Дорожное проектирование: проблемы и решения

1 стр. из 1

Четвертая Всероссийская конференция «Актуальные проблемы проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений» проходила 1 и 2 марта в Санкт-Петербурге по инициативе Альянса строителей и поставщиков дорожного комплекса, Государственной компании «АВТОДОР», ГП «Петербург-Дорсервис» и ЗАО «Институт Стройпроект».

По замыслу организаторов, основная цель конференции — содействие совершенствованию методов проектирования дорог и искусственных сооружений, обновлению нормативной базы в сфере проектирования и строительства, обмен передовым опытом.

С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Б. М. Мурашов, акцентировав внимание на важности обсуждения таких вопросов, как закон о дорожных фондах, единая концепция проектирования дорожного комплекса, создание единых современных стандартов ценообразования, проект контрактов жизненного цикла (КЖЦ).

В соответствии с подготовленным проектом нормативного акта о КЖЦ, инвесторы должны будут не только построить дорогу, но в дальнейшем и отвечать за ее эксплуатацию. Однако для запуска проекта в его полноценном варианте необходимо изменить законодательство РФ, поэтому основные принципы будут адаптироваться под нормы контракта с длительным сроком исполнения.

В своем выступлении председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры отметил, что Смольный подготовил предложения по изменению процедуры экспертизы проекта, которые будут направлены в правительство РФ. Суть предложений заключается в том, чтобы предварительный проект проходил упрощенную и быструю экспертизу, в ходе которой оценивались бы лишь основные технологические решения и предварительная смета.

В рабочем порядке

В работе конференции принимали участие ведущие проектировщики России, руководители федеральных и территориальных управлений автомобильными дорогами, руководители подрядных организаций, производители и поставщики материалов, зарубежные коллеги, а также депутаты Государственной Думы РФ, представителей Счетной палаты РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, Правительства Санкт-Петербурга.

Тематические разделы конференции охватили такие аспекты, как: планируемые изменения закона 94-ФЗ; изменения в ценообразовании; комплексное внедрение систем ИТС; концепция Федерального закона «Интеллектуальная транспортная система Российской Федерации»; методика оценки проектных решений с позиции минимизации расходов, с учетом жизненного цикла сооружения; проблемы совершенствования технологии и норм проектирования автодорожных мостов; нормы проектирования и безопасность движения и др.

В рамках деловой программы конференции главный конструктор ОАО «Завод акустических конструкций», заслуженный конструктор РФ С. А. Грибов выступил с докладом «Особенности проектирования и устройства шумозащитных экранов на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях». Проблема шумозащитных конструкций, по словам докладчика, должна рассматриваться комплексно — не только с точки зрения снижения акустического дискомфорта, но и учитывать технические и экономические аспекты, вопросы их содержания, вплоть до учета эстетического восприятия. Для своевременного решения этих проблем необходимо шире обращаться к мировой практике.

Главный конструктор компании «Кредо-Диалог» Г. В. Величко сделал доклад «Проблемы совершенствования норм геометрического проектирования дорог и пути их решения». Основная задача проектирования здесь состоит в том, чтобы с минимальными затратами на строительство и эксплуатацию проектируемой дороги в реальных природно-климатических условиях обеспечить возможность непрерывного, удобного и безопасного движения с высокими скоростями и установленными нагрузками.

Начальник отдела АСУДД Группы предприятий «Дорсервис» Г. В. Иванин в своем сообщении осветил тему повышения безопасности дорожного движения с учетом опыта проектирования олимпийских объектов.

Финансирование: на круги своя

На волне начинающегося возрождения дорожных фондов актуально прозвучал доклад «Проблемы и перспективы финансирования дорожной отрасли в РФ. Дорожные фонды», с которым выступил заместитель председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Ю. В. Свердлов.

После ликвидации в свое время Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов РФ подходы к определению источников финансирования и порядку финансирования автомобильных дорог были существенно изменены.

В частности, доходы системы дорожных фондов формировались за счет поступлений от налога на пользователей автомобильных дорог и налога на владельцев автотранспортных средств. Это позволяло с высокой точностью прогнозировать размеры финансовых ресурсов отрасли на долгосрочную перспективу и исключить возможность сокращения доходов дорожных фондов в ходе формирования проекта федерального бюджета. Наличие у дорожных фондов собственных доходных источников не только отвечало известному принципу «пользователь платит», когда основная нагрузка на обеспечение сохранности и развития дорог приходилась на основных выгодоприобретателей, но и позволяло в полной мере воспользоваться преимуществами средне- и долгосрочного планирования, в том числе в виде заблаговременной подготовки решений о строительстве дорожных объектов и проведении соответствующих торгов.

На сегодняшний день финансирование дорожного хозяйства обеспечивается за счет общих доходов бюджетов. При этом фактически общий размер расходов на автомобильные дороги, несмотря на наличие утвержденной федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)», ежегодно подвергается корректировке, включая объемы финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, что полностью исключает возможность использования преимуществ ранее действовавшего порядка для дорожных фондов.

Другим преимуществом системы дорожных фондов являлась гарантированная сохранность средств. Так, в отношении данных механизмов отсутствовала процедура изъятия неизрасходованных в текущем финансовом году средств, которые оставались в распоряжении федерального и региональных дорожных фондов и направлялись в будущих периодах на те же цели (дорожное хозяйство).

Более того, острая необходимость скорейшего развития сети автомобильных дорог обеспечивалась органами управления дорожных фондов, в том числе за счет опережающего выполнения программ дорожного строительства при фактической оплате данных работ за счет средств фондов в будущих периодах.

Важной особенностью финансирования автомобильных дорог за счет средств дорожных фондов являлось наличие автономной процедуры расходования средств, которая не подвергалась необходимости согласования решений о направлении средств на дорожные объекты с иными федеральными структурами. В настоящее время, когда расходы на дорожные хозяйство финансируются по общим для всех бюджетных расходов правилам, применяется излишне забюрократизированный порядок, результатом которого является крайнее затягивание начала финансирования объектов и, как следствие, не всегда эффективное расходование средств.

Госзаказ: перемены неизбежны

Генеральный директор НП «АСДОР» Ю.А. Агафонов выступил с докладом «Планируемые изменения в закон № 94-ФЗ», подчеркнув, что с 2005 года, с момента принятия, 94-ФЗ стал наболевшей проблемой для всех участников государственных тендеров, но в особенности для дорожного комплекса, поскольку дороги в России строят в основном из бюджетных средств. По словам докладчика, очень важно, что участники дорожного сообщества принимают активное участие в формировании законодательной среды, тем самым формируя цивилизованное будущее своей отрасли.

Вообще же уровень и состав конференции позволил ее участникам в режиме он-лайн обсуждать насущные проблемы 94-ФЗ и предлагать внесение в него поправок непосредственно в контакте с представителями законодательной власти. Все предложенные поправки от участников конференции были внесены в резолюцию и переданы для рассмотрения и внесения поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ в Государственную Думу и Законодательное собрание СПб, где должно состояться заседание рабочей группы, на котором будут рассматриваться и вноситься изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Конференция способствовала обмену передовым опытом в сфере строительства и проектирования, стала отличной дискуссионной площадкой, на которой были рассмотрены актуальные проблемы проектирования дорог, изменения сметных и технических нормативов системы ценообразования и технического регулирования дорожного строительства. По результатам работы конференции принята резолюция о внесении ряда поправок, предложений и изменений в законодательные и нормативные акты.

Дата: 30.04.2011
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 3(91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!