|
|||||
1 стр. из 1 Тема экологии крупных городов становится все более актуальной. Показательно, что этому был посвящен ряд конференций, форумов и встреч за круглым столом международного уровня, прошедших осенью 2010 г. — весной 2011 г. в Санкт-Петербурге и Стокгольме. В рамках Международного экологического форума (Санкт-Петербург, «Лен-экспо») 21–24 марта состоялась встреча за круглым столом, на которой обсуждались вопросы по теме «Автотранспорт: от повседневной практики к экологической политике». На встрече освещались острейшие экологические проблемы города, связанные с функционированием дорожно-транспортного комплекса. Организаторами мероприятия выступили Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ), Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПб ГУСЭ) и ОАО «Ленэкспо». Целью было обсуждение предложений для включения в проект Целевой программы Санкт-Петербурга по реформированию автотранспортного комплекса. Основные обсуждаемые темы: В обсуждении представленных тем приняли участие представители законодательного и исполнительного органов власти РФ и Санкт-Петербурга, руководители отраслевых организаций, проектных и исследовательских институтов, вузов, коммерческих структур, специалисты дорожно-транспортного комплекса регионов РФ и др. Большинство из них отмечали, что решением многих задач по обеспечению условий безопасной и комфортной городской среды в российских мегаполисах заняты как региональные, так и федеральные органы исполнительной власти. В частности, в Уставе Санкт-Петербурга закреплены положения, определяющие обеспечение условий безопасной городской среды для проживания населения, а также принято Постановление правительства Санкт-Петербурга № 1051 от 29 августа 2006 г. «Об утверждении перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге», которое регламентирует стандарты обеспечения жизнедеятельности. И за последние годы в этом направлении разными профильными учреждениями и управленческими структурами предприняты значительные усилия. Оба документа должны стать основой для принятия кардинальных мер по использованию городского пространства, разработки и реализации новых прогрессивных организационно-правовых, конструкторско-технических и эксплуатационных мер, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья петербуржцев. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания является основополагающим условием развития Санкт-Петербурга и возможно лишь при рациональной схеме функционирования автотранспортного комплекса города, включая три его главные составляющие: общественный автотранспорт, грузовой и индивидуальный транспорт во взаимосвязи с улично-дорожной сетью. В своем докладе профессор СЗТУ В. Н. Денисов отметил, что городу необходима стратегия развития дорожно-транспортного комплекса. Созданная к настоящему времени отечественная правовая и нормативная база по вопросам экологической безопасности в автомобильно-дорожном комплексе консервативна и не отражает тенденций развития научно-технического прогресса в мировом сообществе. Отечественная система природоохранного налогообложения в значительной степени ориентирована на государственные приоритеты в политике и нуждается в коренном пересмотре. Непринятие экстренных законодательных инициатив, организационно-правовых усилий и эксплуатационно-техноло-гических мер, игнорирование негативного воздействия на городскую среду и здоровье населения таких загрязняющих веществ, как мелкодисперсный аэрозоль и бенз(а)пирен, приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха в крупных городах, особенно в примагистральных зонах, которыми в настоящее время являются зоны плотной жилой застройки. На первый план по степени вредного воздействия на население должно быть выдвинуто не только акустическое, но и химическое загрязнение атмосферного воздуха мелкодисперсными частицами, содержащими, в том числе, канцерогенные вещества. В выступлениях профессора А. А. Капустина (СПб ГУСЭ) и других докладчиков отмечалось, что в контексте решения проблемы дорожно-транспортной санитарии к числу важнейших показателей качества дорожных одежд, помимо ровности дорожного полотна и образования колейности, вне всякого сомнения, должна быть отнесена износостойкость (истираемость) дорожного покрытия. Именно этот показатель определяет уровень РМ-выбросов от автомагистралей при прочих равных условиях. Шаг за шагом в странах Евросоюза проводится стратегически выверенная реализация мер по минимизации выбросов именно этого вида загрязняющих веществ (об этом, кстати, говорилось на прошедшей в октябре 2010 г. в Стокгольме Европейской конференции). Как свидетельствует мировой опыт, гармонизация сосуществования дорожной инфраструктуры и городской природной среды, включая человека, может быть достигнута лишь при решении вопросов, связанных с развитием городского транспорта (общественного, индивидуального), на стадии градостроительного планирования. Игнорирование этих вопросов управленческими структурами при резком росте интенсивности движения привело, в частности, к тому, что в Москве и Санкт-Петербурге плотность улично-дорожной сети в 2,5–4 раза ниже, чем, к примеру, в крупнейших городах Германии, Франции, Швеции, а это неотвратимо сопряжено с хроническим образованием автомобильных заторов. Медленно решается проблема модернизации общественного транспорта, не задействованы меры ограничительного характера: введение частичных ограничений или полного запрета на въезд и парковку автомашин в различных районах мегаполиса. Участники мероприятия сошлись во мнении, что по отдельным проблемам требуется более широкое научное обсуждение для выработки обоснованных решений. Это касается вопросов безопасности функционирования объектов дорожно-транспортного комплекса (автодорог, экопарковок, паркингов, автодромов в городах-миллионниках). В условиях Санкт-Петербурга, характеризующихся активной позицией населения и общественности при обсуждении вариантов схем развития городской среды, порой требуется независимая научная экспертиза и оценка ученых как гарантов объективности. Однако необходимы и законодательные инициативы — принятие законодательных актов, регламентирующих размещение транспортных средств на территории города, использование зимней шипованной авторезины, а также усилия по совершенствованию системы налогообложения в сфере функционирования дорожно-транспортного комплекса. Традиционные решения, в т. ч. по расширению улично-дорожной и внеуличной сети с целью справиться с ростом трафика в быстро развивающихся городах, должны быть обязательно дополнены интеллектуальными элементами транспортных систем. Исходя из многолетнего зарубежного опыта и руководствуясь идеей реализации управленческих инноваций, эффективным механизмом поддержки решений могла бы стать Межведомственная комиссия по экореформированию дорожно-транспортного комплекса Санкт-Петербурга (МКЭТ), сформированная из высококвалифицированных представителей научного сообщества, общественных организаций, бизнеса и властных структур города. Основными задачами МКЭТ стали бы: получение информации по всем вопросам, связанным с функционированием автотранспортного комплекса, разработка на их основе прогнозов, предложений и рекомендаций, информирование общественности в области безопасности дорожно-транспортного комплекса, оздоровления экологической обстановки в городе, защиты здоровья населения и окружающей среды. Межведомственная комиссия по экореформированию дорожно-транспортного комплекса должна учреждаться решением руководителя субъекта Федерации, он же назначает членов комиссий. Межведомственные комиссии субъектов Федерации могут объединяться в ассоциацию. Проект Положения о МКЭТ разработан в СЗТУ и получил одобрение профильными комитетами правительства Санкт-Петербурга. Межведомственная комиссия, участвуя в реализации поставленных задач по оздоровлению городской среды, станет дополнительным доказательством взвешенной, выверенной и обоснованной политики и тактики городской власти в области социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Участники встречи за круглым столом единодушно поддержали решение V Международной конференции «Автотранспорт: от экологической политики к повседневной практике».
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||