|
|||||
1 стр. из 1 На расширенном заседании коллегии Министерства регионального развития РФ с докладом об итогах работы в прошлом году и основных направлениях деятельности в наступившем выступил глава Минрегиона Виктор Басаргин. Особое внимание традиционно было уделено строительной отрасли. В докладе «Об итогах работы Министерства регионального развития Российской Федерации в 2010 г. и основных направлениях деятельности в 2011 г.» важнейшим этапом перехода от антикризисных программ к реализации долгосрочных перспектив Виктор Басаргин назвал разработку стратегий социально-экономического развития всех федеральных округов РФ. Как подчеркнул министр, касаясь развития строительной отрасли, изменен подход к организации жилищного строительства: теперь он включает в себя координацию всех участников инвестиционного строительного процесса. В каждом регионе приняты программы развития жилищного строительства. Подготовлена комплексная программа внедрения в России европейской системы нормативных документов в строительстве. Удалось добиться ряда поставленных целей по привлечению дополнительных ресурсов в отрасль жилищно-коммунального хозяйства: снизилась аварийность при прохождении отопительного периода, удержан в заданных рамках рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Минрегион продолжает совершенствовать управление жилищным фондом. Уже готов ко второму чтению в Госдуме законопроект, регулирующий вопросы создания ТСЖ и снимающий противоречия между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями при формировании и перечислении платежей населения. Особо министр подчеркнул результаты работы ведомства на больших общенациональных стройках. Подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи вступила в стадию массового строительства спортивных объектов. В текущем году будет введено большинство объектов, строящихся к Саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке, и полностью введен в эксплуатацию Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Жилищная политика «Одним из важнейших направлений деятельности Минрегиона России является реализация жилищной политики на территории Российской Федерации, — отметил министр. — Реализация жилищной политики в 2010 г. осуществлялась в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», целью которого является обеспечение доступности жилья для населения, в том числе путем создания условий для массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности. Особое внимание уделялось реализации антикризисных мер». За 2010 г. введено около 58,1 млн кв. м жилья, что на 3% ниже, чем в 2009 г. Но если считать в единицах жилой площади, то это на 1,8% больше, чем в предыдущем году (714,1 тыс. новых квартир, а в 2009 г. — 701,3 тыс.). «Необходимо отметить, что вводилось то жилье, что закладывалось в трудный, кризисный период, и поэтому эти квадратные метры особо значимы, — сказал Виктор Басаргин. — В целом объем работ по виду деятельности «Строительство» сохранился на уровне 2009 г. и составил 4,2 трлн рублей. Наибольшие объемы ввода жилья зафиксированы в Московской области (13,3% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом), в Краснодарском крае (6,1%), Республике Татарстан (3,5%) и Республике Башкортостан (3,4%), Ростовской области (3,1%), Санкт-Петербурге (4,6%), Москве (3%). На эти субъекты Российской Федерации приходится почти 40% от введенной общей площади жилья в России». По словам министра, существенно поддержали строительную отрасль выданные ипотечные кредиты (за 2010 г. их общий объем увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2009 г. и составил около 370 млрд рублей при снижении ставки до 12,6%), а также возможность использования материнского капитала для софинансирования покупки жилья. По данным Пенсионного фонда России на 1 января 2011 г., число граждан, воспользовавшихся средствами материнского (семейного) капитала на погашение долга по кредитам, предоставленным для приобретения или строительства жилья, в том числе ипотечным кредитам, составило около 246 тыс. человек, а сумма выплат, произведенных территориальными органами ПФР, — почти 78 млрд рублей. «В целом у строительной отрасли хороший потенциал», — заявил Виктор Басаргин. На настоящий момент, по сводным данным субъектов Российской Федерации, объем жилья, находящегося в стадии строительства, составляет 85 млн кв. м. «Следует отметить, что изменился сам подход к развитию жилищного строительства: теперь он включает в себя координацию всех участников инвестиционного строительного процесса, — продолжил министр. — Для выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина о выходе к 2020 г. на показатель ввода 1 кв. м жилья на человека в год Минрегион России в тесном взаимодействии с регионами, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ) разработал плановые показатели строительства по каждому региону и стратегии по достижению этих плановых показателей на протяжении каждого из пяти последующих лет. Все эти действия нашли свое отражение в региональных программах развития жилищного строительства, принятых в 2010 г. во всех субъектах Российской Федерации, которые, в свою очередь, легли в основу новой федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. за № 1050. Столь масштабную задачу удалось решить менее чем за полгода». Все сроки программных мероприятий увязаны и синхронизированы между собой. Если раньше деятельность институтов развития рассматривалась как отдельный блок, то сегодня их действия интегрированы в региональные программы и стали одной из основ выполнения намеченных планов. Фактически институты развития стали соисполнителями этих региональных программ: АИЖК будет оказывать поддержку платежеспособного спроса на жилье эконом-класса, а Фонд РЖС будет одновременно работать по вовлечению земельных участков под развитие жилищного строительства и промышленности строительных материалов. Выполнение обязательств по обес-печению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, других категорий граждан осуществлялось в соответствии с действующим законодательством. В частности, по данным Минобороны России на 1 января 2011 г., служебными и иными жилыми помещениями обеспечено 6,4 тыс. военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Для военнослужащих построено и приобретено 45,5 тыс. жилых помещений для постоянного проживания. Всего на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством (подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» программы «Жилище»), из федерального бюджета в 2010 г. было направлено Минрегионом России изданы приказы (по всем сериям) о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов. Бланки ГЖС в полном объеме направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ. На 1 января 2011 г. оплачено 24,17 тыс. ГЖС на сумму около 45,3 млн рублей. Аналогичные по смыслу изменения готовятся в Федеральный закон от 24 июля 2008 г. за № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в отношении Фонда РЖС. Все планируемые законодательные инициативы направлены в первую очередь на повышение уровня доступности жилья экономического класса, как построенного девелоперскими компаниями, так и объединениями граждан. «Еще одна важная проблема, к решению которой Министерство активно приступило в 2010 г. и будет заниматься в течение 2011 и 2012 г., — это обманутые дольщики, — продолжил министр. — Она имеет давние корни и возникла на этапе развития рынка, когда в законодательстве были белые пятна. По данным субъектов Российской Федерации, лишь в 16 регионах нет такой проблемы. Всего насчитывается более 900 проблемных объектов долевого строительства — это свыше 74 тыс. человек, чьи права в результате оказались нарушены». Наиболее сложная ситуация сложилась в Самарской области (7 242 обманутого дольщика), в Москве (6 805), Республике Татарстан (6 605), Новосибирской области (4 669), Краснодарском крае (4 633). Для организации работы по данному вопросу Минрегионом России создан координационный совет с участием депутатов Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, представителей объединений обманутых дольщиков. В каждом регионе организованы соответствующие рабочие группы и свои координационные советы. Минрегион оказывает необходимое организационное и методологическое содействие органам государственной власти субъектов РФ, чтобы полностью решить проблему до середины 2012 г. «Существует ряд проблем, сдерживающих жилищное строительство, — также отметил Виктор Басаргин. — Не все руководители регионов осознали, что жилищное строительство для региональной экономики — это донор. Каждый новый квадратный метр приносит в консолидированный бюджет Российской Федерации до 12 тыс. рублей, вместе с тем до сих пор в ряде субъектов РФ вложения в инженерную и социальную инфраструктуру рассматриваются как траты, которых хотелось бы избежать. Надо понимать, что налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации от развития строительства могли бы пойти на строительство детских садов, школ и инфраструктуру без привлечения средств федерального бюджета. В систему оценки эффективности органов власти регионов введены показатели, связанные с развитием жилищного строительства». Минрегион России разработал стимулирующие меры. В ФЦП «Жилище» предусмотрены средства на поддержку развития регионального жилищного строительства, в том числе и на компенсацию процентных ставок по кредитам, взятым для строительства инженерных сетей. Назрел и очень остро стоит вопрос о необходимости внесения изменения в законодательство в сфере государственных закупок. Необходимо нормативно закрепить такие механизмы проведения торгов, которые обеспечат заключение госконтрактов с организациями, обладающими необходимой для выполнения работ квалификацией и имуществом. Минрегион России обещает выполнять задачу по организации качественного взаимодействия между регионами, министерствами и ведомствами в формате региональных программ. При этом декларируется необходимость выработать механизм согласования спроса со стороны государства и предложения со стороны застройщиков. Реализация предлагаемого механизма, сопровождаемая жестким контролем, позволит в 2011 г. обеспечить более чем 8%-ный рост жилищного строительства и выйти на годовой объем ввода в 63 млн кв. м. Стратегии и стандарты «В целях дальнейшего развития жилищного и иного строительства министерством подготовлена “Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г.”, — продолжил министр. — Принятие стратегии позволят обеспечить строительными материалами намеченное в федеральной целевой программе «Жилище» строительство жилья, сбалансировать спрос и предложение стройматериалов, наиболее эффективно разместить новые и реконструируемые предприятия по их производству». Разработан проект комплекса мер по модернизации и технологическому развитию производственной базы индустриального домостроения, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В 2010 г. разработаны проекты приказов Минрегиона России «О порядке консервации объекта капитального строительства» и «О порядке организации и осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». Подготовлены также, в частности, предложения по программе Правительства РФ «Комплекс антикризисных мер в строительной отрасли и промышленности строительных материалов», включающие вопросы по регулированию таможенных пошлин и НДС на импорт и экспорт стройматериалов и оборудования, а также меры поддержки системообразующих и градообразующих предприятий. Среди других достижений Минрегиона отмечалось и то, что организован ежеквартальный мониторинг по вводу в эксплуатацию объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск основного ассортимента конкурентоспособных строительных материалов в субъектах Российской Федерации. На 2011 г. намечено масштабное совершенствование нормативно-правового регулирования: В рамках работы по актуализации и гармонизации строительных норм и правил с Европейскими нормами запланирована работа по организации перевода на русский язык 58 еврокодов. В соответствии с запланированными сроками будет продолжаться разработка и актуализация государственных сметных нормативов, строительных норм и правил. [По материалам Minregion.ru подготовил Сергей АЛЕКСАНДРОВ] Дата: 06.06.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4(92)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||