ООО РСФ «Водолей плюс»: от уникальной галереи Гонзаго к новым объектам

1 стр. из 1

Говоря о традициях петербургской реставрационной школы и их хранителях, было бы несправедливо не вспомнить о Реставрационно-строительной фирме «Водолей плюс», которую возглавляет Раиса Петровна Шестак, реставратор с почти полувековым стажем. Объекты, отреставрированные специалистами фирмы, можно перечислять долго, но последние три года они вели особенно уникальную работу — воссоздание живописи галереи Гонзаго в Павловском дворце, которая не восстанавливалась со времен Великой Отечественной войны.

ООО Реставрационно-строительная фирма «Водолей плюс», основанное в 1993 г., специализируется в сфере реставрации интерьеров. Специалисты фирмы выполняют весь комплекс работ по живописи, позолоте, резьбе по дереву, обработке натурального и искусственного камня и т. д.

Что касается профессионального и общественного признания, то, например, нельзя не отметить, что генеральный директор фирмы Раиса Петровна Шестак стала одним из шести обладателей нагрудного знака «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» 1-й степени, который в 2009 г. впервые вручали «За значительный вклад в сохранение исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга и за плодотворную работу в Санкт-Петербурге в области реставрации».

Среди работ, выполненных специалистами фирмы, можно выделить восстановление центрального нефа костела Святой Екатерины Александрийской (Невском пр., 32–34), восстановление церкви и воссоздание золоченого резного иконостаса к 100-летию церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Вырице, воссоздание золотого шитья на потолке над тронным местом в Георгиевском зале Эрмитажа, реставрация кабинета Столыпина и домовой церкви в здании особняка Кочубея (наб. р. Фонтанки, 16), реставрация помещений дворца Белосельских-Белозерских, плафона ХVШ в. «Триумф Венеры» в Гатчине, интерьеров и внутреннего убранства петербургского Спасо-Преображенского собора. Восстановлены все парадные залы в особняках Салтыковых и Бецкого (Дворцовая наб., 2 и 4). Воссоздан исторический облик Парадного зала в здании Второй гимназии Императора Александра I (ул. Казанская, 37) и мн. др.

В 2008–2010 гг. фирма «Водолей плюс» занималась решением уникальной задачи в государственном музее-заповеднике «Павловск» — воссозданием живописи в галерее Гонзаго, которая была почти полностью уничтожена во время войны, там сохранились лишь фрагменты фресок.
Для начала — историко-биографическая справка.

Гонзаго (Гонзага) Пьетро ди Готтардо (Петр Федорович), 1751–1831 гг., — художник и теоретик искусства, сценограф. Родился близ Венеции в семье мастера декоративной живописи Готтардо Гонзаго. Приехав в Венецию (1765 г.), изучал перспективу у А. Визентини и декоративную живопись у Дж. Моретти. Большое воздействие на него позже оказала архитектурная графика Дж. Б. Пиранези. Приглашенный русским послом, князем Н. Б. Юсуповым, в 1792 г. приехал в Петербург и был принят в Дирекцию Императорских театров (с 1827 г. ее архитектор).

В Павловске, сотрудничая с архитектором В. Ф. Бренна, участвовал в росписи дворца (галерея Гонзага) и павильонов (Пиль-башня, Новое шале, Турецкая палатка). Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, с 1792 г. активно участвуя в планировке Английского парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив («Белая береза», «Парадное поле» и др.). По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру. В основном утраченные во время Второй мировой войны, росписи эти восстановлены в галерее Гонзаго, убранство которой восходит к 1822–1823 гг.

Рассказывает Раиса Петровна Шестак:
— Когда мы в 2008 году выиграли конкурс на работы по воссозданию живописи, от известных в городе специалистов пришлось не раз услышать: «Да вы сами-то представляете, во что ввязались?». Работа была действительно очень сложная, начиная с того, что потребовалось найти и изучить множество материалов. На их основе, на первом этапе в 2008 г., и были сделаны эскизы. Кроме того, нужно было не только провести реставрацию сохранившихся фресок, но и вписать их во вновь воссоздаваемую живопись, чтобы получилось целостное изображение.

В 2009 г. был расписан плафон галереи, а в 2010 г. — люнеты, правая торцовая стена и половина криволинейной продольной стены галереи. Кстати, там ведь объемная живопись, по виду — как архитектура, и существует легенда, что кошка пыталась забраться на нарисованные ступени. Директор музея спросил нас: «А вы так сделаете?». Мы постарались, и работа получила хорошую всеобщую оценку. Не каждый раз так бывает, когда поначалу действительно непонятно, что надо делать, по меньшей мере, в деталях.

Художники тоже поначалу боялись этой огромной ответственности, но все-таки сделали все хорошо и правильно. По ходу работы, например, выяснилось, что красноватый оттенок живописи на сохранившихся фресках не является первоначальным, он приобретен после пожара, поэтому живопись выполнена в цвете, максимально приближенном к изначальному. Прежде всего были выполнены эскизы и эталоны — этим занимались художники Ирина Смирнова и Ирина Хомченко. Воссозданием непосредственно самой живописи занимались бригады художников Лельчука Я. Я. и Геворгяна Г. Б. — это люди, с которыми мы работаем много лет. Фактически восстановление галереи Гонзаго стало коллективным творчеством с привлечением специалистов узкого профиля, являющихся, с точки зрения руководства фирмы «Водолей плюс», лучшими в Петербурге, они уже проверены в совместной работе. При этом проект осуществлялся при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга при непосредственном участии начальника и главного специалиста отдела ДПИ Симкиной С. А. и Полниковой Н. И. Огромную помощь оказывал, конечно же, весь научный отдел ГМЗ «Павловск». Активное участие принял и НИИ «Спецпроектреставрация» в лице Бубнова В. И.

Сегодня основные работы фирма ведет в другом конце большого Санкт-Петербурга — в Шуваловском дворце. Объект очень интересный, так называемый, многодельный. Тут и живопись, и позолота, искусственный и натуральный мрамор, то есть все основные виды реставрационных работ. Сейчас занимаемся реставрацией Белоколонного зала и Главного вестибюля. Реконструкцию дворца планируется закончить в 2012 г. Кстати, последняя реставрация в Шуваловском дворце проводилась в 60-е годы специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Ленгорисполкома, в которых в сентябре 1962 г. началась моя работа в качестве инженера-сметчика.

Итак, живые традиции петербургской реставрационной школы продолжаются, а РСФ «Водолей плюс» не перестает браться за решение новых сложных задач. И можно не сомневаться, что фирма справится с ними достойно, впрочем, как всегда.

 

ООО РСФ «Водолей Плюс»
191025 Санкт-Петербург,
Невский пр., 41
Тел./факс (812) 315-4776
E-mail: vodoley_plus@mail.ru

Дата: 30.06.2011
Сергей Александров
"Федеральный строительный рынок" 4/1(93)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!