе разработки в 2000–2001 гг. Генеральной схемы развития Санкт-Петербургского транспортного узла — Большого порта «Санкт-Петербург» Ленморниипроект совместно с бюро Генплана Санкт-Петербурга рассмотрел несколько проектных идей размещения пассажирского комплекса: на Канонерском острове и на Кривой дамбе, в третьем районе порта, в бывшей Купеческой гавани Петергофа. Самым перспективным был признан вариант размещения порта у западного берега Васильевского острова на вновь образуемой намытой территории, которая позволила бы разместить 6–7 глубоководных причалов, обустроить площадки для стоянки автотранспорта в необходимом количестве, создать условия для независимого от порта плавания больших круизных судов и паромов.

При этом также появлялась возможность для решения интересной градостроительной задачи — заново взглянуть на облик морского фасада Санкт-Петербурга. Местоположение искусственного острова непосредственно в устье Большой Невы и площадь его территории обязывали задуматься о застройке, архитектурном облике и органичном включении его в планировочную ткань города.

Кроме того, расположение будущего пассажирского терминала удачно сочеталось с еще одним очень важным для Санкт-Петербурга проектом — строительство Западного скоростного диаметра, который должен пройти по западной кромке Васильевского острова и связать северную и южную части города. Западный скоростной диаметр во много раз повышал транспортную доступность порта для круизных и паромных судов.
В письме губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко обосновывалась техническая возможность и экономическая целесообразность создания на Васильевском острове современного морского пассажирского комплекса, обеспечивающего возможность приема более миллиона туристов ежегодно. На письме появилась резолюция В. В. Путина (в то время он был Президентом РФ): «Прошу проработать и поддержать». В конце 2004 г. создается управляющая компания с символичным названием «Морской фасад Санкт-Петербурга». Ее основной задачей и стала реализация проекта строительства Морского пассажирского терминала на Васильевском острове. Возглавила компанию группа грамотных, энергичных управленцев. Президент управляющей компании Ш. Ш. Кары-Ниязов — кандидат физико-математических наук, защитивший диссертацию по теме «О дескриптивных свойствах топологических пространств»; работал преподавателем в МГУ и колледже в штате Айова (США), был финансовым директором туристической корпорации и директором финансовой компании, в управляющей компании занимался стратегическими вопросами строительства и отношений с туристическими фирмами, а также круизными и паромными компаниями.

Вице-президент кандидат технических наук С. Д. Жусупов окончил Одесский институт инженеров морского транспорта. Вся его профессиональная деятельность связана с приобретенной специальностью — «эксплуатация водного транспорта»: работал на различных должностях в ОАО «Морской порт “Санкт-Петербург”», затем в Министерстве транспорта директором департамента государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта, руководил строительством гидротехнических сооружений будущего порта, координировал работу по созданию подходных путей и акватории, занимался вопросами, связанными с экологическим сопровождением проекта и организацией и открытием пункта пропуска для иностранных туристов.

Вице-президент В. А. Фотченков окончил Московский технологический институт по специальности «экономика и управление»; вел инвестиционно-аналитическую деятельность, работал заместителем генерального директора ОАО «Морской порт “Санкт-Петербург”» по развитию и инвестициям, был ответственным за строительство наземных зданий и сооружений (морских вокзалов, сооружений пункта пропуска), прокладку инженерных сетей.

В 2005 г. было разработано несколько томов технико-экономического обоснования проекта под названием «Строительство Морского пассажирского терминала на Васильевском острове Санкт-Петербурга», а также была еще не тронутая водная гладь Невской губы Финского залива.

Директор по правовым вопросам С. Ю. Сурков называет 2005-й годом подготовки к большой стройке — тогда было решено множество организационно-правовых вопросов: издан целый ряд основополагающих документов (среди них и распоряжения Правительства РФ, и правительства Санкт-Петербурга), утверждены технико-экономические показатели будущего порта, земли водного фонда переведены в земли поселений, проведен конкурс на право заключения договора аренды земельного участка.

Директор департамента по сопровождению проектов М. А. Алехов вспоминает:
— Когда мы приходили в соответствующие инстанции за разрешением на строительство, нам говорили: «Так там же вода». Мы пытались объяснить, что это земли поселений; «но фактически это же вода», — говорили в государственных учреждениях. Такой диалог продолжался долго, но разрешение на строительство мы все-таки получили. Кроме того, в нашем проекте всегда уделялось большое внимание экологической составляющей. Главной задачей было не обходить законы, а грамотно их соблюдать, постоянно вести мониторинг экологической обстановки и его результаты доводить до широкой общественности.

Директор департамента проектирования гидротехнических сооружений Ю. В. Лукьяненко уверен:
— Проектировщиками был выбран очень удачный вариант размещения будущего порта. Семь глубоководных причалов общей протяженностью более 2-х тысяч метров, пять из которых предназначены для приема круизных судов, а два — для швартовки паромов, располагались по внутренним стенкам искусственно образованного ковша. Внутри ковша — глубоководная акватория, пригодная для маневрирования крупногабаритных судов, а его стенки защищают причалы от морских волнений.
С гидротехническими сооружениями было все понятно, а вот облик наземных портовых сооружений оставался под вопросом. В результате проведенного архитектурного конкурса победил проект «Окно в Европу» — стеклянный небоскреб, выполненный в виде окна. Но когда стали задумываться над реализацией этого проекта, стало понятно, что это сооружение слишком дорогостоящее, совершенно не функциональное и вряд ли впишется в существующую панораму Васильевского острова. Пассажирский порт ведь должен быть красив стоящими у причалов судами, удобен для пассажиров и интересен ожиданием знакомства с новыми местами.

И тогда было принято решение построить четыре небольших морских вокзала, в которых можно быстро обслужить прибывших туристов и пассажиров с паромов. Кроме того, такое решение позволило разбить все строительство на пусковые комплексы — законченные части морского пассажирского терминала со своими причалами и морским вокзалом, готовыми принимать круизные суда и автомобильно-пассажирские паромы.

10 сентября 2008 г. в пассажирский порт «Морской фасад “Санкт-Петербург”» пришло первое круизное судно, в 2010 г. на полную мощность работали уже два пусковых комплекса наземных зданий и сооружений. За навигацию 2010 г. порт посетило 368 тысяч туристов, в июле и августе были дни, когда в порт одновременно прибывало около 10 тысяч пассажиров.

К открытию навигации 2011 г. будет готова вся портовая инфраструктура, и количество туристов еще увеличится.

Пассажирский порт получился удобным и комфортным для всех — и для туристов, которые быстро проходят паспортный контроль и отправляются в центр города и в пригороды Санкт-Петербурга, и для капитанов, которые легко маневрируют в просторной и глубоководной акватории, и для представителей туристических компаний.

Идея создания специализированного пассажирского порта в предельно короткие сроки воплотилась в жизнь.

Дата: 25.04.2011
Марина Кузьмина
"Петербургский строительный рынок" 3-4(133)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!