С ковшом наперевес

1 стр. из 1

Среди разнообразной дорожно-строительной техники одной из наиболее распространенных машин остается экскаватор. При земляных и погрузочно-разгрузочных работах нулевого цикла без него просто не обойтись, а разного рода вспомогательные навесные устройства еще более повышают его функциональность.

Экскаваторы могут быть на колесном или на гусеничном ходу, одноковшовыми и многоковшовыми. Ассортимент навесных устройств влияет на функциональные возможности и технические характеристики такой этих машин.

Колеса или гусеницы

Одноковшовые экскаваторы принято считать машинами цикличного действия, в то время как многоковшовые позволяют вести работу почти в непрерывном режиме. При выборе экскаватора ориентируются на характер и объем предстоящих работ, а также на место, где они будут проводиться. За последние годы всё более четко проявляется тенденция увеличения производства экскаваторов с ковшом «обратная лопата». Количество моделей подобной техники в зависимости от типоразмеров и производительности постоянно увеличивается. Стремление к универсальности образцов заставляет многие фирмы производить экскаваторы-погрузчики, экскаваторы на колесных тракторах, которые совмещают в себе и экскаватор с ковшом «обратная лопата», и пневмоколесный фронтальный ковшевой погрузчик, и другое навесное оборудование.

Главным достоинством гусеничных экскаваторов признается их более предпочтительная проходимость, которая позволяет работать на низкокачественных грунтах. К достоинствам колесных экскаваторов относят также большую скорость передвижения и транспортировки, что актуально в условиях городских передислокаций с одной стройплощадки на другую. После выемки грунта экскаваторы, как правило, погружают его в автотранспортные средства. Поэтому специалисты советуют выбирать экскаваторную технику, ориентируясь на грузоподъемность самосвалов. Емкость ковша экскаватора тоже определяется по вместимости кузова самосвала — в среднем, 5 ковшей грунта. Для достижения высокой производительности экскаватора при погрузке разрабатываемого грунта в самосвал необходимо, чтобы до отхода одного самосвала уже был готов к приему грунта следующий.

К снижению производительности экскаватора может привести неоправданное увеличения цикла его работы при выгрузке грунта в кузов самосвала (время подвода ковша к забою, набора грунта, поворота экскаватора к самосвалу, подвода ковша к самосвалу, разгрузки ковша, поворота экскаватора от самосвала к забою). Для более гибкого учета конкретных условий работы, каждый типоразмер экскаватора имеет не один, а несколько сменных ковшей различной вместимости для разработки и погрузки материалов различного объемного веса.

Ведущие мировые производители экскаваторов постоянно уделяют большое внимание расширению типоразмерного ряда и номенклатуры этих машин. Отечественные производители экскаваторов пока по этому показателю значительно уступают зарубежным.

Длина стрелы и рукояти существенно влияют на глубину и радиус копания, а также на высоту выгрузки. В модельном ряду современных экскаваторов производители учитывают этот фактор, и производство экскаваторов постоянно развивается. Практически у всех ведущих мировых фирм-производителей таких машин чуть ли не ежегодно модельный ряд экскаваторов пополняется и появляются технические новинки. Работа ведется по таким основным направлениям, как повышение производительности, надежности и долговечности и снижение эксплуатационного расхода. Так, у новых экскаваторов более мощные двигатели, более высокие усилия резания и быстродействия рабочего оборудования; повышается прочность стрелы и рукояти, облегчается запуск двигателя (за счет использования подогревателя, более мощного стартера и аккумулятора большей емкости). Улучшаются и эргономические показатели: для большей комфортности работы оператора уменьшается вибрация пола кабины, повышенное давление воздуха в кабине препятствует попаданию пыли. Также вводится новая система диагностики узлов машины и система охраны от угона.

Повышение ходовых качеств и оптимизация грузоподъемности у современных экскаваторов приводят к снижению временных затрат на транспортировку грунта, следовательно, повышают эффективность работы техники и снижают эксплуатационные затраты.

Маленькие, да удаленькие

В последнее время все заметнее популярность мини-экскаваторов. Среди их достоинств специалисты выделяют высокую маневренность, благодаря которой можно оперативно выполнять работы небольших объемов в стесненных условиях на очень малых стройплощадках. Также их удобно использовать на объектах, удаленных друг от друга, перемещая по мере необходимости в кузове грузовых автомобилей. Вследствие своей компактности эти машины и весят не много, поэтому давление на опорную поверхность оказывается достаточно низким, что обеспечивает им высокую проходимость.

Высокая маневренность и широкий спектр функциональных возможностей мини-экскаваторов делает область их применения весьма широкой. Их можно эффективно эксплуатировать не только открытых «пятачках», но и в замкнутых помещениях, например, внутри станций метрополитена, подвалах, трюмах судов, где обычная «взрослая» техника ничем помочь не в силах. Не менее хорошо они себя показали при выполнении работ по отрыванию водоотводных канав вдоль загородных автомагистралей, а также всевозможных траншей для прокладки инженерных сетей и трубопроводов. Весьма целесообразно использование подобной техники для выполнения работ нулевого цикла: рытья заглублений и котлованов для оснований фундаментов городских сооружений и загородных коттеджей, строительства очистных сооружений, бассейнов. С не меньшим успехом мини-экскаваторы справляются и с земляными работами, связанными с установкой опор линий электропередач, различных стоек для заборов и оград. Маневренность и компактность мини-экскаваторов — существенный плюс при производстве работ по благоустройству городских территорий, особенно скверов, парков, садов, когда важно еще обеспечить и щадящие весовые нагрузки на почву.

Благодаря малому весу у мини-экскаваторов нет никаких противопоказаний для их «десантирования», к примеру, на этажах высотных жилых, производственных и административных зданий для проведения высотных работ. Дополнительные возможности открываются при использовании разных видов комплектации. Скажем, вооружив мини-экскаватор отбойным молотком, можно проводить деликатный демонтаж конструкций аварийных зданий и сооружений, обеспечивая безопасность соседних домов.

В комплектации с обычным или двустворчатым ковшом мини-экскаваторы достаточно эффективны не только при производстве многопрофильных земляных работ, упомянутых ранее, но и выполнении погрузочно-транспортировочных функций. Короче говоря, у этих машин весьма широкий ассортимент дополнительного навесного оборудования — от ковшей всевозможных типов и назначений до специальных приспособлений — в зависимости от вида предстоящих работ, будь то ремонтно-строительные, садовые, дренажные или лесопосадочные работы.
Основными технико-эксплуатационными показателями, на которые обычно ориентируются при классификации подобного типа экскаваторов, являются его вес и вместимость ковша. Однако выбор приоритетного параметра в разных странах может отличаться. Например, если в Японии мини-экскаваторы классифицируют по вместимости ковша, то в Великобритании «системообразующим» показателем считают вес машины — англичане разделили мини-экскаваторы на три основные группы: массой до 2 т, от 2 до 3,5 т и свыше 3,5 т.

Однако в большинстве случаев масса стандартных мини-экскаваторов составляет от 1 до 5 т.

В принципе, нет ничего удивительного в том, что именно весовые характеристики чаще других берутся за «точку отсчета» при идентификации того или иного класса мини-экскаваторов. Практически все компании-производители стараются учитывать пожелания заказчиков по обеспечению максимально удобной и оперативной транспортировки подобного вида техники. Можно сказать, что при прочих равных условиях предпочтение отдается более «перевозной» модели.

Наиболее простым способом считается перевозка мини-экскаваторов на стандартных или специальных низкорамных прицепах. Нередко в качестве транспорта используют и машины со съемными кузовами. Практикуется также вариант перевозки в контейнерах, причем мини-экскаватор может использовать собственную стрелу или ковш для самопогрузки или самовыгрузки.

Традиционно западные производители большое внимание уделяют обеспечению безопасности. Например, специальный рычаг безопасности допускает работу всех механизмов только при наличии водителя в кабине. У рабочей кабины подобных машин надежная звукоизоляция, феластовое напольное покрытие, ударостойкое стекло, подъемное переднее (ветровое) стекло, регулируемое сиденье, галогеновые фары, а также есть радио. Практикуется использование систем обогрева кабины и переднего стекла. Обе двери кабины (левая и правая) распахиваются на угол в 180° с фиксацией в крайних положениях, что обеспечивает удобную посадку-высадку оператора. Передняя часть кабины сплошь покрыта стеклом (от пола до потолка), так что наблюдение за стрелой и рабочим органом не вызывает затруднений. Для водителя имеется переставляемое вибробезопасное сиденье с подлокотниками. Угол поворота рабочего оборудования составляет 360°. Стрела может поворачиваться в горизонтальной плоскости и перемещаться поперек оси симметрии машины с фиксацией в трех положениях.

Дата: 25.05.2011
Андрей Риккинен
"Петербургский строительный рынок" 5(134)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!