Обеспечение безопасного функционирования наземного транспорта

1 стр. из 1

О практике научно-технического сопровождения подпрограммы «Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта» на наземном автомобильном и городском электрическом транспорте — в формате федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ФЦП «ГЛОНАСС») — рассказал генеральный директор ЗАО«НПП Транснавигация», д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Владимир Михайлович Власов.

По словам В. М. Власова, мероприятия, проводимые в рамках ФЦП «ГЛОНАСС», в части автомобильного транспорта сгруппированы по двум разделам:
 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
 работы по внедрению средств глобальных навигационных спутниковых систем в интересах наземного транспорта.
По этим направлениям «НПП Транснавигация», являясь головным предприятием Минтранса РФ, ведет наиболее актуальные для автомобильного и городского электротранспорта научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
 исследование и испытание образцов спутниковой навигационной и связной аппаратуры потребителей, формирование рекомендаций по ее использованию в транспортных технологиях;
 разработку методических основ и технических решений по применению геоинформационных технологий на наземном транспорте;
 разработку и развитие типовых проектов диспетчерских навигационных систем различного назначения, в том числе для городского транспорта, для внутрирегиональных и магистральных перевозок.

На основе данных исследований идет внедрение пилотных проектов диспетчерских радионавигационных систем для различных видов транспорта в регионах и у отдельных перевозчиков. В таких системах реализуется процесс мониторинга движения, т. е. местоположение автомобиля определяется по данным спутниковой навигации и фиксируется на электронной карте.

Но важнейшее значение для пользователя имеет программная реализация процессов планирования и управления перевозками.Только при наличии этой компоненты навигационная система приживается и становится в полной мере востребованной на всех уровнях — от центральной диспетчерской службы и руководителей транспорта до водителя транспортного средства и конечного потребителя — населения (см. табл.).

Одна из очень важных задач  реализации мероприятий федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» — это разработка типовых навигационных систем диспетчеризации и мониторинга для различных технологий автомобильного транспорта и издание на этой основе соответствующих нормативных и методических документов. Также в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» должны быть разработаны, согласованы и предоставлены всем производителям аппаратуры и систем единые отраслевые протоколы обмена данными в навигационных системах. Этот вопрос назрел и очень важен как для поставщиков оборудования и систем, так и для автотранспортников, которые не должны попадать в зависимость от монопольных производителей и поставщиков оборудования.

 Следует отметить, что на настоящий момент практически все диспетчерские системы функционируют преимущественно на сигналах системы GPS. Но уже сейчас в каждой новой системе, разработанной «НПП Транснавигация», определенное количество транспорта оснащается 2-системными приемниками «ГЛОНАСС/GPS». Так как используемая бортовая аппаратура является полностью российской сборки, то ее архитектура позволяет заменить односистемный приемник GPS на 2-системный приемник «ГЛОНАСС/GPS».

Профессор В. М. Власов отметил: «Мы глубоко убеждены, что сигналы отечественной навигационной системы «ГЛОНАСС» должны и будут применяться в системах управления автомобильным транспортом, в том числе для безопасности и аудита качества сигналов системы GPS, возможных их исчезновений и искажений». Как он пояснил, для активизации использования «ГЛОНАСС» требуется массовое производство бортового оборудования — навигационно-связных комплектов.

Возможно, этой активизации сможет помочь государственная поддержка производства.

Производители аппаратуры утверждают, что только при формировании консолидированного отраслевого заказа могут быть обеспечены приемлемые для автотранспорта цены на 2-системные приемники «ГЛОНАСС/GPS». Предварительные проработки уже есть и могут быть представлены для оценки возможностей их реализации.

Учитывая, что большинство корпоративных пользователей навигационных систем уже готовы и заинтересованы в использовании сигналов «ГЛОНАСС», в дальнейшем следует сосредоточиться на решении двух основных проблем:
 поставить на рынок приемлемые по стоимости 2-системные приемники «ГЛОНАСС/GPS»;
 вывести «ГЛОНАСС» на запланированные параметры работы.

Подводя итоги, можно утверждать, что эффективная реализация базовых технологий основана в настоящее время на промышленном использовании специализированного комплекса аппаратно-программных средств, выполняющего передачу цифровых данных «борт — диспетчерский центр» и обеспечивающего голосовую связь между водителем и диспетчером. На базе этого комплекса может быть построено решение перспективных задач координатно-временного и навигационного обеспечения наземного транспорта в различных технологиях перевозок — на основе возможностей спутниковой навигации.

Таким образом, на современном автомобильном транспорте создается инфраструктура для корпоративных пользователей спутниковой навигации, достаточно массовых и наиболее постоянных потребителей этой услуги, использующих все ее социальные и экономические эффекты на практике.

Дата: 25.04.2011
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-4(133)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!