Дорожное строительство: стратегия и приоритеты

1 стр. из 1

В Санкт-Петербурге продолжаются масштабные работы по возведению новых и ремонту изношенных путепроводов. Постоянно открываются после реконструкции улицы и набережные — расширенные или c новым дорожным покрытием. Особое внимание горожан приковано к наиболее значимым проектам, от реализации которых зависит развитие всего города.

Приоритетные направления

К числу знаковых проектов специалисты относят и автомобильную дорогу Западного скоростного диаметра (ЗСД). Еще в апреле сего года при проведении открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия приняла решение признать соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации, и прошедшими предварительный отбор компании Samsung C&T Corporation, ООО «Балтийская концессионная компания “Магистраль”» и ООО «Магистраль Северной столицы». Однако в июне постановлениями правительства Санкт-Петербурга № 728 от 06.06.2011 г. и № 771 от 10.06.2011 г. в конкурсную документацию для ЗСД были внесены изменения, и срок предоставления конкурсных предложений был продлен до 12.07.2011 г. Власти обосновали это желанием создать условия для более качественной подготовки конкурсных предложений.

Сейчас завершается строительство южного участка ЗСД длиной 6 км, который обеспечит автотранспортное обслуживание 1-го и 2-го районов порта и Петролеспорта в южном направлении. Генеральными подрядчиками на этом участке строительства являются ОАО «Мостотряд № 19», ЗАО «Пилон» и ОАО «Генеральная строительная корпорация». Заказчиком строительства выступает ОАО «ЗСД» (100% акций общества принадлежит Санкт-Петербургу). Также ведутся строительные работы на северном участке ЗСД, который призван существенно разгрузить Приморский район города, а также обеспечить вывод автотранспорта в северном направлении на КАД и далее в курортную зону Санкт-Петербурга. Центральная часть ЗСД будет реализована на условиях ГЧП. Стоимость строительства 11 км магистрали от набережной реки Екатерингофка до правого берега реки Большая Невка составляет 135 млрд рублей (общая стоимость проекта превышает 212,7 млрд рублей).

В июне начались работы по созданию транспортного полукольца на севере Санкт-Петербурга, которое свяжет Выборгское шоссе с северным участком ЗСД. Дирекция транспортного строительства объявила конкурс на продление Суздальского пр. до дороги на Каменку. Планируется, что на участке длиной 3,5 км будут проложены сразу два путепровода, а стоимость работ составит 3,6 млрд рублей.

Проект магистрали разработан по заказу строительной компании «ЮИТ». Строительство северного транспортного полукольца предусмотрено отраслевой схемой развития улично-дорожной сети, принятой правительством города еще в апреле 2009 г. Планировалось продлить в 2010–2013 гг. Суздальский пр. от Выборгского ш. до Планерной ул., в створе которой будет построена развязка Западного скоростного диаметра. Первым этапом строительства этого полукольца станет участок от Выборгского ш. до дороги на Каменку длиной 3,5 км. Соответствующий конкурс объявлен Дирекцией транспортного строительства, подчиненной Комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Согласно техническому заданию, для создания короткой магистрали нужно будет проложить сразу два путепровода: сначала над Выборгским ш., потом над железнодорожной веткой.

По планам Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, дорога будет шестиполосной — по три полосы в обе стороны. Правда, на путепроводах будет на две полосы меньше — по две в обе стороны. Основная доля всех расходов (по общей стоимости работ) придется на путепроводы. В частности мост через Выборгское ш. обойдется в 547 млн, через железную дорогу — в 754 млн. На работы дается 2 года, т. е. закончить их нужно летом 2013 г. Данный участок поможет улучшить в том числе и логистику Новоорловской особой экономической зоны, которая находится южнее дороги на Каменку. Предполагается, что на территории этой зоны будут действовать специальные условия для ведения бизнеса: компании, которые захотят разметить здесь свое производство, смогут в течение пяти лет платить налог на прибыль по сниженной ставке (13,5% вместо 18%), а также освобождаются от налога на то имущество, которое будет возведено в рамках проекта.

Совсем другое значение эта дорога приобретет, когда Суздальский пр. будет продлен до Планерной ул. и северного участка Западного скоростного диаметра и превратится в транспортное полукольцо. После этого жителям севера города для выезда на ЗСД можно будет ехать не через Старую Деревню с ее постоянными пробками, а по Суздальскому пр. Кроме того, упростится и связь промзоны Каменка с севером города и другой промзоной — «Парнас». Согласно отраслевой схеме развития улично-дорожной сети Суздальский пр. должен дойти до Планерной ул. в 2013 г., хотя стоит учесть, что работы начались почти с годовым опозданием. Северный участок ЗСД от Белоострова до Приморского ш. планируется построить к 2014 г.

Строящаяся трасса Парашютная — Каменка — КАД вместе с транспортной развязкой на примыкании к КАД в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга должна стать одним из важнейших звеньев улично-дорожной сети, обеспечивающей реализацию транспортных связей северо-западной части Санкт-Петербурга с центральными районами города.

В настоящее время на объектах ведутся работы по устройству земляного полотна, переустройству инженерных сетей, строительству водопропускной трубы через р. Каменку, дождевой канализации и наружного освещения. В полном объеме объект планируется завершить уже к концу текущего года. Не позднее этого же срока должна закончиться прокладка путепровода на Приморском пр. (он является частью приморской транспортной развязки в составе проекта Западного скоростного диаметра). Полную же реконструкцию Приморского транспортного узла в ООО «ЗСД» планируют завершить в конце 2012 г.

Проектом предусмотрена современная трехуровневая развязка. На первом уровне будет располагаться существующая улично-дорожная сеть, на втором — четырехполосный путепровод, соединяющий Приморский пр. и Приморское ш. (этот путепровод будет работать в бессветофорном режиме). На третьем уровнем планируется построить основной ход трассы ЗСД, который обеспечит дополнительную связь Приморского района с улично-дорожной сетью города. Полное завершение строительства всего Западного скоростного диаметра намечено на 2015 г. Автомагистраль позволит вместе с КАД замкнуть вокруг Санкт-Петербурга первое транспортное кольцо.

Мосты и тоннели

Эффективное решение транспортных проблем такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург с его реками и каналами, в немалой степени зависит от строительства мостов и тоннелей. По информации Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), а также в соответствии с Постановлением Правительства № 379, в городе предусмотрено создание мостовых переправ: это широтная магистраль с мостом через р. Неву в створе Фаянсовой ул. и Зольной ул., магистраль №7 от Арсенальной наб. до Выборгского ш. с мостом через р. Неву, строительство новой магистрали от пр. Стачек до пр. Энергетиков с мостом через р. Неву в створе Большого Смоленского пр. и ул. Коллонтай, мостовые переходы через р. Неву в составе строительства IV и V очередей автомобильной дороги ЗСД. При этом в КРТИ отмечают, что, хотя данные объекты рассматриваются в качестве перспективы для развития транспортной инфраструктуры города, говорить о проектных решениях или, тем более, сроках начала работ пока несколько преждевременно. Впрочем, известно, что решение о начале работ по строительству моста через р. Большую Неву с выходом на Ново-Адмиралтейский остров с подключением к существующей улично-дорожной сети уже принято. Кроме того, Комитет направил заявку о выделении финансирования для возобновления строительства моста через р. Малую Неву в районе острова Серный.

В конце апреля текущего года ЗАО «Институт Стройпроект» в качестве генерального проектировщика передал полный комплект проектной документации по строительству Орловского тоннеля на рассмотрение в ФГУ «Главгосэкспертиза России». Получение заключения ожидается в августе. Напомним, что специально для реализации данного проекта была создана ООО «Невская концессионная компания». По ее данным, тоннель выходит не на Апрельскую ул., а на Пискаревский пр. При этом строительство не затрагивает Полюстровское водоносное месторождение, и попутно планируется восстановление сада «Нева».

По последним данным, городская администрация, учитывая важность объекта, подписала дополнительное соглашение о прокладке Орловского тоннеля под Невой. Согласно документу, строители смогут начать подготовительные работы на объекте, не дожидаясь официального разрешения на начало строительства. Частному концессионеру также увеличили размер компенсации за проходческий щит, который приобретается для возведения тоннеля. Допсоглашение по Орловскому тоннелю было подписано сторонами в середине июня. Изменения, которые вносятся в первоначальный договор, подписанный на Петербургском экономическом форуме в 2010 г., направлены на ускорение развития проекта.

В частности, концессионеру — ООО «Невская концессионная компания» (НКК) — предоставляется право начать предварительные работы на будущей стройплощадке, не дожидаясь выпуска акта о начале строительства, а лишь по временным разрешениям, оформление которых не требует столь длительной подготовки. Дополнительное соглашение также включает в себя и готовность городского правительства компенсировать НКК затраты на приобретение у немецкой компании Herrenknecht проходческого щита — основного технического оборудования для строительства тоннеля.

Немецкая сторона должна изготовить щит диаметром 19,25 метра за 2 года. Увеличение суммы компенсации НКК связано с тем, что на 2011 г. возрос объем работ (подготовка территории и вынос сетей). В частности, предусматриваются обязательства концессионера по выкупу механизированного тоннелепроходческого комплекса и начало работ по подготовке территории к строительству, включая разработку проектной документации и нулевой цикл строительства. По некоторым экспертным оценкам, цена проходческого комплекса может составить от 1,5 до 2 млрд рублей. Как только щит будет доставлен на стройплощадку, город обязуется его оплатить и передать НКК в аренду. Размер арендной платы пока не оговорен. Предполагается, что оборудование прибудет не позднее сентября 2013 г.

Напомним, что расходы на приобретение щита и оплату предварительных работ на объекте уже были заложены в городской бюджет. Так, в 2011 г. предполагается выделить 1,49 млрд руб., на 2012 г. — 3,4 млрд. Начать предварительные работы на стройплощадке в НКК планируют уже в сентябре 2011 г. Сейчас концессионер ожидает заключения Главгосэкспертизы по проекту. Документация должна поступить в августе. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2015 г.

Подземной дорогой планируют соединить Смольнинскую и Свердловскую набережные. Длина тоннеля составит 3,5 км. Он будет двухъярусным и тремя полосами движения в каждую сторону. Пропускная способность подземной переправы с левого на правый берег составит 60 тыс. автомобилей в сутки. Проезд по тоннелю будет платным. По предварительным расчетам, прокатиться под Невой на легковом автомобиле обойдется в 30 руб., а на грузовике — 50. Исходя из таких расценок, можно подсчитать, что срок окупаемости инвестиционного проекта составит 26 лет. Общая стоимость проекта — 47,7 млрд рублей. Расходы поделят между собой концессионер, городской и федеральный бюджеты.

Основной компанией в консорциуме по строительству Орловского тоннеля выступает отечественный холдинг First Quantum Partners Ltd, который ведет строительство намывных территорий в западной части Васильевского острова.

В партнерстве с ним выступила французская компания Vinci, однако в мае 2011 г. она объявила о выходе из проекта.

Строительство тоннеля начнется в конце 2011 г., по оптимистичным прогнозам — уже в конце октября. Сейчас в Санкт-Петербурге принимаются поправки к бюджету на текущий год, в ходе которых городская администрация предлагает парламентариям выделить 1 млрд руб. на строительство данного объекта (он строится в рамках соглашения о ГЧП). В 2016 г. начнется опытная эксплуатация: до полугода объект будет работать в тестовом режиме.

Немного о качестве

Наряду с наращиванием количественных показателей повышенное внимание все больше уделяется качеству дорожного строительства. Так, начиная с 2011 г. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга ввел новые квалификационные требования к дорожно-строительным компаниям, которые ведут работы по госзаказу. Теперь каждый участник тендеров на право ремонта или строительства городских магистралей обязан выполнить 3D-модель объекта, а также использовать специальные датчики, которые монтируются в асфальтобетонное покрытие, чтобы передавать заказчику данные о состоянии полотна. Такие требования были введены для повышения качества работ и отсечения компаний, не имеющих необходимого опыта, еще на этапе квалификационного отбора. На сегодняшний день далеко не все компании в Санкт-Петербурге соответствуют заявленным требованиям.

Что касается инноваций в области использования дорожных строительных материалов, то можно отметить недавнее предложение Министерства транспорта постепенно переходить с асфальта на бетон. Правда, это может произойти только в том случае, если в ближайшее время не будет заметного улучшения качества российского битума. По оценкам профильных чиновников, на сегодня в России просто нет хорошего битума, а для строительства отечественных автодорог до сих пор применяются советские стандарты. По этой причине российские дороги приходится ремонтировать после каждой зимы, и это, безусловно, отражается на расходах, по которым государство вынуждено нести убытки. В связи с этим, видимо, в настоящее время в стране значительно выросло число проектов по строительству цементобетонных дорог.

Дата: 08.08.2011
Андрей Риккинен
"Петербургский строительный рынок" 6(135)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!