Санкт-Петербург: дороги XXI века

1 стр. из 1

В своем выступлении он рассказал о ходе реализации Концепции развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга на 2000—2008 гг., которая была принята правительством города в июле 2000 г. Согласно принятой Концепции, на первом этапе, в период с 2000 по 2004 гг., приоритетная задача дорожников — приведение в нормативное состояние существующих магистралей и инженерных сооружений, главным образом за счет увеличения объемов ремонта. В основу идеологии реализации этого этапа положен принцип внедрения новых технологий, в том числе использование новых асфальтобетонных смесей с повышенным сроком службы. К платным дорогам Основным дестабилизирующим фактором, который может существенно повлиять на планы и сроки реализации всего комплекса транспортных задач города, является ликвидация с 2003 г. дорожных фондов, в том числе ТДФ Петербурга. Именно в такой непростой финансовой ситуации Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга вплотную приступает к решению задач второго этапа (с 2004 по 2008 гг.) — периода качественного улучшения действующей улично-дорожной сети. Значительное совершенствование дорожной инфраструктуры должно происходить за счет строительства новых транспортных сооружений, в первую очередь скоростных магистралей, путепроводов, транспортных развязок. Это позволит по-новому организовать транспортные корреспонденции между районами, отвести движение от центра к периферии, улучшить его скоростные параметры. Один из способов решения проблемы финансирования — привлечение внебюджетных источников в рамках Санкт-Петербурга, прежде всего средств инвесторов. Так, подготовлен и находится в стадии технической доработки проект местного закона о платных дорогах, который в перспективе должен дать дополнительный толчок к развитию этого направления. Разработана и начинает постепенно реализовываться программа создания подземных и надземных пешеходных переходов с долевым участием инвесторов, вкладывающих средства в обустройство коммерческих площадей уже на этапе строительства. Экономия бюджета при привлечении средств инвесторов к этим проектам может достигать от 100 до 40% стоимости одного перехода. Однако привлечение кредитно-инвестиционных ресурсов в дорожное хозяйство города не может рассматриваться в качестве радикального способа в решении финансовых проблем дорожной отрасли Петербурга. Основной путь по-прежнему лежит в плоскости серьезной и системной работы в бюджетной сфере, в том числе с федеральной составляющей. Одной из стратегических задач Комитета на ближайшее время В. Дедюхин считает разработку и внедрение специальной автодорожной программы для Санкт-Петербурга, позволяющей включить городскую концепцию развития дорожного хозяйства в федеральную программу «Модернизация транспортного дорожного хозяйства на период 2002—2010 гг.». Данная программа, утвержденная правительством России 21 декабря 2001 г., охватывает все транспортные направления, включая морской, речной, железнодорожный, авиационный транспорт. Денег все меньше Условием выделения федеральной поддержки дорожному хозяйству является соответствие дорожных программ регионов общегосударственной стратегии в сфере модернизации транспортного комплекса. Применительно к Санкт-Петербургу речь идет, прежде всего, о дорожных проектах, направленных на развитие дорожной инфраструктуры и подходов к Большому порту Санкт-Петербург, включая его центральную часть в городской черте, комплексы в районах городов Ломоносова и Кронштадта. Однако это кардинально не решает проблему недофинансирования дорожной отрасли. Сделанные еще в 2000 г. перспективные оценки доходов территориального дорожного фонда Санкт-Петербурга показывают, что ликвидация основного финансового базиса — налога на пользователей автодорог — приведет к сокращению «дорожных» денег до 1—1,5 млрд. руб. в год. Финансовая модель, рассчитанная на финансирование отрасли только за счет единого транспортного налога либо иных «дорожных» налогов без включения налога на пользователей, однозначно свидетельствует, что результатом такого подхода будет коллапс отрасли в течение1—2 лет. Анализ показывает, что до того момента, когда налогу на пользователей автодорог (НПА) будет найдена адекватная замена, следует считать необходимым сохранение системы территориальных дорожных фондов с базовой ставкой НПА в объеме 1%. Положение дел в отрасли В 2001 г. дорожная отрасль вышла на лидирующие позиции в Санкт-Петербурге по важнейшим показателям, характеризующим ее вклад в экономику города. В дорожном хозяйстве города за последний год: l выполнены наибольшие объемы дорожных работ на сумму 12,4 млрд. руб. (с учетом федеральных объектов — строительства восточного участка КАД и подходов к нему); l сконцентрировано около 30% всех финансовых ресурсов города, сформированных как за счет Территориального дорожного фонда, так и субвенций федерального бюджета; l собраны и направлены в бюджеты разных уровней налоговые платежи дорожных предприятий и организаций на сумму около 5 млрд. руб.; l создано более 5 тыс. новых рабочих мест; l получили значительное развитие сопутствующие отрасли экономики, так как до 70% затрат на выполнение дорожных работ идет на приобретение материально-технических ресурсов и является основным источников финансирования для их производителей; l приобретена новая дорожная техника, повысилась техническая оснащенность предприятий дорожного комплекса, что привело к улучшению качества дорожных работ, росту долговечности дорожных покрытий, повышению эффективности работы отрасли в целом. Таких высоких результатов работы дорожной отрасли во многом удалось достичь благодаря росту значимости города в экономике страны, его стратегическому положению на Северо-Западе и роли в качестве транспортного моста между Россией и странами Европейского Сообщества. Все перечисленные факторы вызвали ускорение строительства восточного участка Кольцевой автомобильной дороги, что потребовало привлечения в город значительных финансовых ресурсов и стимулировало проведение большого объема дорожных работ. Всего в Санкт-Петербурге за счет средств Территориального дорожного фонда, городского бюджета и субвенций федерального бюджета в 2001 г.: l на капитальном строительстве и реконструкции дорожных объектов освоено 2,5 млрд. руб.; l выполнен капитальный ремонт 600 тыс. кв. м дорожных покрытий, 16,2 тыс. кв. м мостовых сооружений на общую сумму 1,1 млрд. руб.; l проведен ремонт 5,02 млн. кв. м дорожных покрытий, 24 тыс. кв. м мостовых сооружений общей стоимостью около 2 млрд. руб. Выполненные в 2001 г. объемы работ были наибольшими за последние 50 лет в Санкт-Петербурге, они значительно превысили предусмотренные в Концепции развития дорожного хозяйства показатели. За последние годы значительное развитие получила система подрядных торгов. Так, за период с 1998 г. по 2001 г. количество подрядных торгов, проведенных по заказу Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, увеличилось с 30 до 431 (в 14 раз), общая стоимость лотов — со 197 млн. руб. до 6,6 млрд. руб. (в 33,6 раза), стоимость заключенных контрактов — со 166 млн. руб. до 5,1 млрд. руб. (в 31 раз). Это позволило сэкономить за последние 4 года 1,9 млрд. руб., в том числе только в 2001 г. — 1,5 млрд. руб. Значительно возросло число организаций, принимающих участие в подрядных торгах: с 77 в 1998 г. до 933 в 2001 г. В городе увеличилось число крупных строительных организаций, имеющих современную технику, заводов по производству строительных материалов, использующих современные технологии и новые материалы. Все это свидетельствует о повышении привлекательности дорожной отрасли для предприятий региона, концентрации в ней значительных материальных, финансовых, трудовых ресурсов, росте эффективности использования выделяемых объемов финансирования. Благодаря приложенным усилиям, в городе значительно улучшилось состояние дорожной сети, хотя темпы дорожного строительства все еще значительно отстают от взрывного роста уровня автомобилизации, наблюдаемого в последние годы. Только за 2000 г. количество индивидуальных легковых автомобилей, состоящих на учете в ГИБДД, возросло на 31%, а общее число легковых автомобилей — на 36%. В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается более 1,2 млн. транспортных средств. Для петербуржцев автомобиль давно уже не роскошь, а средство передвижения, следовательно, улично-дорожная сеть города стала средой обитания для миллиона водителей транспортных средств. Потери из-за отставания в развитии улично-дорожной сети огромные. Так, из-за заторов движения ежегодный ущерб хозяйственному комплексу города и его жителям оценивается в 20 млрд. руб., что составляет около 9% валового регионального продукта. Автотранспорт обеспечивает основную часть прироста объемов перевозок грузов, и по мере развития международной торговли и реструктуризации отраслей экономики города его доля в транспортном балансе будет расти. Сегодня протяженность автомобильных дорог Санкт-Петербурга составляет 3321,1 км, общая площадь дорожных покрытий — 53 168,8 тыс. кв. м, в том числе усовершенствованных — 44 968,1 тыс. кв. м (84,6%). На балансе города находится 405 мостов, 35 путепроводов, 25 тоннелей, 152,5 км укрепленных набережных. Важной задачей является сохранение и приумножение этого достояния, создаваемого многими поколениями петербуржцев. Балансовая стоимость автомобильных дорог и мостов города составляет 20,5 млрд. руб., то есть около 5% всех основных фондов экономики Санкт-Петербурга. Дороги и площади занимают 8,8 тыс. га, что составляет 6,3% от общей площади территории Санкт-Петербурга. Поэтому объемы финансирования автодорог должны обеспечивать в полной мере восстановление их ежегодного износа и не зависеть от бюджетной конъюнктуры. В противном случае, как показал опыт отдельных стран, впоследствии для восстановления улично-дорожной сети города потребуются затраты в 2,5—3 раза большие, чем своевременно предусмотренные на эти цели средства. Особенно важно сохранить финансирование дорожной отрасли в период отмены налога на пользователей автомобильных дорог и ликвидации Территориального дорожного фонда в 2003 г., чтобы не допустить провала и резкого сокращения объемов финансирования, что может привести к непоправимым последствиям. Развитие дорожного хозяйства города за последние годы (с момента образования Территориального дорожного фонда в 1996 г.) оказало позитивное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге. За счет выполнения большого объема дорожных работ получили развитие смежные отрасли экономики: производство стройматериалов, дорожное машиностроение, приборостроение, нефтепереработка, транспорт и другие. Это позволило существенно увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Результаты развития дорожной отрасли в 2000—2001 гг. следует рассматривать как очень важный этап начавшейся в Санкт-Петербурге работы по преодолению накопившегося десятилетиями отставания в развитии улично-дорожной сети, которое является сдерживающим фактором социально-экономического и транспортного развития стратегически важного субъекта Российской Федерации. Подключение восточного участка КАД к улично-дорожной сети города Основные инвестиции в дорожную отрасль Санкт-Петербурга были сконцентрированы на строительстве Кольцевой автомобильной дороги и обеспечении ее подключения к улично-дорожной сети города. В 2001 г. работы по КАД активизировались, Минтрансом России было принято решение об ускоренном строительстве первой очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга от Приморского до Московского шоссе. Транспортный обход города был включен в перечень федеральных дорог, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. 19 октября 2001 г. был введен в эксплуатацию первый участок Кольцевой автомобильной дороги от Приморского шоссе до пр. Культуры протяженностью 23,6 км. На этом участке возведено 10 путепроводов протяженностью более 100 м каждый, оборудованных шумопоглощающими экранами. Для устройства земляного полотна отсыпано более 3 млн. куб. м грунта, заасфальтировано 435 тыс. кв. м дороги, осуществлено более 50 переносов электросетей и инженерных коммуникаций. На остальном участке восточного полукольца КАД протяженностью 42,4 км полностью снят растительный грунт, ведется отсыпка земляного полотна. Для обеспечения сквозного проезда по восточному обходу города осталось построить около 10 км эстакад и путепроводов, отсыпать 12 млн. куб. м земляного полотна, заасфальтировать 42,4 км дороги. Строительство Кольцевой автомобильной дороги входит в число приоритетных строек страны. В этом году из федерального бюджета на КАД было выделено 2 млрд. руб.; ожидается, что до конца года поступит еще около 2 млрд. руб. Восточное полукольцо КАД планируется построить к 300-летию Санкт-Петербурга. В 2002 г. на строительство транспортного обхода предусмотрено выделение 9,5 млрд. руб., что составляет 16% от общей суммы расходов федерального бюджета на дорожную службу страны (58,5 млрд. руб.). Для Санкт-Петербурга строительство КАД стало катализатором выполнения дорожных работ, так как для обеспечения эффективной работы транспортного обхода требуется большой объем работ по строительству подключений новой магистрали к улично-дорожной сети города, реконструкции и ремонту городских дорог, на которые ляжет основная нагрузка при выводе транспортных потоков на КАД. Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству была разработана и утверждена «Программа работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов улично-дорожной сети, необходимых для обеспечения функционирования восточного автодорожного обхода Санкт-Петербурга». В программе определены перечни объектов улично-дорожной сети, рекомендуемые к строительству, реконструкции и ремонту для эффективного подключения транспортного обхода города, рассчитаны необходимые объемы работ, сроки их проведения, объемы и источники финансирования. В соответствии с утвержденной Программой ведутся строительно-монтажные работы на объектах адресной программы капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета: 1. Строительство подключения к транспортной развязке на пересечении КАД с Выборгским шоссе (а/д А-122 «Санкт-Петербург — Парголово — Осиновая Роща — Огоньки»): l реконструкция автодороги «Санкт-Петербург — Парголово — Огоньки» на участке от пос. Осиновая Роща до границы с Ленинградской обл.; l капитальный ремонт Выборгского шоссе (автодорога А-122 «Санкт-Петербург — Парголово — Осиновая Роща — Огоньки») на участке от путепровода на пересечении Выборгского шоссе с ж/д путями Парголово — Парнас — Ручьи до дороги в пос. Песочный; l реконструкция путепровода на пересечении Выборгского шоссе с ж/д путями линии Парголово — Парнас — Ручьи. 2. Строительство подключения к развязке КАД в створе пр. Энгельса: l строительство участка от развязки КАД до существующего окончания пр. Энгельса; l реконструкция пр. Энгельса в промзоне «Парнас» от 3 Верхнего пер. до 8 Верхнего пер.; l строительство путепроводной развязки пр. Энгельса с ж/д линией Парголово — Парнас — Ручьи, Суздальским пр. и ул. Верхней с подходами. 3. Строительство подключения к развязке КАД в пос. Ржевка: l строительство продолжения Шафировского пр. на участке от Шафировского путепровода до транспортной развязки на КАД. 4. Строительство подключения к развязке КАД на пересечении с Колтушским шоссе: l строительство путепровода в створе пр. Косыгина через ж/д пути станции «Заневский пост». 5. Строительство подключения к развязке КАД на федеральной дороге М-10 «Россия»: l строительство путепроводной развязки через ж/д ст. «Шушары» на 686 км автодороги Москва — Санкт-Петербург (1 очередь — путепровод через ж/д пути ст. «Шушары»). Реализация перечисленных проектов будет способствовать повышению эффективности функционирования транспортного обхода Санкт-Петербурга, улучшению условий движения транспортных потоков по улично-дорожной сети города и обеспечению устойчивого социально-экономического развития стратегически важного региона России. Закончены дорожно-ремонтные работы на магистральных улицах, обеспечивающих выходы на КАД: на ул. Типанова, пр. Просвещения, пр. Культуры, Гражданском пр.; пр. Науки, Светлановском пр.; Ириновском пр. и ул. Коммуны. Всего в течение 2001 г. на перечисленных объектах подключения КАД к улично-дорожной сети города освоено 1,7 млн. руб. за счет средств федерального бюджета. Перечисленные работы в совокупности со строительством транспортного обхода города обеспечат вывод транзитного автотранспорта из центра города, позволят сократить время доставки грузов и нахождения пассажиров в пути, повысить безопасность дорожного движения, улучшить экологическую ситуацию в историческом центре Санкт-Петербурга. Наиболее значимые дорожные объекты В 2001 г. по заказу КБДХ выполнены большие объемы работ по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети. В городе вновь построено и реконструировано 500 тыс. кв. м дорожных покрытий. К числу значимых мероприятий по развитию дорожной сети города относятся: 1. Проведение реконструкции и ремонта наиболее загруженных движением больших мостов через р. Неву: А. Невского, Троицкого, Дворцового; 2. Введение в строй Смольной набережной, что позволило организовать скоростное движение автомобилей на участке от Синопской наб. до наб. Робеспьера; 3. Начало строительства транспортной развязки на пересечении пр. Стачек с ж/д путями ст. «Автово» для улучшения подходов железнодорожного и автомобильного транспорта к Большому морскому порту Санкт-Петербург; 4. Ведение работ по строительству набережной южного берега Обводного канала от Новокаменного моста до устья р. Волковки; 5. Введение в строй ряда объектов в составе транспортной развязки на пересечении Ушаковской наб. и ул. Ак. Крылова: набережной протяженностью 1517,6 м, эстакады 578,8 м и тоннеля площадью 686,9 кв. м; 6. Построенный подземный пешеходный переход через ул. Ак. Крылова у ст. м. «Черная речка»; 7. Ведение реконструкции участка автодороги А-121 от пр. Маршала Жукова до ул. Разводной в Петродворце; 8. Завершение сооружения высокохудожественной ограды Смольного сада по Смольной наб. левого берега р. Невы; 9. Проведение реконструкции 6—7 линии Васильевского острова с целью создания пешеходной зоны; 10. Завершение комплексной реконструкции Биржевой площади; 11. Проведение подготовительных работ по реконструкции Троицкого моста. Задачи на предстоящий период В 2003 г. исполняется 300 лет со дня основания г. Санкт-Петербурга. В связи с этим в мае 2003 г. в городе планируется проведение общенародного праздника, подготовка к которому активно ведется в настоящее время. В ходе подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству планирует: l осуществить комплексное благоустройство и реконструкцию зон, намеченных для проведения юбилейных торжеств; l обеспечить подготовку и выполнение работ по благоустройству городской среды, городских садово-парковых ансамблей, ремонту и восстановлению участков улично-дорожной сети, магистралей, модернизации объектов инженерного оборудования; l обеспечить выполнение на территории административных районов Санкт-Петербурга работ по приведению в порядок улиц, скверов, парков, дворовых территорий и других общественных мест; l установить дорожные знаки и указатели, нанести дорожному разметку; l подготовить световое и рекламное оформление города. Важнейшей задачей на перспективный период является реализация программы работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов улично-дорожной сети, необходимых для обеспечения функционирования транспортного обхода Санкт-Петербурга. К числу приоритетных проектов относится строительство южного участка Западного скоростного диаметра. Уже в настоящее время строительство новых терминалов в морском порту ограничено из-за исчерпания пропускной способности подходящих к порту дорог, что ведет к сокращению доходов транспортного комплекса и снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Основные радиальные магистрали, обеспечивающие связь крупных грузоперераспределяющих узлов южной промзоны с федеральными автодорожными выходами, работают на переделе пропускной способности. Строительство южного участка ЗСД в сочетании со строящимся восточным обходом Санкт-Петербурга позволяет соединить развивающиеся районы Морского торгового порта и южной планировочной зоны с основными радиальными федеральными магистралями («Скандинавия», «Кола», «Россия», Санкт-Петербург — Псков и «Нарва»), что обеспечит рациональное перераспределение транспортных потоков. К первоочередным объектам строительства и реконструкции Санкт-Петербурга, реализация которых предусматривается в 2001—2004 гг., относятся: l реконструкция Троицкого моста через реку Неву; l строительство транспортной развязки на пересечении пр. Стачек с ж/д путями ст. «Автово»; l строительство транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с ж/д путями ст. «Шушары»; l скорейшее завершение строительства ЦДМ и ВГМ в обход центра города для разгрузки центральных районов от транзитного движения; l создание новой транспортной магистрали со строительством моста через р. Неву в створе Б. Сампсониевского пр. и ул. Коллонтай; l пробивка Митрофаньевского шоссе и др. В связи с предстоящей отменой действующего налога на пользование дорог необходимо предусмотреть реформирование системы финансирования дорожного комплекса города за счет введения налогов, компенсирующих сокращение доходов бюджета, в увязке с реформированием налоговой системы и межбюджетных отношений. При обеспечении финансирования реализация «Концепции развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга на период 2000—2008 гг.» станет существенным катализатором развития экономики города. В ее результатах заинтересованы более 60% жителей Санкт-Петербурга, в семьях которых имеются легковые автомобили, а также отрасли экономики, ориентированные на обслуживание автомобильным транспортом. По оценкам, осуществление мероприятий, предусмотренных в концепции, позволит снизить транспортные издержки в 1,5—2 раза за счет увеличения пропускной способности наиболее загруженных автомагистралей города, снижения аварийности, уменьшения затрат времени на передвижение. Как показывает практика, проведение дорожных работ стимулирует привлечение инвестиций в благоустройство прилегающих территорий, повышает рыночную стоимость недвижимости, способствует созданию новых рабочих мест и росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!