Саморегулирование на просторах СНГ

1 стр. из 1

Процессы саморегулирования расширяют границы, все больше приобретая внешнеполитическое или даже геополитическое значение на просторах СНГ. Может ли саморегулирование стать объединяющим фактором? Как развиваются эти процессы на просторах СНГ?

В ходе заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, проходившего 26 мая с. г. в Астане, российская сторона выступила с предложением к странам СНГ разработать и принять соглашение о взаимном признании лицензий (на осуществление строительной деятельности), выдаваемых лицензионными органами стран Содружества, и свидетельств о допусках, выдаваемых саморегулируемыми организациями Российской Федерации, что открыло бы строительные рынки каждой из стран-участниц Содружества для остальных его членов. «Необходимо принять документ о взаимном признании допуска на рынок, поэтому предлагаем подготовить соглашение, в рамках которого оговорим, как мы будем увязывать наши системы допуска», — заявил министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин.

Расширяя границы

«Первым этапом работы по открытию строительных рынков государствами СНГ друг для друга могли бы стать единые квалификационные требования к специалистам строительной сферы, инженерам и архитекторам, составляющим основу профессиональных сообществ», — полагает руководитель министерства Виктор Басаргин. Он также напомнил, что в России уже полтора года активно развивается система саморегулирования, по тому же пути идет Украина, хотя в подавляющем большинстве членов СНГ все еще действует лицензионная система допуска на строительные рынки. Председательствующий на заседании руководитель агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Казахстана Серик Нокин предложил создать рабочую группу по изучению не только этого предложения, но и отзывов на него участников СНГ.

Участники заседания совета договорились о продолжении работы над проектом соглашения «О единых принципах и правилах технического регулирования в строительстве в государствах-участниках СНГ». По мнению Виктора Басаргина, принятие этого документа позволит создать необходимые благоприятные условия для решения общих задач по обеспечению безопасности строительных объектов на основе применения единой нормативной базы проектирования и станет первым шагом в направлении устранения технических барьеров на межгосударственном рынке услуг проектирования, строительства, производства стройматериалов и изделий. «Тем самым будет создано единое экономическое пространство государств-участников СНГ в области строительства», — подытожил Виктор Басаргин.

А как обстоит дело с переходом к саморегулированию в самом Казахстане и других странах СНГ?

Казахстан

Осенью 2009 г. с предложением о принятии закона «О саморегулировании бизнес-среды» выступил вице-премьер Республики Казахстан Серик Ахметов. Необходимым условием улучшения бизнес среды, по его мнению, является реформирование системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. На основе лучшего международного опыта необходимо выработать соответствующую идеологию и, возможно, даже отдельный закон.

Украина

В президентской программе экономических реформ в Украине на 2012 г. декларировано закрепление институтов саморегулирования в различных сферах хозяйственной деятельности. Сегодня преобразованиям дан старт, и в стране появились первые СРО. Застрельщиком формирования саморегулируемых организаций выступил индустриальный восток Украины. Не дожидаясь принятия закона «О саморегулируемых организациях», в Николаеве представители отраслевых советов предпринимателей, понимая важность и выгодность саморегулирования для их деятельности, начали кампанию по преобразованию их отраслевых советов в СРО.

Первыми необходимость в саморегулировании почувствовали представители сферы недвижимости. Стремясь защитить свой рынок и своих клиентов от «черных риэлтеров», они начали сертифицировать деятельность своих членов.

Затем к институту саморегулирования проявили интерес представители Совета предпринимателей светопрозрачных конструкций. Разработав и утвердив правила саморегулирования для своей отрасли, они четко определили квалификационные требования к своим членам, стандарты предоставляемых товаров и услуг, солидарную ответственность перед потребителями в случае несоблюдения установленных правил и норм.

Как результат: этой весной в Николаеве притупили к работе первые две саморегулируемые организации предпринимателей — риэлтеров и производителей окон. Представители отраслевых советов заключили соглашения о саморегулировании своей деятельности, и 31 марта городской голова Владимир Чайка вручил специальные свидетельства представителям данных СРО. Это означает, что с момента подписания документов и получения свидетельств представители этих двух организаций будут отвечать перед потребителями, в том числе и финансово, за качество услуг, предоставляемых всеми предпринимателями, входящими в их состав.

Ранее, 24 марта, в Мариуполе состоялась встреча за круглым столом, организованная группой местных предпринимателей, работающих в сфере архитектуры и строительства. Здесь присутствовал не только малый и средний бизнес, но также и «тяжеловесы» строительной индустрии — предприятия «Азовстальстрой» и «Маст-Буд», представители которых выступили с критических позиций. По мнению участников мероприятия, критика была справедливой и аргументированной. Она вызвала целый ряд вопросов, на которые ответил в режиме он-лайн видеоконференции из Киева председатель Общественного совета по вопросам развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности при Государственном комитете Украины по регуляторной политике и предпринимательству Павел Михайлиди — один из застрельщиков перестройки экономики Украины на началах саморегулирования. Встреча за круглым столом показала, что строительное сообщество Украины в целом позитивно относится к идее перехода к саморегулированию в строительной отрасли, а итогом стало создание строительного кластера для осуществления совместной деятельности в строительстве.

Беларусь

В Беларуси будет сформирована новая система управления строительным комплексом. Об этом заявил 12 марта с. г. министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Анатолий Ничкасов.

Ключевые компании-участники строительного комплекса будут объединены в холдинги и производственные ассоциации; часть управляющих функций будет делегирована от Минстройархитектуры этим структурам. Разумеется, функции стратегического управления сохранит за собой государство в лице министерств и ведомств. Реформа стартует уже в этом году, и, как отмечают эксперты, строительное сообщество к введению саморегулирования готово.

Предполагается, что в стране появятся холдинги: «Белспецмонтаж», «Белстрой» (холдинг крупных тендерных организаций), ГИПО «Белинжиниринг» и др. Создание холдингов, по мнению Анатолия Ничкасова, обеспечит развитие механизмов экономического саморегулирования организаций и расширение их экспортного потенциала, а также решит вопрос участия организаций в реализации трудных проектов в строительной сфере, в том числе и за рубежом.

Недавно президент Александр Лукашенко потребовал посредством инструментов саморегулирования решить круг проблем строительного комплекса. Ранее глава белорусского государства дал старт переходу строительной отрасли на рельсы саморегулирования, отменив обязательное лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений. Такая норма содержится в Указе Президента Республики Беларусь № 450 от 1 сентября 2010 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Хотя вплоть до настоящего момента в Беларуси отсутствует нормативно-правовая база саморегулирования в строительной отрасли, большинство крупнейших строительных компаний знакомы с институтом СРО, поскольку активно работают на российском рынке.

Российский опыт саморегулирования пристально изучался и изучается белорусскими экспертами с точки зрения его апробации в своей стране. Так, еще 24 июня 2010 г. в НОСТРОЙ прошло совместное российско-белорусское совещание, на котором было принято решение о целесообразности сотрудничества между НОСТРОЙ и Госстандартом Республики Беларусь, а также о дальнейшем информационном взаимодействии и обмене. Стороны сочли целесообразным организовать взаимодействие и в сфере технической стандартизации и сертификации работ и услуг в строительстве.

Подытоживая, можно сказать: государства-участники СНГ, идущие по пути саморегулирования, имеют неоспоримое преимущество — использование российского опыта, в том числе во избежание ошибок первопроходцев.

Дата: 11.08.2011
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 5(94)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!