Геннадий Кравец: «Масштабы необходимой реставрации огромны»

1 стр. из 1

Не будет преувеличением сказать, что прошлогоднее 300-летие Царского Села вызвало интерес всей мировой реставрационной общественности. И, пожалуй, в центре этого внимания был все-таки одноименный государственный музей-заповедник, хорошо известный во всем мире прежде всего благодаря своей главной жемчужине — Екатерининскому дворцу. Что можно прогнозировать по дальнейшим позитивным переменам в судьбе ГМЗ «Царское Село» и его основного дворца сегодня? Как к независимому эксперту «ФСР» обратился с вопросами к генеральному директору петербургского ООО «Ресстрой» Г. Л. Кравцу.

-Вцелом по Екатерининскому дворцу мы работали 16 лет, сделано очень много, — рассказывает Геннадий Лазаревич Кравец. — Отреставрированное и воссозданное нами можно измерять в тысячах квадратных метров. Последним этапом работы непосредственно в Екатерининском дворце для нас стало воссоздание Арабескового зала. Кроме этого, нами были полностью реконструированы два флигеля — Зубовский и Церковный. Церковный флигель сдавался тоже к 300-летию, там сделано современное хранилище, оборудованное по последнему слову техники.
В архитектурном комплексе Екатерининского парка «Ресстрой» к юбилею отреставрировал павильоны «Эрмитаж» и «Концертный зал». В «Эрмитаже» сохранились и позолоченная резьба, и паркет XVIII в., и детали столов и подъемных механизмов. Поэтому работа на этом объекте была уникальной и очень интересной. В «Концертном зале», поврежденном во время войны, также сохранилось много подлинных элементов, которые мы отреставрировали с особой осторожностью — в частности, подлинные римские мозаики I–II вв., привезенные из Италии в 1784 г.

— Геннадий Лазаревич, накануне юбилея Царского Села со стороны довольно-таки высокопоставленных лиц звучали заявления, что хорошо бы не только к 300-летию выделять средства на реставрацию в музее-заповеднике, но и начатое на таком уровне надо бы продолжить. К тому же, насколько известно, не все в рамках юбилейной реставрационной программы планировалось завершить непосредственно к торжествам. Что конкретно в этом плане происходит сегодня?
— Конечно, реставрация не остановилась. За подробностями лучше обратиться к руководству ГМЗ, но, насколько мне известно, сейчас, например, проводятся консервация и реставрация сохранившихся во время войны уникальных Агатовых комнат, продолжается реставрация фасадов дворца со стороны парка. Однако темпы в целом, безусловно, замедлились. Причина проста и стара — сколько получено денег, столько получается и реставрационных работ.

— Опять же, специалисты говорят, что все восстановленное и отреставрированное со времен еще Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце составляет лишь порядка 50% того, что следовало бы сделать, а в целом с архитектурно-парковым ансамблем ГМЗ ситуация еще хуже...
— Действительно, я тоже могу сказать, что Екатерининский дворец отреставрирован на 50%. Причем закрытыми остаются одни из интереснейших частей дворца — скажем, собственная половина Екатерины II, где она жила. Кстати, наша компания уже провела реконструкцию этих помещений. В свое время там размещались и дом отдыха, и столовая, и ресторан. Сейчас все приведено к исторической планировке, и уже можно начинать непосредственно реставрацию. «Табакерка», Зеркальный кабинет, Опочивальня Екатерины Второй, Китайский зал, Купольный зал — все это следовало бы начинать реставрировать, ведь есть уже проектная документация на данные объекты. Далее, Лионский зал, который идет следующим после Арабескового. Это прекраснейший зал, там сохранились уникальный подлинный паркет и мебель. Но, опять же, пока нет денег на реставрацию.

— А Вы свое предприятие в этих новых работах теоретически видите?
— Не то слово. Как говорится, сплю и вижу, что приступаю к реставрации следующих залов, особенно Лионского. Очень хочу поработать с паркетом.

— И все-таки, что пока получается на сегодняшний день? Эти оставшиеся 50% будут восстанавливаться еще 66 лет?
— С определенной позиции, сейчас главная проблема в том, что в царскосельских парках сохранилось много павильонов, тоже памятников архитектуры, которые частично разрушены и с каждым годом разрушаются все больше. Поэтому, конечно, справедлива мысль о том, что, исходя из сегодняшних финансовых возможностей, надо хотя бы все это сохранить, законсервировать, а когда-нибудь придут следующие поколения и отреставрируют. Хотя, я считаю, надо делать одновременно и то и другое — дальше реставрировать Екатерининский дворец, любыми разумными путями находя для этого возможности. Мы должны возродить и показать людям ту красоту, которая здесь когда-то присутствовала. Это уникальный дворец, другого такого нет во всем мире.

— Опять же, в музее-заповеднике есть еще и Александровский парк с дворцом...
— Да, там тоже много работы. Например, наша фирма была задействована на Белой башне, которая сейчас более-менее восстановлена, но реставрация пока не закончена. Там должна быть интересная экспозиция. А ведь есть еще Шапель, Арсенал, Китайский театр, которые продолжают рушиться, к тому же из них растаскивают кирпичи. Надо бы эти строения хотя бы законсервировать. А сам Александровский дворец, как вы знаете, к 300-летию Царского Села наконец-то пошел в реставрацию, для посетителей стали доступны три парадных зала. Дальше тоже предстоит огромная работа.

Дата: 30.06.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4/1(93)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!