1 стр. из 1
Архитектурно-ландшафтный комплекс Ораниенбаума — уникальный дворцово-парковый ансамбль XVIII — начала XX вв., сохранивший в годы Великой Отечественной войны в свою историческую достоверность.
К 300-летию Ораниенбаума (современный город Ломоносов в черте большого Санкт-Петербурга) дворцам и паркам обещано наконец-то вернуть былой блеск и утонченную красоту. Основные реставрационные проекты уже реализуются в Большом Меншиковском и Китайском дворцах.
Дворцы-музеи Ораниенбаума расположены на территории заповедных парков — Верхнего пейзажного и Нижнего регулярного (общая площадь составляет 162 га). В 2007 г. дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». В настоящее время здесь ведутся полномасштабные реставрационные работы. Они должны в основном завершиться к юбилею. Главные торжества запланированы на сентябрь этого года, так как именно в начале сентября 1711 г. впервые упоминается в документах Меншиковская усадьба. Гостей Ораниенбаума ждет открытие основных объектов: центральной части Меншиковского дворца, Нижнего сада и залов Китайского дворца.
Ансамбль Большого Меншиковского дворца и Нижнего сада
Дворец был построен для первого владельца Ораниенбаума — светлейшего князя А. Д. Меншикова. Архитекторы: И. Ф. Браунштейн, Ф. Фонтана,
Г. И. Шедель, Ж.-Б. А. Леблон. Время строительства: 1711–1727 гг. Позже служил резиденцией малого двора будущего императора Петра III и императрицы Екатерины II. В дальнейшем принадлежал императору Александру I, великому князю Михаилу Павловичу и его потомкам — герцогам Мекленбург-Стрелицким.
После революции 1917 г. в Большом Меншиковском дворце размещались госпиталь, сельскохозяйственное училище и Лесной техникум с общежитием, а в 1934 г. здание было передано Военно-морскому флоту. И только в 1995 г. началась передача дворца музею-заповеднику. В 1996 г. для посетителей был открыт Японский павильон, как единственная отреставрированная часть здания. Залы центрального корпуса в течение нескольких лет оставались без проведения здесь реставрационных работ использовались как выставочные помещения.
Нижний сад при Меншиковском дворце — творение садовых мастеров Х. Граца и Л. Ламберти и архитектора Ф.-Б. Растрелли — создавался в период с 1717 по 1720 гг. и с 1740 по1750 гг. Это один из первых регулярных садов в России.
Реставрацию объектов на территории дворцово-паркового комплекса Ораниенбаум в статусе заказчика проводит ФГУ «Северо-западная дирекция по строительству, реставрации и реконструкции». Завершение первой очереди планируется к сентябрю 2011 г.
По проекту «Реставрация ансамбля Большого Меншиковского дворца и Нижнего сада» генеральным проектировщиком выступает ОАО Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт по реставрации памятников истории и культуры (НИИ Спецпроектреставрация), генеральный подрядчик — ООО «Деметра».
В 2011 г. для посетителей будут открыты 10 залов центрального корпуса дворца. Завершится также реставрация Нижнего сада и его ограды с воротами. На территории парка будет установлена мраморная скульптура. В Картинном доме завершатся работы по реставрации фасадов и продолжатся работы в интерьерах.
Китайский дворец
Название дворца, построенного для императрицы Екатерины II по проекту архитектора А. Ринальди в 1762–1768 гг.,
связано с характером отделки нескольких интерьеров в подражание китайскому искусству. В 1852–1853 гг.
дворец был частично перестроен по проектам А. И. Штакеншнейдера и
Л. Л. Бонштедта. В уцелевшем во время Великой Отечественной войны здании в значительной степени сохранилось уникальное убранство XVIII в., выполненное в стиле рококо: наборные паркеты, лепнина, художественные росписи по штукатурке и на холстах, коллекция плафонов, созданных мастерами Венецианской академии живописи, а также часть собрания живописи и предметов декоративно-прикладного искусства.
Дворец был возведен как летний павильон, поэтому с момента своего создания он не отапливался, и петербургский климат пагубно сказался на отделке интерьеров.
Попытки спасти дворец от негативного воздействия окружающей среды предпринимались на протяжении почти двух с половиной столетий. Однако
удавалось устранить лишь следы разрушений, постигших дворец, но не их первопричину. Этот памятник зодчества и сегодня страдает от влаги и температурных перепадов.
В 2006 г. ОАО «Газпром» и немецкое Объединение международного взаимопонимания при поддержке концерна BASF приняли решение о финансировании реставрационных работ в Китайском дворце. Функция оператора проекта возложена на ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Заказчиком комплексных работ по реставрации Китайского дворца с 2009 г. является ГМЗ «Петергоф», генеральным проектировщиком — ООО «Старый замок», генеральным подрядчиком — ООО «Петербургская реставрационная компания»
В начале 2010 г. завершен комплекс работ по реставрации резных золоченых рам, обрамляющих панно Стеклярусного кабинета. Реставрация уникальных панно, вышитых стеклярусом и синелью в 1762–1764 гг. русскими мастерицами во главе с француженкой Марией де Шель, проводилась лабораторией научной реставрации тканей Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа по специально разработанной методике.
По информации сайта ГМЗ «Петергоф» на июнь сего года, завершены работы по реставрации живописного плафона и падуг в Зале муз. Ведутся работы по реставрации живописного и лепного декора стен. Началась реставрация живописного декора стен и потолка Большой антикамеры. Продолжается укладка наборного паркета в Стеклярусном кабинете. Также идет реставрация лепного позолоченного декора стен, падуги и потолка в Голубой гостиной. Реставрируются камины и дверные порталы, отделанные искусственным мрамором. В Розовой гостиной и Гардеробной ведутся работы по реконструкции подполий. ГМЗ «Петергоф» выполняет работы и по благоустройству территории вокруг Китайского дворца.
В рамках подготовки к 300-летию Ораниенбаума и завершения к этой дате первой очереди реставрации интерьеров в Китайском дворце началась работа по реставрации двух мозаичных столов из исторического собрания Ораниенбаума. Мозаичные столы были созданы на Петергофской гранильной фабрике в 1767–1771 гг. по заказу Екатерины II для Стеклярусного кабинета в Китайском дворце. Они выполнены в технике флорентийской мозаики и являются уникальным произведением русского декоративно-прикладного искусства. В их оформлении использована смальта — цветное непрозрачное стекло для составлении мозаики — аналогов такого применения в отделке мебели в мире не существует.
В виду уникальности проводимых работ, дирекция ГМЗ «Петергоф» обратилась в Министерство культуры РФ с просьбой о передаче мозаичных столов в реставрационную фирму «Царскосельские янтарные мастерские», занимавшуюся воссозданием Янтарной комнаты в Царском селе и имеющую опыт работы с аналогичными материалами. Реставрация мозаичных столов проводится при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и немецкой фирмы BASF.
Всего же в Китайском дворце к юбилею Ораниенбаума запланировано открыть четыре помещения: Большую Антикамеру, Зал Муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет.
Дата: 30.06.2011
Игорь Павлов
"Федеральный строительный рынок" 4/1(93)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!