|
|||||
1 стр. из 1 Проект технического регламента Евразийского экономического сообщества «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (ТР 201/00/ЕврАзЭС) подготовлен в соответствии с решением Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном комитета ЕврАзЭС от 22–23 декабря 2010 г., представлен Минрегионом России в данный комитет и вынесен на процедуру публичного обсуждения в соответствии с установленным в ЕврАзЭС порядком. Проект подготовлен с учетом общих принципов и подходов к содержанию технических регламентов, реализованных в национальных регламентах государств-членов ЕврАзЭС и, как и предусматривалось при его подготовке, будет доработан с учетом замечаний и предложений, полученных в странах от проектных, строительных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций и предприятий. В соответствии с межправительственными соглашениями о проведении согласованной политики в области технического регулирования в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза (ТС), указанный регламент как документ, содержащий обязательные требования к объектам регулирования, входящим в область его применения, будет напрямую применяться в государствах ЕврАзЭС, что потребует отмены национальных технических регламентов, устанавливающих требования к этим объектам. Исходя из принятых в документах ЕврАзЭС решений, область применения настоящего технического регламента охватывает продукцию строительства (здания и сооружения всех отраслей экономики) и продукцию промышленности строительных материалов и стройиндустрии (строительные материалы и изделия), а также процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации строительных объектов и их ликвидации. Предполагается, что регламент будет служить в качестве основополагающего для других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства. В частности, кроме настоящего технического регламента возможна и частично предусматривается разработка других техрегламентов ЕврАзЭС в области строительства — на автомобильные дороги, мосты, тоннели, трубопроводы и другие сооружения, для которых характерны специфические требования к безопасности. В соответствии с предложениями государств ЕврАзЭС и сложившимися принципами разработки техрегламентов в настоящем регламенте не устанавливаются конкретные требования к объектам технического регулирования. Рекомендациями по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества, утвержденными решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 27.10.2006 г. за № 321, установлено, что в зависимости от способа изложения требований технические регламенты ЕврАзЭС могут содержать «или конкретные требования безопасности, или существенные требования безопасности». Подготовленный проект относится к регламенту второго типа, т. е. содержит только так называемые существенные требования. Термин «существенные» в рекомендациях не определен, и специалисты в странах ЕврАзЭС ориентируются на изложение директив Европейского союза. В частности, в данном случае речь идет об известной 106-й директиве ЕЭС по строительным изделиям. По существу, в разделе «Требования безопасности» проекта регламента в более развернутом виде (по сравнению с директивой) определены только принципиальные направления, в соответствии с которыми должны устанавливаться конкретные требования к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям в следующих документах: строительных нормах, правилах и стандартах, — исходя из сформулированных в регламенте задач обеспечения безопасности людей, окружающей среды и имущества при строительстве, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений. Таким образом, в проекте технического регламента применительно к указанным выше объектам технического регулирования реализуется европейский принцип «презумпции соответствия», когда объект регулирования признается соответствующим общим требованиям технического регламента, если он соответствует конкретным требованиям нормативных документов, взаимосвязанных с регламентом и указанных в соответствующем Перечне. На этом принципе основан и технический регламент РФ «О безопасности зданий и сооружений» (№ 384-ФЗ), хотя по некоторым вопросам он содержит более подробные положения. В этом регламенте сделан шаг к тому, чтобы в какой-то мере сохранить положительный опыт отечественного строительного нормирования, который был накоплен ранее в обязательных строительных нормах и правилах. В техническом регламенте ЕврАзЭС появляется возможность подойти к нормативной базе проектирования и строительства на системной основе и на международном уровне государств ЕврАзЭС и СНГ. В соответствии с изложенным и с учетом интересов государств ЕврАзЭС в проекте технического регламента предусмотрена возможность обеспечения безопасности с применением на альтернативной основе: Система межгосударственных нормативных документов в строительстве СНГ включает в себя обязательные межгосударственные строительные нормы (СНиП), своды правил (СП) и стандарты (ГОСТ) и формируется в рамках Межгосударственной научно-технической комиссии стран СНГ по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия. В связи с принятием в странах ЕврАзЭС законов о техническом регулировании разработка межгосударственных строительных норм была фактическим приостановлена. В основном пересматривались межгосударственные стандарты (ГОСТ). В настоящее время в соответствии с решениями ХХХ заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ в Киеве 11 ноября 2010 г. эта работа активизируется. Предусматривается, что межгосударственные строительные нормы в рамках системы будут носить обязательный характер и устанавливать требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности (для развития общих требований регламента). То, что эти задачи должны быть решены, а безопасность обеспечена с достаточной степенью уверенности, является обязательным требованием. Это диктуется всем опытом строительного нормирования и в нашей стране и за рубежом. Но каким образом могут решаться эти задачи (проектные решения, методы расчета, материалы, технологии и т. д.), устанавливается в сводах правил, применяемых на добровольной основе, что само по себе предполагает наличие альтернативных возможностей для решения этих задач. Предусматривается также, что по мере разработки новых и пересмотра действующих межгосударственных нормативных документов их требования все в большей мере с учетом интересов стран ЕврАзЭС, ТС и СНГ будут учитывать зарубежный опыт и сближаться с требованиями соответствующих европейских стандартов и норм зарубежных государств. Возможность применения в качестве доказательной базы техрегламента именно системы обязательных строительных норм и правил в комплексе с добровольными сводами правил и стандартами, с учетом принципов СНиП 10-01, является одним из основных положений проекта регламента. Применение еврокодов связано со многими вопросами, которые не решаются национальными приложениями. В частности это касается содержащихся в еврокодах многочисленных (свыше 600) ссылок на другие европейские стандарты и их перевода на национальный язык для введения в действие на территории государств ЕврАзЭС (по применению материалов и изделий, производимых по этим стандартам, приборов и испытательного оборудования и т. д.). В российском законодательстве предусмотрена возможность применения европейских стандартов на добровольной основе, если они прошли соответствующие процедуры, в том числе, регистрацию в Росстандарте. Такой вариант также предусматривается и в проекте регламента. Национальные строительные нормы и правила, своды правил и стандарты стран ЕврАзЭС, вне зависимости от степени их гармонизации с международными или европейскими стандартами, могут использоваться в качестве доказательной базы регламента, если они соответствуют задачам ЕврАзЭС, когда еще не разработаны и отсутствуют соответствующие межгосударственные документы. Такая возможность предусмотрена общими организационными правовыми документами ЕврАзЭС и ТС и, соответственно, проектом технического регламента. Естественно, перечень документов, применением которых обеспечивается соблюдение технических регламентов в строительстве, должен систематически обновляться. В проекте регламента представлены предложения о разграничении компетенции по установлению требований безопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям в строительных, пожарных, санитарных и других нормах, что в принципе соответствует существовавшему многие годы регламенту в отечественном нормировании, а также подходам, принятым в ряде зарубежных стран. В последние годы эти принципы были во многом нарушены, в результате чего нарушилось и единство требований, предъявляемых к продукции строительства. Обеспечение безопасности здания или другого строительного сооружения — комплексная задача, в решении которой должны принимать участие все заинтересованные стороны. Но требования к объекту нормирования должны быть скоординированы органом, осуществляющим техническую политику в строительстве. В конечном итоге важно достичь согласия в этом вопросе, чтобы в действующих нормативных и законодательных требованиях, за которые ответственны различные ведомства, не было противоречий, число которых возрастает сегодня с каждым новым документом. В проекте предусматривается, что соответствие объекта регулирования требованиям регламента достигается путем сопоставления действительных характеристик этого объекта не с требованиями регламента (т. к. они носят слишком общий для этого характер), а непосредственно с требованиями нормативных документов, принятых в качестве доказательной базы регламента (строительными нормами, правилами и стандартами), и на определенных этапах — с проектными значениями этих характеристик. Поскольку здания и сооружения не являются продукцией, которая может перемещаться по территории государств ЕврАзЭС, в проекте регламента перечислены только общепринятые формы оценки их соответствия. Конкретные правила и процедуры оценки предусматривается устанавливать на национальном уровне в каждом государстве. Для строительных материалов и изделий должна быть обеспечена возможность их свободного перемещения и применения на территории государств ЕврАзЭС, что требует как единства требований к этим материалам и изделиям, так и единства процедур оценки и подтверждения соответствия. На данном этапе в проекте регламента приведены только общие требования к процедурам оценки и подтверждения соответствия строительных материалов и изделий, которые должны быть реализованы в национальных правилах. В целях сокращения излишних административных барьеров в проекте технического регламента предусмотрено, что на стадии производства строительных материалов и изделий применяется, в основном, добровольное подтверждение соответствия требованиям нормативных документов, по которым эта продукция поставляется. То есть для строительных материалов и изделий предусматривается, как правило, добровольная сертификация, которая по своей сути больше соответствует условиям развития рыночной конкуренции. Обязательное подтверждение соответствия предусматривается только в форме декларирования, а по желанию поставщика — в форме обязательной сертификации, но по ограниченной номенклатуре материалов и изделий, соответствующей ранее принятым в документах ЕврАзЭС решениям. Что касается новой продукции, на которую нормативные документы отсутствуют, проект регламента предусматривает проведение оценки соответствия в форме подтверждения их пригодности для применения в строительстве. Эти процедуры проводятся при разработке и постановке продукции на производство или при решении вопросов о закупке зарубежной продукции. Эта форма оценки соответствия новой продукции существует во многих странах и принята в европейской директиве по строительным изделиям (и в заменяющем ее европейском Регламенте на строительную продукцию). Она позволяет не только предотвращать поступление на рынок и применение непригодных изделий, но и преодолевать естественное недоверие к новой продукции со стороны потребителей, экспертизы и органов надзора. Принятие технического регламента ЕврАзЭС, основанного на изложенных выше принципиальных подходах, с учетом конструктивных замечаний и предложений, которые должны быть высказаны в процессе его публичного обсуждения, позволит в значительно большей мере обеспечить соответствие законодательства о техническом регулировании в области строительства реальным задачам повышения безопасности и эффективности строительства. Это станет одним из необходимых практических шагов на пути создания единого экономического пространства государств ЕврАзЭС. Дата: 06.06.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4(92)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||