|
|||||
1 стр. из 1 В конце апреля в Москве состоялся I Съезд Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций (НС ЛСРО), об итогах которого вице-президент НС ЛСРО Иван Дьяков рассказал, ответив на вопросы корреспондента журнала «ФСР». Речь шла о задачах модернизации отечественного лифтового хозяйства и проводимой отраслевой реформы. — Иван Григорьевич, как Вы оцениваете сегодня общее состояние лифтовой отрасли в России? — Российский лифтовой комплекс оказался в довольно сложной ситуации. Перед нами поставлена колоссальная задача обновления огромного лифтового парка страны в короткие сроки, но фактически мы не имеем ни финансового, ни нормативного инструмента для ее решения. Сейчас мы, образно говоря, находимся в состоянии здравомыслящего, но парализованного человека. Мы имеем и потенциал для развития, и кадровые ресурсы, и профессиональные представления о том, как следует реализовывать очерченные перед нами планы, но не в состоянии что-либо предпринять, пока не найдем серьезную финансовую поддержку и не получим прочную нормативную базу, регламентирующую нашу деятельность. Но, как говорится, спасение утопающих в руках самих утопающих. Чтобы осуществить все намеченные прожекты, мы должны найти в себе силы встать на ноги как отрасль, что мы постепенно и делаем. — Расскажите, пожалуйста, подробнее об объемах предстоящей работы в сфере модернизации лифтового хозяйства России. — Картина нынешнего состояния лифтового парка выглядит следующим образом. На территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 490 тыс. лифтов, из них почти 90% пассажирские, обеспечивающие перевозку населения в жилых многоквартирных домах и административных зданиях. Непосредственно в жилом фонде РФ эксплуатируется около 430 тыс. лифтов, из них более 35% (в целом по России) выработали свой ресурс и не соответствуют современным требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, а также не обеспечивают доступность для инвалидов и маломобильных групп граждан. Эти лифты нуждаются в модернизации или замене, а с учетом массовой застройки жилых многоэтажных домов в 80-е годы прошлого века доля лифтов, отработавших нормативный срок службы (25 лет), ежегодно значительно возрастает, зато постоянно снижается уровень безопасности старых лифтов. На протяжении последних 10 лет мероприятия по организации и финансированию программ замены и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы в жилом фонде, проводились на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Федеральный бюджет в программах по замене и модернизации лифтов не участвовал (за исключением финансирования ведомственного жилого фонда федерального подчинения и дотационных регионов). Однако в целом пока не удалось обеспечить положительную динамику обновления старых лифтов. В первую очередь это связано со значительными затратами, необходимыми для замены и модернизации лифтов. С 2008 г. в условиях мирового финансового кризиса, отразившегося на экономике страны в целом, регионов и муниципалитетов в частности, финансирование замены и модернизации лифтов на региональном и муниципальном уровне практически прекратилось, перейдя в «аварийный режим» замены сгоревших или запрещенных и остановленных по решению суда лифтов. При этом в связи с реформированием ЖКХ все чаще стал подниматься вопрос о перекладывании бремени замены лифта как общего имущества на жильцов. Однако опыт показывает: использовать средства жителей, проживающих в старых домах, для полного финансирования замены или модернизации лифта (самого дорогостоящего оборудования в доме) в сегодняшних экономических условиях не представляется возможным. Частично спасал ситуацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства согласно ФЗ №185-ФЗ от 21.07.2007 г. По результатам деятельности Фонда в 2009–2010 гг. в рамках капитального ремонта жилых многоквартирных домов с софинансированием за счет региональных, муниципальных бюджетов и средств жителей проведена замена и модернизация более 15 тыс. лифтов в большинстве субъектов РФ. Однако несмотря на значительные цифры, их удельный вес в лифтовом парке, отработавшем нормативный срок службы, составляет менее 6%. И эта цифра практически позволяет лишь компенсировать ежегодный прирост старых лифтов. С 2011 г. финансирование капитального ремонта через Фонд ЖКХ прекратилось ввиду полного использования запланированных на эти цели средств и прекращения деятельности Фонда. Однако вступивший в действие 14 октября 2010 г. Технический регламент требует в течение 5 лет заменить и модернизировать более 150 тыс. лифтов в жилых многоквартирных домах. В противном случае — вывести их из эксплуатации. В этой ситуации необходимо в 2011 г. перейти на 5-летние региональные и муниципальные программы по замене и модернизации старых лифтов, раскрутить механизмы бюджетного софинансирования и привлечения кредитных ресурсов. Таков примерно объем наших задач на ближайшую перспективу. — Насколько значима в описываемых процессах роль саморегулирования? — Без профессиональной консолидации, которую, собственно, и представляет собой саморегулирование, осуществить намеченные планы невозможно. Роль саморегулирования на данном этапе, когда упразднена прежняя система функционирования лифтового хозяйства и только-только формируется новая, неоценима. Явной заслугой саморегулирования является и достижение единомыслия в работе с государственными органами. — Как возникла идея создания специализированных лифтовых СРО и что удалось сделать на сегодняшний день? — Напомню, что идея передачи полномочий государственного контроля бизнес-сообществам исходила от самого государства несколько лет назад, и саморегулирование, как известно, пришло на смену лицензированию в строительстве и смежных отраслях. Возникновение наших СРО было ответом на этот призыв. За истекшее с момента отмены лицензирования время возникло несколько лифтовых СРО, каждая из которых охватывает определенный этап жизненного цикла лифта — производство, монтаж, оценку соответствия, техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортного оборудования и устройств диспетчерского контроля. 16 февраля 2010 г. образовался Национальный союз лифтовых саморегулируемых организаций, который объединил четыре ведущих специализированных лифтовых СРО, как бы замкнув тем самым весь жизненный цикл лифта в единую цепь. В состав НС ЛСРО вошли: СРО «Русьэкспертлифт», НП СРО «МОЛО», АДС СО «Лифтсервис», СРО НП «РЛО». В состав же этих четырех лифтовых СРО входят более 700 членов, которые по линии производителей охватывают 90% рынка изготовления, по линии сервиса — более 50% рынка, около 50% рынка монтажа принадлежит нашим лифтовым предприятиям и более чем на 80% охватывается рынок соответствия. Второй такой уникальной структуры быть не может. НС ЛСРО является некоммерческой организацией, объединяющей СРО на основе добровольного членства. Основные наши задачи заключаются в координации деятельности членов Союза и в обеспечении представительства и защиты интересов входящих в него саморегулируемых организаций в органах государственной власти и местного самоуправления, что крайне важно в данный момент для достижения поставленной перед нами цели. НСЛ СРО устанавливает правила игры на отечественном лифтовом бизнес-рынке и разрабатывает меры по защите и повышению конкурентоспособности российских предприятий в канун вступления России в ВТО. Мы серьезно работаем над тем, чтобы отечественная лифтовая продукция, механизм работы лифтовой отрасли и отраслевое законодательство соответствовали европейскому уровню. Для выполнения этой масштабной программы Национальный союз лифтовых СРО старается объединить и использовать всё лучшее в отрасли: нормативно-правовую базу, опыт авторитетных компаний и профессиональных специалистов, примеры передовой зарубежной деятельности, организации повышения профессионального уровня работников, чтобы тем самым поставить надежный барьер для неквалифицированного труда. На сегодняшний день мы сами разработали три стандарта, законодательно поддерживающие деятельность лифтовых организаций России. И, наконец, мы изыскиваем дополнительные источники финансирования для решения своих отраслевых задач и выполнения обязательств перед государством и населением. Мы также обращаемся с различными предложениями и к Правительству РФ. И нас уже услышали. В конце апреля этого года в Москве состоялся I Съезд НС ЛСРО, который определил стратегию развития лифтовой сферы на ближайший год. В первую очередь мы сосредоточим свои усилия на разработке техрегламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. Причем работа предстоит в условиях неустановившегося пока правового поля. Практически все основополагающие для нашей деятельности законы находятся в стадии переработки, а именно: 116-ФЗ «О промбезопасности», 184-ФЗ «О техническом регулировании», 128-ФЗ «О лицензировании». — Как Вы оцениваете итоги I Съезда Национального союза лифтовых СРО? — Безусловно, I Съезд Национального союза лифтовых СРО упрочил статус лифтового саморегулирования и показал, что наступило время лифтовикам формировать самостоятельную отрасль. Съезд НС ЛСРО дал возможность профессионалам заявить о высшей степени консолидации своих сил и решать важнейшие вопросы лифтовой сферы на принципиально ином уровне. Дата: 06.06.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4(92)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||