Новые перспективы стеклофибробетона: инновационное решение петербургских реставраторов

1 стр. из 1

В подземном павильоне станции метро «Автово» с октября 2010 г. ведется ремонт потолочных конструкций. Проведение этих работ без закрытия станции стало возможным благодаря специально разработанной методике поэтапной реконструкции потолка. Над технологией работала компания «АжиоПроект», член Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Реставраторы были привлечены к ремонтным работам неслучайно: павильон станции «Автово» сегодня имеет статус выявленного объекта культурного наследия. И хотя жизнь метрополитена немыслима без постоянного технического обновления, исторический облик павильонов станции должен оставаться неизменным. За этим строго следит петербургский КГИОП.

Обращаясь к истории

Метрополитен появился в нашем городе достаточно поздно, если учесть, что первый в мире поезд метро был пущен в Лондоне еще в 1863 г. Но к чести российских инженеров надо сказать, что они старались идти в ногу со временем, и уже во второй половине XIX в. было разработано несколько проектов подземной железной дороги для Петербурга. Среди этих проектов были весьма интересные, однако ни один из них имперские власти не заинтересовал, и мысль о разъезжающих в метро героях Толстого или Чехова осталась для нас фантастической. Затем — ХХ век, череда войн и революций… Вопрос о проектировании Ленинградского метрополитена был всерьез поставлен лишь в 1938 г. — уже после открытия метро в Москве. Однако новая, страшная война заставила прервать работы, и вновь к строительству приступили лишь в 1947-м.

Долгое ожидание окупилось сторицей: станции первой очереди Ленинградского метрополитена (от «Автово» до «Площади Восстания») по своей величественной стати и богатому убранству могут сравниться разве что с московскими  — метрополитен обеих советских столиц создавался в лучших архитектурных традициях сталинского ампира.

Станции «Автово» суждено было стать не только архитектурной достопримечательностью, но и памятником в истории города: 15 ноября далекого 1955 г. именно здесь впервые распахнул свои двери первый поезд Ленинградского метро и, таким образом, началась история питерской подземки. Сегодня станция метро «Автово» имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия и находится под охраной КГИОП. Это означает, что, проводя какие бы то ни было технические усовершенствования, необходимо сохранять исторический облик павильонов. Задача очень непростая, особенно если учесть, что станция метро — это часть сложнейшей транспортной системы, ежедневно пропускающая десятки тысяч пассажиров, вынужденная постоянно совершенствовать систему работы, повышать безопасность и износостойкость оборудования. И более пятидесяти лет интенсивной эксплуатации не прошли для «Автово» бесследно. Станция давно уже нуждалась в ремонте. Что касается потолочных конструкций подземного вестибюля, в 2010 г. они начали разрушаться прямо на глазах.

Есть новая технология!

Надо сказать, что «Автово» — единственная из станций первой очереди Ленинградского метрополитена, в вестибюле которой установлены не сводчатые, а горизонтальные подвесные потолки со сложным лепным декором. Они были отлиты из цементно-песчаного бетона, армированного металлической сеткой, и держались на цементном вяжущем. У такой, несомненно, прочной конструкции, есть один недостаток — она очень тяжелая. К тому же дополнительную массу потолку придавала гипсовая лепнина.

Потолочные конструкции метрополитена находятся в условиях постоянной интенсивной вибрации, которую создают проходящие поезда. «Автово» — станция мелкого заложения, а это значит, что потолки ее подземного вестибюля испытывают серьезную нагрузку от движения еще и наземного транспорта. Ситуацию усугубило строительство в Автово, практически непосредственно над подземным вестибюлем, транспортного виадука. Со временем на потолках стали образовываться микротрещины, отдельные элементы начали осыпаться, возникла угроза обрушения. Требовалось срочно закрывать станцию на реконструкцию: сбивать лепнину, полностью снимать тяжелые подвесные потолки, а затем, приведя в порядок закессонное пространство и гидроизоляцию, восстанавливать массивные железобетонные конструкции, проводить масштабные штукатурные работы и воссоздавать лепнину.

Реставраторы взялись решить, казалось бы, неразрешимую задачу: как укрепить конструкцию, повысить ее безопасность и полностью сохранить богатый декор, не прерывая при этом работу станции? И у специалистов возникла смелая мысль: использовать в качестве материала бетон, армированный стеклянным волокном — стеклофиброй. Никогда раньше этот материал не использовался для изготовления крупных навесных конструкций. Как правило, его применяли для создания декоративных элементов.

У стеклофибробетона два основных преимущества перед классическим железобетоном: первое — это возможность отливать элементы сложного рельефа и воспроизводить в бетоне тончайшие изгибы самого причудливого рисунка; второе — стеклофибробетон гораздо плотнее, и отлитая из него конструкция может быть в несколько раз тоньше (и, соответственно, легче) аналогичной по прочности конструкции из железобетона.
Достоинства материала пришлись для «Автово» очень кстати: специалисты ООО «АжиоПроект» взялись изготовить из него потолки небольшими по площади частями, причем отливать эти части как монолит декора с навесной панелью. Эти более прочные, но менее тяжелые элементы с уже готовой «лепниной» можно монтировать поэтапно, частями, проводя работы лишь над небольшой частью платформы.

Процесс производства монолитных элементов кажется простым. Заранее изготовленную форму методом набрызга под высоким давлением заполняют бетонным составом, смешанным с мелконарезанным стекловолокном. Этот способ дает очень хорошее уплотнение, ведущее, в свою очередь, и к высокой плотности изделия, и к заполнению составом даже самых тонких изгибов рельефной формы.

Но как свести до минимума отскок частиц бетона и стеклофибры при набрызге? Как предотвратить возможное разрушение стеклофибры? Как за счет минеральных добавок сделать материал еще более прочным?

На эти и другие вопросы искали ответы в лаборатории ООО «АжиоПроект». И нашли. Специалисты компании, проделав огромную работу, сумели адаптировать технологию к непростым условиям и разработать наиболее подходящий стеклофибробетонный состав.

Быть первопроходцем всегда непросто. Даже приступая к работам, специалисты готовились к возможным неудачам, к тому, что технология потребует новых доработок, но были готовы продолжать поиск до тех пор, пока решение не будет найдено. В итоге технология после согласования в КГИОП получила разрешение к применению.

Сегодня, когда успешно реконструировано уже около пятой части потолка станции, можно смело говорить, что проект жизнеспособен. Инновационное технологическое решение оказалось верным.

В конце 2012 г., когда рабочие в последний раз демонтируют строительные ограждения на платформе станции «Автово», пассажиры смогут увидеть потолки такими, какими их увидели ленинградцы, спустившиеся сюда 15 ноября 1955 г. При этом конструкции станут гораздо надежнее и безопаснее.

Петербургские специалисты не только создали технологию, разрешившую проблему навесных потолков на станции метро, но и открыли возможности для широкого использования совершенно нового и перспективного материала.

Дата: 30.06.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4/1(93)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!