Восточное крыло Главного штаба. Эпизод 2

1 стр. из 1

В конце прошлого года, после завершения работ первой очереди, было подписано дополнительное соглашение между Фондом инвестиционных строительных проектов  Санкт-Петербурга и консорциумом в составе ООО «ИНТАРСИЯ» (ведущий партнер) и ЗАО ПО «Возрождение» на выполнение второй очереди реставрации восточного крыла Главного штаба. Сейчас ведутся работы по очистке от мусора внутренних дворов, а также по усилению фундаментов. Полностью завершить реконструкцию восточного крыла Главного штаба планируется в июле 2012 г.

На протяжении двух лет реконструкция будет проводиться в северной части восточного крыла Главного штаба. Полезная площадь существующих корпусов составляет 18 тыс. кв. м, а общая площадь — 30 900 кв. м.

Вторая очередь предполагает проведение следующих видов работ: реконструкция поперечных дворовых корпусов, создание атриумов и заглубление существующих дворов и подвалов, реставрация фасадов всего восточного крыла Главного штаба и залов с ценной художественной отделкой, перепланировка и приспособление существующих помещений, усиление кирпичных сводов и сохраняемых деревянных перекрытий. Сотрудники компаний, входящих в консорциум, активно приступили к выполнению запланированных работ. Сегодня готовятся строительные площадки и укрепляются фундаменты для повышения устойчивости здания. Специальными растворами заполняются пустоты, которые исторически сложились на опорных конструкциях свайного поля из лиственницы.

В результате у шедевра Росси будет фундамент из бетонных конструкций. Это позволит увеличить столь необходимую Государственному Эрмитажу экспозиционную площадь.

Стоит отметить тот факт, что в северной части здания объемы реставрационных работ увеличатся практически в пять раз. Предстоит отреставрировать залы и кабинеты с ценной художественной отделкой. Мастера будут трудиться над восстановлением и воссозданием потолков с художественной росписью, лепнины, каменной облицовки стен, изразцовых печей и мраморных каминов, художественного паркета, фурнитуры, дверей с резьбой и позолотой. Процесс реставрации, как и в помещениях первой очереди, осложнен большим количеством инженерных коммуникаций, которые предстоит проложить для нормального функционирования музейных залов.

Масштабы проекта соответствуют высочайшей архитектурной ценности великого творения К. И. Росси. Главный штаб не просто уникальный комплекс зданий с единым фасадом, это центр планировочного решения Дворцовой площади, определивший облик одного из важнейших кварталов российской столицы. До Росси не только в России, но и в Европе никто так не строил. Зодчий изменил планировку города в этом районе: он задумал очертить площадь по полукругу и в центре — против ворот Зимнего дворца — раскрыть проезд на Невский проспект. Широкая лента фасада опоясывает площадь от угла Невского проспекта до реки Мойки и продолжается далее вдоль набережной. Для того чтобы сделать сквозной проезд на Большую Морскую улицу зодчий остроумно спланировал сразу две арки, расположенные под углом друг к другу. Карл Иванович Росси показал себя крупнейшим мастером городского ансамбля. Строительство Главного штаба продолжалось с 1819 по 1829 гг.

Вообще судьба любого гения в России никогда не была простой. К великому сожалению, Росси не стал исключением. Родившийся в Венеции в 1775 г., в семье дворянина и танцовщицы, детство свое он провел в Петербурге, где его мать Гертруда Росси блистала на императорских балетных подмостках. Рано проявившийся художественный талант определил судьбу юноши, и 28 июля 1795 г. он был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве «архитектурного чертежника сержантского чина архитектурии гезеля», то есть ученика. Через четыре года ему присваивается звание «архитектурного помощника», а 1801-м его производят в архитекторские помощники десятого класса. Первым крупным проектом, в работе над которым он принял участие в качестве ученика своего выдающегося наставника В. Ф. Бренна, стало строительство Михайловского замка.

Проведя два ученических года в Италии, Росси вернулся в Санкт-Петербург и предложил проект переустройства Адмиралтейской набережной для организации по ней сквозного проезда. Идеи молодого архитектора оценили как легкомысленные и фантастические, и Росси был определен художником на императорский стекольный завод.

В 1806 г. его архитектурные способности все же были признаны, но на долгие девять лет он был отправлен в Москву, в Кремлевскую экспедицию, ведавшую ремонтом и строительством правительственных зданий в древней столице. Первой его постройкой по возвращении в Петербург — уже в качестве архитектора Кабинета Его Величества — стал комплекс Елагиноостровского дворца.

В 1817 г. Росси работает над проектом строительства Михайловского дворца, создав уже новый городской ансамбль, подаривший Петербургу площадь Искусств, Михайловскую и Инженерную улицы. Далее следуют проекты выдающихся городских ансамблей Главного штаба, переустройства Аничкова дворца и венчающий его творчество шедевр архитектуры — ансамбль Александринского театра, Чернышевской (ныне Ломоносова) площади и Театральной улицы, позже получившей имя своего создателя — зодчего Росси. Тринадцать площадей и двенадцать улиц Петербурга были полностью созданы или реконструированы по проектам Росси, при этом он никогда не имел высокого чина, не был ни профессором, ни академиком. Ярчайший представитель классицизма, стиля «ампир» в русской архитектуре, определивший своими шедеврами уникальный облик Санкт-Петербурга, признанный мировым художественным достоянием, Карл Иванович Росси скончался от холеры в 1849 г. в нищете и забвении. И только в ХХ в. его прах был перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры.

Нелегкая судьба ожидала и его выдающееся творение Главный штаб. Изначально построенное к 1830 г., восточное крыло здания предназначалось для размещения высших государственных учреждений Российской империи. В частности, там располагались Министерство финансов и Министерство иностранных дел. После февральской революции 1917 г. здание занимали различные учреждения и организации. Дальнейшая хроника событий такова:
 в 1988 г. восточное крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу, а в 1999 г. в его залах открылись первые экспозиции;
 в 1999 г. директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский представил в Москве программу «Большой Эрмитаж», одной из важнейших частей которой является реставрация восточного крыла Главного штаба;
 в 2000–2003 гг. был проведен косметический ремонт парадных интерьеров второго и третьего этажей корпуса по Дворцовой площади и фасадов по Дворцовой площади, набережной Мойки и Певческому проезду;
 в 2001 г., в ночь на 1 января, произошло возгорание Колесницы Славы — скульптурной группы на арке Главного штаба (причиной этому стала петарда, запущенная во время массовых гуляний на Дворцовой площади), в 2002 г. она была отреставрирована;
 в 2002 г. Международный банк реконструкции и развития выделяет Российской Федерации заем на комплексную реставрацию восточного крыла здания и его приспособление под музейный комплекс, а петербургская «Студия 44» выигрывает международный конкурс по выбору генерального проектировщика;
 в 2004 г. проходят обсуждения предпроектных предложений «Студии 44», а уже в 2007 г. архитектурный проект завершен;
 в 2008 г. консорциум в составе ООО «ИНТАРСИЯ» и ЗАО ПО «Возрождение» становится победителем конкурса по выбору строительного подрядчика;
 10 декабря 2010 г. состоялась торжественная церемония, посвященная завершению строительных и реставрационных работ первой очереди переустройства комплекса зданий восточного крыла Главного штаба.

Площадь зоны реставрации первой очереди составила 32 500 кв. м, охватывая преимущественно два из пяти внутренних дворов восточного крыла Главного штаба, наиболее удаленные от Дворцовой площади и Певческого моста. Работы проводились в течение двух лет. На объекте одновременно трудились до 900 человек. Фундаменты здания были усилены с помощью 1 300 титановых и более 3 тыс. обычных свай. Проведены трудоемкие работы по осушению и гидроизоляции здания, очистке стен от грибковых поражений и плесени.

В ходе реставрационных работ в результате размывки фасадов внутренним дворам был возвращен исторический цвет — светло-серый, какой был в 1837 г. (в советское время цвет фасадов сделали желтым).

Методом инъецирования и с помощью металлических бандажей в ряде помещений выполнено армирование исторических сводов, часть стен и дверных проемов взята в металлические обоймы. В некоторых помещениях деревянные перекрытия заменены на железобетонные. Одну стену, которая уже не могла выполнять несущую функцию, строители продублировали новой, монолитной, сохранив историческую кирпичную.

Из 45 залов I-й очереди 30 нуждались в комплексной реставрации. Там, где это возможно, была выполнена консервация фрагментов живописи. Проведена реставрация плафонов в трех залах. В тех помещениях, где из-за многочисленных протечек, нередко случавшихся еще в прошлом веке, большая часть живописи была утрачена, художники-реставраторы по аналогии с сохранившимися фрагментами воссоздали ее с максимальной точностью. Отреставрировано 26 исторических печей и каминов, при этом изразцы бережно снимались и чистились, образовавшиеся трещины заделывались, затем обрабатывались с использованием метода, заменившего процесс глазурования в печи — старинные плитки не выдержали бы температуры обжига. Также здесь были восстановлены исторические деревянные двери, наборный паркет в залах и кладка лещадными плитами в коридорах; обновлены рамы и подоконники, изготовлены и установлены на окнах деревянные ставни.

Ключевой элемент архитекторского проекта — новая Большая анфилада. Она построена наполовину, в пределах 4-го и 5-го внутренних дворов, и открывается 14-метровыми входными дверьми-воротами, отделанными шпоном дуба. На Кировском заводе для них были изготовлены специальные поворотные механизмы. Бывшие хозяйственные дворы восточного крыла Главного штаба превратились в парадные атриумы. Укрывающая их кровля из стекла и металла имеет плоский профиль, благодаря чему ее не будет видно извне. Над выставочными залами новой Большой анфилады установлены фонари верхнего света, обеспечивающие освещение экспонатов в соответствии с музейными стандартами.

Аналогичные по принципу действия световые фонари, но иных размеров и конфигурации, смонтированы над помещениями 4-го этажа, где будут выставлены картины импрессионистов и постимпрессионистов. Сохранившиеся над отдельными комнатами верхних этажей фонари Росси были тщательно отреставрированы. Новые световые фонари выполнены из специального тонкостенного бетона, что позволило свести к минимуму дополнительную нагрузку на исторические стены.

Парадная лестница-амфитеатр, средняя часть которой выполнена из радиальных ступеней, а боковые — из прямых, облицованная итальянским мрамором «Бреччия Сардо», ведет к дверям в анфиладу новых выставочных пространств. Весь комплекс работ, связанных с облицовкой и мощением натуральным камнем, выполнен одним из предприятий, входящих в группу компаний «Возрождение», — ООО «Магистраль». При облицовке и устройстве полов все плиты тщательно подбирались и обрабатывались, поскольку каждый природный камень имеет индивидуальную фактуру и окраску, которые надо совместить. Мастера использовали граниты месторождений Кашина гора и Каменногорское, и также мраморизованные известняки, бежевый итальянский мрамор «Бреччия Сардо» с обработкой лощением, итальянский мрамор «Порфидо Бьянко» с полировкой, германский Юрский мрамор с лощением и искусственным старением камня. Всего было замощено полов и облицовано лестниц общей площадью почти 6 тыс. кв. м.

Новая Большая анфилада представляет собой чередование больших выставочных залов и «висячих садов» на платформах, не доходящих до исторических стен. От платформ к корпусам переброшены мостки со стеклянным покрытием, обеспечивающие связь между зданиями по Большой Морской улице и набережной реки Мойки. Бывшие хозяйственные дворы, превращенные в атриумы, были углублены, в их подвалах и на первом этаже 4-го двора разместили гардероб и технические помещения. Роль крыши выполняет стеклянное светопрозрачное покрытие — особое многослойное стекло, не дающее проникать в залы прямым солнечным лучам.

В рамках первой очереди выполнен ввод в здание всех необходимых коммуникаций: наружный водопровод, газопровод, канализация и водоснабжение. На крыше здания оборудована автономная газовая котельная, которая позволяет круглый год поддерживать заданную температуру с учетом объемов дворов, перекрытых стеклянным атриумом. Для удобства посетителей установлено 8 грузопассажирских лифтов и подъемников. Вмонтированы и сданы все инженерные системы, обеспечивающие жизнедеятельность музея (кондиционирования, вентиляции, безопасности и т. п.). Все помещения подключены к системам кондиционирования воздуха и климатического контроля, необходимого для обеспечения сохранности произведений искусства.

Полностью реконструкция и реставрация восточного крыла Главного штаба должна быть завершена в 2012 г. — в преддверии 250-летия Государственного Эрмитажа, которое будет отмечаться в 2014 г.

Дата: 25.04.2011
Василий Горлов
"Петербургский строительный рынок" 3-4(133)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!