К эффективному развитию транспортной отрасли

1 стр. из 1

18 марта состоялось заседание коллегии Министерства транспорта Российской Федерации. С докладом «Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2010 г. и задачах на 2011 г. и среднесрочную перспективу» выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин, прежде всего отметив, что в отчетном году транспортная система страны работала стабильно, преодолевая последствия кризиса.

В работе коллегии приняли участие: заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Сергей Собянин, представители Федерального собрания РФ, губернаторы, руководители крупных транспортных компаний, отраслевых ассоциаций и союзов, ректоры профильных вузов.

В своем выступлении Сергей Иванов отметил, что 2010 г. во многом стал переломным. Российская экономика постепенно оправляется от последствий мирового кризиса. Вновь увеличивается потребление, растет производство, усиливается деловая активность. Как следствие — потребности в транспортных услугах становятся все более востребованными.

Касаясь работы железнодорожного транспорта, вице-премьер сказал, что в 2010 г. намечалось завершить реформирование его системы, однако в силу объективных причин сроки были сдвинуты. Ключевым же событием года, без сомнения, для железнодорожников стало создание Федеральной пассажирской компании.

В целом по пассажирообороту, как отметил Сергей Иванов, в лидеры вышла гражданская авиация. В 2010 г. воздушные перевозки были наиболее динамично развивающимся сектором транспортной системы. Во многом этому способствовали меры, принимаемые правительством, а также решение о субсидировании воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. В этом году география перевозок пассажиров по спецтарифам расширится.

Вообще же, по мнению вице-премьера, главное достижение прошлого года — начало крупномасштабного обновления флота. При этом Сергей Иванов обратил внимание на необходимость продолжить совершенствование системы морских портов. Новые перегрузочные комплексы строятся на Севере, Дальнем Востоке и Балтике. «Мы, пусть и медленно, но верно идем к тому, чтобы перевалкой российских грузов занимались российские порты», — отметил заместитель главы правительства.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в начале своего доклада сообщил, что по ряду показателей производственной деятельности отраслевые итоги года превзошли показатели докризисного уровня. Превышены показатели грузооборота и пассажирооборота 2008 г. на воздушном транспорте, коммерческого грузооборота морского и автомобильного видов транспорта. Общий объем инвестиций в транспортный комплекс вырос по сравнению с 2009 г. на 16,5% и составил 980 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 330 млрд рублей.

«В 2010 г. началась реализация новой Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», — продолжил министр. — Однако финансовый кризис внес коррективы в ее реализацию с первого же года. Объем финансирования из федерального бюджета в рамках программы составил 238,6 млрд рублей, что примерно в два раза ниже первоначально утвержденного объема. В связи с тем, что программа сбалансирована по мероприятиям, для сохранения итоговых ее результатов Минтранс вышел с предложением о корректировке программы до 2019 г. Это позволит достичь запланированных параметров развития транспортной инфраструктуры без существенного изменения объемов финансирования».

Важнейшим событием для дорожной отрасли Игорь Левитин назвал решение Президента и Правительства РФ о создании дорожных фондов. «Реализуется принцип «пользователь платит», а также законодательно зафиксированы источники финансирования дорожного хозяйства, — отметил министр. — Для того чтобы обеспечить полноценную работу дорожных фондов, необходимо принятие ряда нормативных правовых актов, как на федеральном, так и региональном уровнях. В субъектах Российской Федерации решения о создании региональных дорожных фондов должны быть приняты не позднее 1 января 2012 г.».

Что касается развития автодорожной сети, то в отчетном году было введено в эксплуатацию около 1 тыс. км участков федеральных автодорог, в том числе завершено строительство автомобильной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск). Впервые принято решение о выделении (на 2011 г.) субсидий на строительство сельских дорог в объеме 5 млрд рублей. Совместно с Минсельхозом подготовлены предложения по распределению 85% этих средств по объектам, имеющим утвержденную проектную документацию.

На железной дороге особо значимым событием 2010 г. стало развитие скоростного движения. Началось движение поездов «Сапсан» по маршруту Москва — Нижний Новгород, увеличена интенсивность движения по направлению Москва — Санкт-Петербург. В декабре открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. Резервы использования существующих железнодорожных линий для скоростного сообщения, однако, исчерпаны. Дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного сообщения потребует строительства выделенных линий.

«Запуск скоростного железнодорожного движения выявил проблемы, которые при реализации подобных проектов необходимо прорабатывать более глубоко, — добавил министр. — Например, строительство путепроводов и пешеходных переходов».

Далее, в рамках реализации структурной реформы железнодорожного транспорта одобрена Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г. В 2011 г., как отметил Игорь Левитин, необходимо принять основные технологические и тарифные решения для реализации модели. Одним из условий эффективной реализации структурной реформы является введение инвестиционной составляющей в тарифе на грузовые перевозки, что позволит преодолеть нарастающий дефицит финансовых ресурсов для увеличения пропускной способности железнодорожных линий. В случае непринятия положительного решения по данному вопросу не будет реализовано большинство проектов подпрограммы «Железнодорожный транспорт», в том числе по усилению подходов к портам Северо-Западного и Южного бассейнов, а также обходов крупных железнодорожных узлов. Объемы капитальных вложений из внебюджетных источников сократятся к 2015 году более чем на 950 млрд рублей.

Что касается гражданской авиации, то в соответствии с утвержденными планами осуществляется подготовка авиационных комплексов для проведения главных международных мероприятий в среднесрочной перспективе: Олимпийских игр в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани.

«На морском транспорте отмечен ряд событий, свидетельствующих о восстановлении докризисных объемов перевалки, — продолжил Игорь Левитин. — Грузооборот превысил полмиллиарда тонн. В 2010 г. в морских портах страны созданы новые мощности перевалки объемом 30 млн тонн. Проведена значительная работа по нормативному установлению границ портов. На сегодняшний день правительством приняты распоряжения по 58 портам из 64».

В августе состоялся экспериментальный транзитный рейс по Северному морскому пути. Результаты подтвердили экономические преимущества доставки грузов этим маршрутом. В Санкт-Петербурге открылась новая торговая линия «Маэрск Лайн» между Южной Америкой и Россией.

«За последние десять лет, — далее отметил министр, — существенно возросла возможность использования внутренних водных путей в транспортных целях». Благодаря выделению средств из федерального бюджета удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Улучшение качественных параметров судовых ходов позволило увеличить за этот период протяженность путей с гарантированными габаритами более чем на 15 тыс. км.

«В обществе остается дискуссионным вопрос стоимости модернизации транспортной инфраструктуры, — продолжил Игорь Левитин. — С одной стороны, сильно изношенная инфраструктура не в полной мере удовлетворяет спросу на транспортные услуги и приводит к росту транспортных издержек. С другой стороны, обсуждается вопрос о стоимости строительства новой инфраструктуры. Считаю, что работа по приведению Федеральным дорожным агентством технологий и стоимости строительства автомобильных дорог в соответствие международным стандартам затянулась. Сравнительный анализ строительства автомобильных дорог у нас и в зарубежных странах показал, что рост стоимости в РФ начинается уже на этапе проектирования, которое ведется по устаревшим нормам и правилам. Кроме этого, в затраты на строительство включается выкуп земли, переустройство коммуникаций, выплата различных компенсаций. Поручаю отраслевому департаменту совместно с Росавтодором и госкомпанией «Автодор» ускорить разработку предложений по внесению изменений в методику определения стоимости строительства автомобильных дорог, а также по выработке мер относительно снижения стоимости строительства».

Кроме того, по словам министра, следует обеспечить принятие нормативной правовой базы, определяющей возможность заключения долгосрочных контрактов на проектирование, строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации подготовлены поправки в законодательство, позволяющие объявлять конкурсы на полный производственный цикл от проектирования до эксплуатации.

Следующий приоритет — охрана окружающей среды. «Транспорт — одна из отраслей, оказывающих серьезное техногенное воздействие на экологию, — подчеркнул Игорь Левитин. — В прошлом году начата реализация крупных инфраструктурных проектов. Минтранс уже направил в Минприроды свои предложения по формированию механизма общественного экологического контроля. Одним из направлений работы должно стать комплексное развитие мегаполисов. Необходимо гармонизировать процесс градостроительной деятельности и планирования развития транспортной инфраструктуры. Это позволит создать города, удобные для проживания и работы. В настоящее время разработан комплекс первоочередных мер по развитию транспортной системы для Москвы и Московской области. В самое ближайшее время должна быть завершена подготовка программы развития Московского транспортного узла».

Глава Минтранса также отметил, что в условиях бюджетного дефицита одной из важнейших задач по-прежнему остается привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру. Анализ инвестиционной активности показывает, что сегодня транспортные компании на российском и зарубежном рынках не очень привлекательны. В целях совершенствования и развития новых механизмов государственно-частного партнерства в прошлом году впервые были использованы государственные гарантии. Минфин России подписал гарантии концессионерам и госкомпании «Автодор» на их облигационные займы.

«Всего выдано гарантий на 50 млрд рублей, — уточнил Игорь Левитин. — Это менее половины из предусмотренных бюджетом Российской Федерации на 2010 г. Считаю, что транспортные компании недостаточно активно использовали механизм государственных гарантий в минувшем году, и надеюсь, что в последующем ситуация изменится».

Завершая выступление, министр отметил, что в настоящее время идет обсуждение Стратегии-2020, принятие которой потребует корректировки основных стратегических документов, в том числе по развитию транспортной системы. В этих условиях поставленная Президентом и Правительством Российской Федерации задача по эффективному развитию транспортной отрасли с учетом инновационного вектора развития экономики потребует взаимодействия и концентрации усилий всех органов власти, бизнес-сообщества, научных и общественных организаций.

[По материалам Минтранса РФ]

Дата: 30.04.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3(91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!