|
|||||
1 стр. из 1 В рамках большой петербургской реставрационной школы, ведущей в стране, иногда выделяют еще и петергофскую школу, если не самостоятельную, то уж точно имеющую свои уникальные особенности. –Наше предприятие расположено на символическом месте, — рассказывает Галина Александровна. — Изначально здесь был так называемый мастеровой двор, открытый в 1826 г. Вся эта территория и расположенные на ней здания входят в Объединенную охранную зону Петродворцового района. Три памятника архитектуры находятся под охраной государства, и на нашей территории мы можем заниматься только реставрационными работами, имея определенное обременение по содержанию исторических зданий. Сразу, как только после Великой Отечественной войны возникла необходимость восстановления утраченных памятников в Петергофе, здесь была открыта мастерская и уже тогда появились первые специалисты, которые стали заниматься именно реставрационными работами, поднимая из руин Большой дворец и все остальные разрушенные музеи, павильоны Петергофа. Мы практически являемся правопреемниками располагавшейся здесь Первой производственной мастерской СНПО «Реставратор» — одного из крупнейших профильных объединений в Ленинграде. На сегодняшний день сохранена вся структура тех мастерских, ведущих свою историю с послевоенных лет, то есть все изначальные направления остаются действующими. У меня работает достаточное количество специалистов со стажем в 40 и более лет. И первые послевоенные мастера, которых, к сожалению, в живых уже не много, остаются нашими советчиками и всегда желанными гостями. На сегодняшний день у нас сохранена мастерская столяров-краснодеревщиков, мастерская резчиков, лепщиков, скульпторов, позолотчиков, мастерская по работе с камнем, есть и небольшая действующая кузница. — Галина Александровна, а какие объекты стали для «Первых Петергофских реставрационных мастерских» знаковыми за последние годы? — Я руковожу фирмой 13 лет, фактически с самого начала, как она образовалась в постсоветское время. За эти годы объектов было достаточно много, и основной объем работ осваивался именно в Петергофе. Если говорить о последних объектах, надо отметить, что в 2005 г. был введен в эксплуатацию Ольгин павильон на одноименном острове Колонистского парка. В 2009 г. завершен объект «Императорский телеграф», который в этом году откроется как музей. Также в 2009 г. сдан после реставрации наш петергофский павильон «Эрмитаж», где нами воссоздан по фотографиям и по одной сохранившейся детали подъемный стол. Теперь он полностью нормально действующий, как это и было при Николае I. В этом году в июне сдан госкомиссии объект «Церковный корпус» Большого Петергофского дворца. Торжественное открытие его состоится 12 июля. — Можно подробнее об этом объекте? — Это уникальный объект, где нами были реконструированы все интерьеры и экстерьеры. Церковный корпус, домовая церковь Святых апостолов Петра и Павла, имеет богатую историю, а последнее историческое событие, которое в ней происходило, это крещение цесаревича Алексея. Церковь после войны была восстановлена, но одноглавой, и издалека больше походила на обычный павильон. Так уж распорядилась советская идеология. При перестройке было принято решение, что церковь все-таки следует восстановить такой, какой она была ранее — пятиглавой. В 2001 г. мы начали первые работы на этом объекте. В 2003 г. к 300-летию Санкт-Петербурга была закончена купольная часть, завершены работы по воссозданию четырех главок, крестов и всех украшений, которые находились на кровле, ведь исторически церковь выглядела очень помпезной, торжественной. Потом были продолжены работы уже в интерьерах храма. Они тоже помпезные — церковь создавалась по проекту Растрелли, а это барокко с массой присущих стилю украшательств и обилием резьбы и позолоты. Сохранившиеся от Растрелли только четыре колонны на восточной стороне за иконостасом тоже достались нам полуразрушенными. Кирпичная кладка, лепка и так далее — всё было разрушено. Потребовалось проделать очень большую и серьезную реставрационную и консервационную работу. Сложностей при выполнении всех работ было очень много еще и по той причине, что кроме акварели Эдуарда Гау и единственной фотографии, которая показывала нам один угол трапезной, в архивах больше ничего не нашлось. Достаточно имелось фотографий только по иконостасу, а всё остальное приходилось воссоздавать по аналогии с интерьерами Большого дворца в Петергофе. При этом было немало споров и поисков, над моделями работала большая группа скульпторов и лепщиков, у каждого было свое видение, понимание стиля барокко. Но все равно нашлись верные решения. Интересный момент также в том, что объект был без подпола, без технического подвала. Мы сделали его, увеличив пространство под полом, и сейчас все коммуникации, которые находятся на объекте, скрыты от глаз, т. к. проходят именно через подвал. — Что видится Вам наиболее важным для предприятия сегодня? — Для всех реставраторов перспективы связаны в первую очередь с финансированием, а объемы его в этом году невелики. Сейчас мы к 300-летию Ораниенбаума выполняем некоторый объем работ по паркетным полам в Меншиковском дворце (на субподряде у фирмы «Деметра») и ищем новые заказы, в том числе за пределами своего региона. Так, 25 мая в Архангельске состоялось открытие отреставрированного нами памятника Ломоносову. На торжестве присутствовал вице-премьер Правительства РФ Алексей Кудрин. Наша работа была оценена как достойная, и нам вручили благодарственное письмо. Будут заказы в других регионах — снова поедем. Мы достаточно мобильны. Еще я бы отметила, что на сегодняшний день очень важна также здоровая конкуренция, которая на практике зачастую отсутствует. Следующей проблемой для реставрационного направления сегодня становятся квалифицированные кадры. Наше преимущество в том, что у нас сохранена так называемая петергофская школа (есть такое негласное определение), которая всегда отличалась от любой другой. Так, в Петергофе изначально был организован большой участок позолотчиков, и их исторически учили именно здесь, на рабочих местах, поскольку не было и нет специального заведения, которое готовило бы таких специалистов. И я считаю, что таких мастеров надо сохранять во что бы то ни стало. — Что бы Вы пожелали коллегам накануне Дня реставратора? — Прежде всего творческих успехов, а также чтобы мы были более сплоченными в достижении наших общих интересов, связанных с реставрацией и сохранением объектов культурного наследия. И, конечно, желаю добра и счастья каждой семье. От коллектива ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские» поздравляю всех реставраторов с профессиональным праздником! Дата: 30.06.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4/1(93)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||