|
|||||
1 стр. из 1 По оценке строителей, производителей строительной техники и других участников профильного рынка, локомотивом роста строительной отрасли может стать стимулирование притока инвестиций и масштабное государственное финансирование инфраструктурных проектов. Под эгидой государства В качестве примера можно привести создание Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), задуманной как привлекательный механизм финансирования приобретения техники. Однако целевые лизингополучатели — дорожные организации — зачастую не имеют серьезных объемов работ, под которые было бы целесообразно приобретение новых дорожных машин. Как результат, имеющиеся в распоряжении ГТЛК достаточно серьезные финансы просто не могут быть использованы потенциальными пользователями — дорожниками, работающими по федеральным заказам. За прошедший год ряд компаний, обремененных лизинговыми и кредитными платежами за технику, были вынуждены частично реализовать ее парк для погашения текущих платежей банкам и лизинговым компаниям. И все же строительные компании начинают выходить из спячки. «Наблюдается спрос практически на всю линейку дорожно-строительной техники. Мы видим увеличение спроса на гусеничные и колесные экскаваторы, а также фронтальные погрузчики», — говорит один из экспертов. Согласно прогнозам, в 2011 г. рост рынка строительной техники достигнет уровня порядка 50% от докризисных значений. Все зависит от финансирования строительных программ из федерального и регионального бюджетов, а также других инвестиционных вливаний в данную отрасль. Немаловажной причиной возросшего спроса на отечественную технику является государственная поддержка отечественных производителей в виде субсидий субъектам РФ на приобретение отечественной коммунальной, дорожной и прочей техники, а также выделение государственных средств на приобретение отечественной техники в лизинг через ГТЛК и указание Правительства РФ крупным государственным компаниями приобретать технику отечественного производства. Следует отметить, что последняя установка не подкреплена «административным ресурсом». Реализацией значительной части инфраструктурных проектов ОАО «Газпром» и АК «Транснефть» занимаются подрядчики, которым не предписаны обязательства по использованию отечественной техники. Как следствие, подрядчиками совершаются масштабные закупки иностранной продукции, а именно, приобретаются значительные объемы самосвалов, трубоукладчиков, бульдозеров, автокранов, экскаваторов, погрузчиков. Зигзаги конкуренции Несмотря на существующие проблемы развития отрасли, а также российского рынка спецтехники в целом, многие крупные отечественные компании по-прежнему полагают, что невозможно конкурировать с мировыми лидерами, работая только на российском рынке. Так, «Группа ГАЗ» позиционирует Дивизион «Спецтехника» как глобального игрока. Согласно стратегии «Группы ГАЗ», Дивизион должен войти в топ 20 мировых производителей из числа передовых универсальных компаний, а к 2016 г. попасть в десятку лидеров. С другой стороны, важнейшим фактором, определяющим тенденцию повышения доминирования импортеров на российском рынке спецтехники, является то, что отечественные заводы пока не могут предложить потребителю широкую продуктовую линейку необходимой техники. Отстает от спроса производство бульдозеров, не хватает катков для дорожного строительства, мини-погрузчиков. Ограничен и спектр типоразмеров. Например, ОАО «Тверской экскаватор», входящий в «Группу ГАЗ» и являющийся одним из лидеров среди производителей в своем сегменте, выпускает три типоразмера техники из шести представленных на рынке. В целом, российские предприятия исторически развивают свою специализацию с акцентом на два-три вида техники с небольшим количеством модификаций. В то же время зарубежные компании с диверсифицированным производством выходят к покупателям с полным продуктовым портфелем, в котором насчитывается от 8 до 15 позиций техники всех модификаций. По мнению экспертов, развитию долгосрочных стратегий обновления и расширения модельного ряда в разных ценовых диапазонах дилерских и сервисных сетей мешает раздробленность отрасли. Поэтому крупные российские промышленные компании, стремясь в кратчайшие сроки завоевать позиции на перспективном рынке дорожно-строительной техники, постепенно начинают претворять в жизнь процессы консолидации активов. В 2009 г. ввоз на территорию РФ строительных машин, как и поставка отечественной техники внутри страны, упал в разы. Впрочем, в последнее время к нашему рынку дорожно-строительной техники вновь проявляют повышенный интерес иностранцы. Так, Акционерное общество AB и его российская дочерняя компания ООО «Ферронордик Машины» еще прошлым летом объявили о завершении сделки по приобретению всех активов и операций по продаже и обслуживанию строительной техники на территории России у российского подразделения компании Volvo. Сегодня «Ферронордик Машины» — эксклюзивный дилер по продаже дорожно-строительной техники, навесного оборудования и запчастей Volvo в нашей стране. Компания планирует инвестировать в развитие региональной дистрибьюторской сети до 100 миллионов евро и открыть дополнительно до шестидесяти представительств по всей России к концу 2015 г. Это обеспечит компании уверенное присутствие на всей территории страны. Что касается показателей производства в России экскаваторов, то практически все производители остановили свои производства в 2009 г. В первом квартале 2009 г. выпуск экскаваторов практически отсутствовал. Этим объясняется более чем десятикратный рост объемов производства экскаваторов в нынешнем году. По отношению к 2008 г. импорт экскаваторов сократился в натуральном исчислении более чем в 1,5 раза и примерно в 1,7 раза в денежном выражении. Первое полугодие 2010 г. показало минус 40% к аналогичному периоду 2009 г. в натуральном исчислении, а вот в денежном выражении импорт вырос в 2 раза. За счет чего это произошло? По всей видимости, отечественные потребители решили перейти на более дорогую технику. Лидером среди производителей импортируемого товара по рассматриваемому коду ТН ВЭД в 2011 г. стала компания Caterpillar Inc., оттеснив на вторую позицию Komatsu Ltd. Сегмент колесных фронтальных погрузчиков с начала 2011 г. показывает уверенный рост и в потреблении импортных машин, и в отечественном производстве. Интересно отметить, что в этом сегменте традиционно в последние годы сильны китайские производители. Еще в 2009 г. совокупный доход от продаж строительной техники двух крупнейших производителей строительной техники в Китае — Sany и Zoomlion — составил 20 млрд юаней (2,86 млрд долл.). При этом китайские компании начали в прошлом году активно приобретать активы на европейском рынке. Так, Zoomlion приобрела компанию CIFA. Перспективы роста Сегодня прослеживается значительный рост импорта техники, использующейся в основном в коммунальном хозяйстве: экскаваторов-погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. К освоению нашего рынка корпорация John Deere, один из ведущих мировых производителей строительной, сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники, отнеслась серьезно. Результатом стала модель 325J, которая создавалась специально для российских условий на базе экскаватора-погрузчика John Deere 310J. В США экскаваторы-погрузчики традиционно оснащаются центрально установленной стрелой без функции поперечного смещения. Основным отличием российской модели стало то, что стрела экскаватора может горизонтально перемещаться по направляющим, к чему привыкли наши операторы. Зафиксирован рост производства и импорта башенных кранов. Отметим, что в абсолютных числах объемы поставок из-за рубежа башенных кранов превышают объемы производства внутри страны. Такая тенденция продолжается уже второй год. Рынок автокранов классически формируют в основном российские производители. До недавнего времени единственной видимой угрозой могли быть китайские производители, которые увеличивали объемы поставок на российский рынок. Но пока в новых условиях об этой угрозе говорить рано — импорт китайских автокранов в начале 2010 г. практически отсутствует. Таким образом, в кризисные 2009–2010 гг. импорт строительных машин не просто упал, но и существенно скорректировал структуру. Поменялась и структура поставщиков (торговых марок). Как показывают результаты исследований, в 2011 г. российский рынок строительной и дорожной техники при благоприятном течении обстоятельств может вырасти до объема в 7 млрд долларов, а доля лизинга на нем — до 70–80%. Затем рынок лизинга строительной техники продолжит рост, но значительно более сдержанными темпами. Что же касается аренды строительной техники, то, по мнению специалистов, в условиях нынешней экономической нестабильности необходимо, прежде всего, оценить эффективность аренды с позиции собственных возможностей, сконцентрироваться на трех-пяти наиболее важных направлениях, в зависимости от состояния фактических доходов фирмы. При этом для незначительных объектов возможно использование отечественной техники, тогда как для крупных инфраструктурных объектов, например строительства дорог, желательно использовать высокопроизводительную технику ведущих мировых брендов. Хочется надеяться, что определенная позитивная тенденция, обозначившаяся на рынке строительной и дорожно-строительной техники, станет отправной точкой долгожданного стабильно продолжительного роста. Дата: 06.06.2011 Сергей Васильев "Федеральный строительный рынок" 4(92)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||