Ленобласть: морские перспективы транзитного региона

1 стр. из 1

Морской торговый порт «Усть-Луга» остается наиболее перспективным транспортным проектом, реализуемым на территории Ленинградской области. Практически ежегодно в составе усть-лужского портового комплекса вводятся новые терминалы по перевалке различных видов грузов. Знаковой вехой в истории порта станет намеченное на июнь 2011 г. официальное открытие нефтепровода БТС-2 и нефтеналивного терминала, работающих сегодня в тестовом режиме.

Область отнимет грузы у города

Ленинградская область, в силу своего крайне выгодного географического положения, является транзитным регионом, она расположена на пересечении морских, железнодорожных, речных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей, образно говоря — на перекрестке международных и национальных транспортных коридоров.

Вполне закономерно, что постепенно, шаг за шагом, Ленобласть выдвигается на позиции международного транспортно-технологического центра. Достижению этой цели служит активное строительство на территории 47-го региона объектов современной транспортно-логистической инфраструктуры.

В первую очередь — морских портовых комплексов.

За последнее десятилетие на балтийском побережье, буквально на пустом месте, появилось два новых крупных порта: «Приморск» и «Усть-Луга». Строительство этих объектов позволило не только решить стратегическую задачу по замещению утраченных при развале СССР прибалтийских портовых мощностей, но и заметно повысить инвестиционную привлекательность 47-го региона. Показательно, что именно в 2009 г., когда глобальный мировой кризис был в самом разгаре, объем перевалки грузов через «морские ворота» Ленинградской области увеличился более чем на 8% и составил 108 млн т. В 2010 г. несмотря на некоторый спад областные порты удержали грузооборот на «знаковом рубеже», обеспечив переработку 105,3 млн т грузов. Нельзя не отметить, что всего лишь десятилетие назад этот показатель был меньше в 35 раз!

Новые портовые комплексы начинают постепенно «перехватывать» потоки грузов, которые традиционно шли через Северную столицу. По мнению вице-губернатора Ленобласти, председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Григория Дваса, в перспективе этот процесс приведет к тому, что Санкт-Петербург останется крупнейшим российским пассажирским портом на Балтике, а все грузоперевозки примет на себя Ленинградская область. Исключение составят лишь те грузовые терминалы Санкт-Петербургского морского порта, которые непосредственно связаны с экономикой и потребительским рынком города.

В частности, комплексы по перевалке импортных продуктов питания и товаров бытового потребления, а также по отправке на экспорт продукции петербургских предприятий.

Черное золото уходит через Ленобласть

На сегодняшний день основной объем перевалки грузов через «морские ворота» Ленобласти приходится на долю нефтеналивного порта «Приморск», который является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Только в 2010 г. через его терминалы на экспорт было отправлено 71,7 млн т сырой нефти и 5,8 млн т темных и светлых нефтепродуктов.

Порт «Приморск», меньше чем за десятилетие ставший самым современным и крупным нефтеналивным портом России, можно также назвать одним из наиболее удачных примеров эффективного партнерства государства и частного бизнеса в решении стратегических задач.

Согласно дальнейшим планам развития, подготовленным управляющей компанией ОАО «Морской торговый порт “Приморск”», к действующему портовому Ермиловскому району (здесь сосредоточены мощности по перегрузке нефти и нефтепродуктов, доставляемых трубопроводным и железнодорожным транспортом) в перспективе добавится еще один — Высокинский. В новом портовом районе могут разместиться транспортно-технологические комплексы и портовые сооружения для перегрузки сжиженных газов, генеральных, контейнерных, навалочных и иных грузов с доставкой трубопроводным, железнодорожным и автотранспортом.

Выборгский порт был основан еще во времена господства шведской короны. О его значении для судоходства в этом районе Балтики может сказать то, что в 1527 г. Выборг был официально признан «стапельным городом», имеющим право принимать иностранные корабли. Однако современное состояние порта блестящим отнюдь не назовешь.

За 2010 г. объем переработки грузов порта «Выборг» сократился почти на 10% к уровню 2009 г. и составил 1,1 млн т.
Это связано, прежде всего, с аварийным состоянием причального фронта. По официальной информации Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, из 13-ти причалов, расположенных на территории порта, возможна эксплуатация только 7-ми, в том числе пассажирского.

Вместе с тем, выборгский порт имеет определенные перспективы, которые связаны с работой винного терминала, перевалкой генеральных, контейнерных грузов и грузов типа Ro-Ro (т. е. накатных), а также возможностью развития паромных пассажирских и грузопассажирских перевозок. Кроме того, традиционная номенклатура перерабатываемых в порту грузов включает минеральные удобрения, уголь, чугун, металлолом, круглый лес, пиломатериалы.

Возникновение порта «Высоцк» связано с событиями Северной войны, когда в 1710 г. по приказу Петра I в самом узком месте Выборгского залива было построено укрепление Тронгзунд (швед. trång — «узкий», sund — «пролив»). На протяжении всей своей истории Тронгзунд-Высоцк оставался портовым городом торгового и военно-морского флота.

В советское время здесь дислоцировалась бригада сторожевых кораблей погранвойск КГБ СССР. А с середины 1990-х
порт получил активное развитие, связанное с реализацией инвестиционных проектов строительства новых терминальных комплексов по перевалке угля, светлых и темных нефтепродуктов.

В 2010 г. порт «Высоцк» переработал 14,8 млн т грузов, что примерно на 15% меньше чем в 2009 г. В частности, нефтяной терминал ОАО «РПК – Высоцк – “Лукойл-II”» обеспечил перевалку 12,5 млн т нефтепродуктов (86,8%), угольный терминал ООО «Порт Высоцкий» — 2,3 млн т угля (80,4%). По данным Областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, снижение связано с реконструкцией 1–4 причалов порта, находящихся в федеральной собственности, но частично финансируемых из собственных средств предприятия.

Самый динамичный порт
Многофункциональный порт (МТП) «Усть-Луга» является наиболее перспективным транспортным проектом, реализуемым на территории Ленинградской области. Каждый год здесь вводятся новые погрузо-разгрузочные терминалы, а также новые очереди строительства уже введенных в действие терминалов.

В минувшем году МТП «Усть-Луга» переработал почти 12 млн т грузов, что на 13,7% выше уровня 2009 г. Уже в январе-феврале текущего года объем переработки грузов здесь увеличился на 24,9% к аналогичному периоду предыдущего года и составил 1 млн 720,1 тыс. т.

Комплекс перегрузки угля компании ОАО «Ростерминалуголь» можно назвать старейшим терминалом порта. Его первая очередь мощностью 4 млн т была введена в эксплуатацию в декабре 2001 г., когда строительство МТП «Усть-Луга» только начиналось. В 2006 г. вошел в строй комплекс второй очереди мощностью 8 млн т. В течение 2010 г. угольный терминал отгрузил более 7,5 млн т угля (рост 105,9% к уровню 2009 г.).
Следующим этапом развития комплекса станет выход на проектную мощность 12,4 млн т угля в год.

Многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК)

«Юг-2» предназначен для перевалки накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов. Мощность первой очереди комплекса, введенной в 2010 г., составила 0,75 млн т. При выходе на полную мощность МПК обеспечит прием, хранение и перевалку 4,6 млн т грузов в год.

Отдельно отметим, что проектная мощность автомобильного терминала МПК «Юг-2» — 450 тыс. новых иномарок в год. По итогам 2010 г., МПК переработал 117,3 тыс. т генеральных и прочих тарно-штучных грузов. Это в 3,9 раза больше, чем в 2009 г.

Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, обеспечивающий сообщение на линии «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии», является важным звеном транспортного коридора «Запад-Восток». Пуск терминала по приему морских грузопассажирских паромов позволил обеспечить прямое сообщение Калининградской области, оказавшейся в окружении стран Евросоюза, с Большой землей.

Первый рейс паромного судна «Балтийск» из порта «Усть-Луга» в Калининград состоялся в сентябре 2006 г. В 2010 г. автомобильно-железнодорожным паромом «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» было перевезено 507,1 тыс. т генеральных грузов. В перспективе намечено увеличить грузооборот по этому маршруту до 2,2 млн т.

Универсальный перегрузочный комплекс предназначен для приема, хранения и отгрузки на экспорт железорудных окатышей, чугуна в чушках и металлолома, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также строительных материалов и оборудования. В минувшем году комплекс в 1,5 раза увеличил грузооборот, переработав почти 2,2 млн т угля и черного металла. В перспективе он должен выйти на проектную мощность в 3 млн т грузов в год.
Терминал по перегрузке минеральных удобрений ОАО «Европейский серный терминал» в 2010 г. перевалил более 1 млн т грузов, в 2,2 раза превзойдя уровень предыдущего года. Проект терминала предполагает возможность работы с четырьмя видами грузов одновременно, независимо друг от друга и с сохранением их качественных характеристик. К моменту выхода на полную мощность к 2015 г. его годовой грузооборот составит 9 млн т. Кроме того, на 35% увеличен объем перевалки грузов в ОАО «Усть-Лужский лесной терминал “Фактор”», что обеспечило переработку 358,7 тыс. т лесных грузов.

Терминал за терминалом…

На современном этапе развитие не только МТП «Приморск», но и порта «Усть-Луга» связано с трубопроводным транспортом. В настоящее время в Усть-Лужской губе завершается реализация крупного инвестиционного проекта по созданию Балтийской трубопроводной системы БТС-2. Нефтепровод и портовый нефтеперевалочный комплекс мощностью более 50 млн т нефти в год позволят России не только увеличить объемы экспорта нефти, но и диверсифицировать маршруты поставок.

В рамках проекта выполнено строительство трубопровода БТС-2 протяженностью более 1 тыс. 50 км, нефтеналивного терминала, емкостей для хранения нефти и мощностей по перекачке черного золота в морские танкеры. На сегодня ОАО «Роснефтебункер» уже начало работать в тестовом режиме, обеспечив перевалку 177,4 тыс. т нефтепродуктов. Официальное открытие портового терминального комплекса и БТС-2 состоится в июне 2011 г.

Проектом предусмотрено, что доставка нефти будет производиться как по трубопроводной системе, так и по железной дороге. Интересно отметить, что в составе терминального портового комплекса будет создана уникальная схема, обеспечивающая возможность одновременной разгрузки более 200 железнодорожных цистерн сразу по нескольким сливным фронтам. Это позволит существенно ускорить загрузку танкеров. Активно ведутся работы по строительству погрузо-разгрузочного комплекса ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал». Проект реализуется Национальной контейнерной компанией на условиях государственно-частного партнерства.

Ввод первой очереди нового комплекса намечен на вторую половину 2011 г. Объем инвестиций — более 27 млрд рублей.
С выходом на полную мощность грузооборот многофункционального контейнерного терминала составит до 3 млн TEUs в год (TEU — Twenty-foot Equivalent Unit — единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером).

К строительству комплекса по перегрузке сжиженного углеводородного газа (СУГ) и светлых нефтепродуктов мощностью до 4 млн т в год приступает компания ООО «СИБУР-Портэнерго». Терминальный комплекс обеспечит прием СУГ и светлых нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, их хранение и налив в морские суда (газовозы и танкеры).

Комплекс будет ориентирован, прежде всего, на перевалку СУГ изотермического хранения и, как ожидается, станет значимым инфраструктурным объектом, оказывающим существенное влияние на энергетические рынки Европы. При этом реализация проекта позволит в значительной степени решить задачу по утилизации попутного нефтяного газа и экспорту излишков продуктов его переработки.

Плановые мощности комплекса рассчитаны на ежегодную перевалку до 1,5 млн т СУГ и до 2,5 млн т светлых нефтепродуктов. Стоимость реализации проекта по предварительной оценке составит 9,5 млрд рублей. Плановый срок ввода комплекса в эксплуатацию — конец 2012 г.

В числе других проектов, которые инвесторы планируют реализовать в порту «Усть-Луга», можно отметить комплекс перевалки стабильного газового конденсата компании ООО «НОВАТЭК-Усть-Луга». Комплекс заявленной мощностью 6 млн т груза в год будет обеспечивать отправку на экспорт продуктов переработки стабильного газового конденсата: нафта, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута.

Намечено строительство терминала минеральных удобрений мощностью 5 млн т компании ОАО «Балтийские генеральные грузы» и металлургического терминала мощностью 6 млн т компании ООО «Балтийский металлургический терминал».

Необходимо добавить, что проект развития морского торгового порта в Уст-Лужской губе предусматривает строительство перерабатывающих и обрабатывающих заводов в припортовой производственно-промышленной зоне. Поскольку ввод контейнерного терминала уже не за горами, то размещение промзоны на этой территории будет особенно привлекательным для предприятий, работа которых связана с экспортными и импортными грузопотоками посредством контейнерных перевозок.

Дата: 25.04.2011
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-4(133)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!