|
|||||
1 стр. из 1 Производство эффективной строительной техники напрямую зависит от успешной модернизации всей машиностроительной отрасли и масштабного внедрения новых прогрессивных материалов и технологий. Об этом мы беседуем с председателем Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, президентом-генеральным директором машиностроительного холдинга «Концерн “Тракторные заводы”» М. Г. Болотиным. — Михаил Григорьевич, как Вы оцениваете текущее состояние отрасли и пути ее модернизации? — Руководством Российской Федерации поставлены четкие стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной, ее модернизации и технологическому развитию. Президент России Дмитрий Медведев определил пять главных приоритетов страны, деятельность по развитию которых находится под прямым его контролем. Это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации. То, что машиностроение не попало в пятерку основных приоритетов страны, совсем не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики. Продукция машиностроения используется для проведения работ нулевого цикла: это земляные, строительные и другие инфраструктурные работы. Звучит банально, но без машиностроителей невозможно построить лабораторный корпус для исследований в области нанотехнологий. В рамках этих основных глобальных компетенций России отечественное машиностроение призвано создать более конкурентоспособную продукцию и предложить ее на внутреннем и внешнем рынках в качестве альтернативы лучшим мировым аналогам техники. Нужно достичь другой, более высокой степени обеспечения внутреннего рынка качественной отечественной продукцией. Мировой опыт показывает, что устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса. Следуя пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, государство также намерено уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей, прежде всего, агропромышленного комплекса. Согласно прогнозам ООН, к 2050 г. численность населения Земли увеличится в два раза. Это потребует соответственного увеличения производства сельхозпродукции. Учитывая, что невозделанные или брошенные земли сегодня остались только в Центральной Африке, а также на Украине и в России, в ближайшие годы ожидается бурный рост инвестиций в российское и украинское сельское хозяйство, в том числе и со стороны западных компаний. Уже сейчас рынок сельхозтехники в России считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса на комбайновую технику и тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на последствия финансового кризиса, о планах по запуску производства в России заявляют буквально все крупные западные агротехнические компании. Почти сто лет назад Генри Форд написал: «Земледелец слишком отяжеляет свой труд. Рядовой фермер тратит не больше 5% своей энергии на действительно полезную работу. Не только всё делается руками, но в большинстве случаев не обращается даже внимание на целесообразную организацию. Если встречается надобность в добавочной работе, то здесь первая мысль — нанять рабочих добавочно. Он считает излишней роскошью тратить деньги на улучшения. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка». Однако если взглянуть на современное российское село, мы увидим много общего с описанием великого промышленника: минимальная механизация, отсутствие системного подхода и ясной экономической модели. Сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Сельское хозяйство России на сегодняшний день недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск сельхозмашин, а импортируемая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям, имеющим 550 природно-климатических зон. — За счет чего, на Ваш взгляд, можно переломить ситуацию в лучшую сторону? — Для совместного поиска эффективных путей решения масштабных стратегических задач страны российские производители техники объединились в одну из самых масштабных отраслевых организаций — Союз машиностроителей России. Без сильного передового машиностроения наша промышленность, как и наша экономика в целом, не будет конкурентоспособной, не будет полноценной. России не удастся уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести глубинную инновационную перестройку экономики. Это объединение лучших представителей отрасли было продиктовано временем. Инновационное и технологическое обновление предприятий является основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что, в свою очередь, образует один из основных элементов по надежному обеспечению национальной и продовольственной безопасности страны. Еще в 2009 г. мировой экономический кризис вскрыл все недостатки нашей экономики, базирующейся на полном игнорировании реальных потребностей человека. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. В основной своей массе отечественный бизнес не изобретает и не создает нужные людям вещи и технологии, а идет по упрощенному сценарию: торгует тем, что сделано другими или дается без особых усилий, — сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной своей массе пока не конкурентоспособны по причине своего крайне невысокого качества. Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время кризиса, а также запредельные колебания фондового рынка. Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Как следствие, на уровне глобальных экономических процессов влияние и присутствие России на других рынках, прямо скажем, не так велико, каким могло быть. На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики, по данным Союза машиностроителей России, в течение последних лет удерживаются в больших пределах, например: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам — 78%, коммунальной технике — 93%, лесозаготовительной технике — 74%, колесным тракторам малого и среднего класса — 91%, комбайнам — 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства — 85%. Эти показатели являются фактически приговором для российских производителей техники. Основная часть промышленности РФ была создана еще в период с 1930-го по 1980 гг., когда господствовала командно-административная система управления экономикой и ее секторами. Начавшиеся в 1990-е гг. радикальные системные реформы, осуществляемые преимущественно институционально-правовыми методами (без учета инновационно-технологического и инвестиционного факторов), практически вывели государство из сферы управления экономикой, в том числе в сфере промышленности. Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990-е гг, привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4–5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии — от 70% до 82%. Вполне очевидно, что возобновление инновационного процесса в России будет происходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечив ее перевод на инновационный путь развития и освоения достижений современного технологического прогресса.
— К сожалению, еще широко распространено в российском обществе патерналистское настроение — уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Поэтому средства и преференции, которые на сегодняшний день Правительством РФ выделяются российскому бизнесу, к сожалению, тратятся не на задел в будущее — борьбу с собственной технологической отсталостью, наладку в кратчайшие сроки выпуска качественной, востребованной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, — а на банальное латание дыр, вызванных кризисом. Российскому обществу нужно избавиться от стереотипов прошлого, от иллюзий по поводу того, что потребитель всегда будет (и обязан) покупать товар вчерашнего дня. Нам нужно научиться смотреть в будущее — именно там находить ориентиры и реперные точки нашего дальнейшего развития. Никакие заградительные барьеры, таможенные ввозные пошлины и другие административные ресурсы, по большому счету, никому из нас не помогут, если мы не научимся видеть будущее и в соответствии с этим меняться. По экспертным оценкам, объем мирового рынка нанотехнологий вырастет к 2015 г. с нынешних $250 млрд до $2–3 трлн, что сопоставимо с рынком энергоносителей. По существу, развитие нанотехнологий уже в ближайшее время изменит облик человечества, кардинально изменит жизнь. Безусловно, Россия пока находится в начале пути, но она имеет «нескромную задачу», поставленную руководством страны, — «стать лидером в этом процессе». Для этого у нас есть и интеллектуальный потенциал, и организационные и финансовые возможности. На сегодняшний день Россия располагает крупнейшей в мире госпрограммой, которая предусматривает выделение до 2015 г. 318 млрд руб. на развитие нанотехнологий, чтобы довести объемы продаж продукции российской наноиндустрии до 900 млрд руб. По мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, один из главных сдерживающих факторов данного процесса — это моральная неготовность российского общества к изменениям и новым, эффективным моделям ведения бизнеса, ориентированного на реальные потребности рынка. В преодолении данной инерции при реализации инновационной политики в отрасли Правительство РФ не в последнюю очередь рассчитывает на помощь общероссийской общественной организации — Союза машиностроителей России. — В чем эта помощь может проявиться уже в ближайшее время? — Как член бюро центрального совета Союза и председатель Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению могу сказать, что организация ведет активную работу по налаживанию взаимодействия представителей реального сектора рынка с государственными учреждениями по вопросам технологического прогнозирования и координации связи с научными и инновационными центрами. Совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации Союз проводит активную работу по продвижению лучшей отечественной машиностроительной продукции на внешние рынки. Абсолютно очевидно, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано. Здесь будет недостаточно ни отдельно наших усилий, ни отдельно правительственных. Только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении может быть достигнут результат. Члены Союза машиностроителей России отлично понимают, что руководством страны, практически, дан старт масштабной перестройке всей экономики. Конечно же, одним из важнейших вопросов, который стоит на повестке реализации данной стратегии, является вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно — рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания и со стороны государства, и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам не только с разработкой новых образовательных программ, но и с организацией производственной практики, а также создать систему контроля качества образования. — Встает вопрос, каким же образом и когда наша страна сможет обеспечить себе необходимые конкурентные преимущества? — В ХХ в. около 2/3 мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано с использованием достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес-школы, опубликованному еще в феврале 2004 г., в России отмечен самый высокий уровень творческой активности (на втором месте — Швеция, а за ней США). Абсолютно уверен, что важнейшим конкурентным преимуществом новой России должны стать знания, которых нет у других стран, интеллектуальное превосходство и умение создавать вещи, нужные людям. Изобретатели, новаторы, ученые, учителя, предприниматели, внедряющие новые идеи и технологии, — все они станут самыми востребованными и уважаемыми людьми в обществе. Для их плодотворной деятельности нужно создавать все необходимые условия. Россия может получить колоссальный эффект от развития своего образовательного и научного потенциала, являющегося одной из самых главных основ человеческого капитала. Чтобы получить данный ресурс, сделать его активной реальностью, необходимо как можно скорее решить существующие проблемы и предотвратить угрозы в этой области. Начиная с 90-х гг., приток молодежи в науку и сферу образования был крайне незначительным. Возраст наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, инженеров и рабочих подходит к предельному. Уже через два-три года, если не переломить эту негативную тенденцию, кадровый потенциал науки в России резко сократится, а восстановить его, если и удастся, получится в лучшем случае лишь через 15–20 лет. Государственные научные учреждения являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций в ведущих инновационно-ориентированных мировых странах, таких как Франция и США. Поэтому их опыт по выстраиванию грамотной мотивации научного сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны. Одним из важных моментов увеличения инновационной составляющей в российской экономике может стать процесс активной коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Однако первым важным условием реализации данной стратегии развития страны и активизации ее технологического потенциала является значительное улучшение защиты интеллектуальной собственности. В послевоенный период все развитые страны активно занимались поиском оптимальных путей передачи новой технологии из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая ее вторичное использование. Поэтому одним из важнейших инструментов активизации инновационных проектов в российском машиностроении может стать гособоронзаказ. Развитие уже накопленного инновационного потенциала в ВПК дает реальную возможность его использования в гражданских секторах экономики. Опыт США показывает, что военно-техническая политика является одной из форм промышленно-инновационной политики. В 1990-е годы министерство обороны США обозначило и профинансировало реализацию 22 критически важных технологий. Из них 75% имеют двойное назначение. В результате американская экономика получила мощное инновационное ускорение. Учитывая, что большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса России входит в состав госкорпорации «Ростехнологии», было бы целесообразным рассмотреть возможность создания при Союзе машиностроителей России банка новейших технологий, которым могли бы на коммерческой основе пользоваться производители гражданской продукции. На текущий момент российские ведущие эксперты выделяют три основных подхода к решению этих задач: Конечно же, Россия находится в самом начале пути своего инновационного становления. Многое еще нужно сделать, поменять, многому научиться. Будущее открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности, которых и в помине не было еще десять лет назад. Пришло по-настоящему новое время, требующее от нас глобальных изменений в сторону лучшего. Переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. Самое главное, что он в истории России будет осуществлен ненасильственными методами, не принуждением, а убеждением, собственным желанием измениться, всеобщим стремлением к лучшему, передовому. Мы действительно живем в уникальное время. С новым руководством страны у нас действительно есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию. И машиностроители обязаны сделать всё от них зависящее, чтобы этот шанс был использован нашими предприятиями в полной мере. Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Поэтому машиностроение должно двигаться вперед и только по инновационному пути развития! Дата: 25.05.2011 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 5(134)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||