Владимир Перезолов: «Новый российский бульдозер для Европы и мира»

1 стр. из 1

В чем заключаются конструктивные особенности нового бульдозерно-рыхлительного агрегата ЕС-10? Каковы его технические возможности и перспективы на отечественном рынке инженерных машин? На эти и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора Челябинского тракторного завода по специальным проектам Владимир ПЕРЕЗОЛОВ.

— Владимир Геральдович, ЕС-10 позиционируется как «бульдозер, соответствующий по качеству и техническим характеристикам лучшим мировым образцам». Звучит довольно заманчиво, а так ли это на самом деле?

— Чем определяется технический уровень любой машины? По сути дела, тремя основными моментами — кто ее разрабатывал и удачная ли техническая концепция была заложена в основу конструкции будущей машины, комплектующие каких производителей в ней используются, и, наконец, где она собирается. Если с этих позиций подойти к бульдозеру ЕС-10, то слова о том, что он соответствует лучшим мировым образцам, по-моему, преувеличением не выглядят.

Проектирование этого бульдозера проводилось группой ведущих российских специалистов в области инженерных машин. Работа велась с учетом анализа преимуществ и недостатков наиболее перспективных моделей существующих бульдозеров мировых производителей.

О качестве выполненной разработки можно судить по тому, что в конструкции ЕС-10 заложено много новых запатентованных оригинальных технических решений.

В частности, это касается схемы подвески ходовой части с силовым замыканием гусеничных тележек. В ЕС-10 гусеничные тележки кинематически связаны между собой балансирной балкой спереди и трехточечной подвеской на шаровых опорах сзади. Таким образом, обе гусеничные тележки одновременно воспринимают внешние усилия, но не нагружая при этом раму трактора. Кроме того, гусеничные тележки в ЕС-10 имеют две степени свободы, что позволяет осуществлять их «прокачку» без возникновения нагрузок в конструкции бульдозера. Это происходит потому, что в данном случае практически отсутствуют плечи действия внешних нагрузок, а раз так, то не возникают и вредные изгибающие моменты, действующие на элементы конструкции бульдозерного агрегата. В результате разработанная схема подвески ходовой части, несомненно, повышает ресурс и надежность работы узлов всей машины.

Приведу еще один пример. Практически все производители, выпускающие гусеничные тракторы, в настоящее время применяют в своих машинах так называемые бортовые механизмы поворота. Самая важная их особенность заключается в том, что поворот машины в таком случае осуществляется отключением и затормаживанием одного из бортов. При этом мощность передается вторым бортом. Специалисты знают, что подобной схеме присущи очень серьезные недостатки. Прежде всего — ступенчатый поворот, сопровождающийся потерей скорости. Это делает невозможным проведение бульдозирования при выполнении поворотов. При этом часть мощности просто «теряется» в тормозах отстающего борта.

Для ЕС-10 была разработана дифференциальная бесступенчатая система поворота с пропорциональным управлением, обеспечивающая его поворот без разрыва потока мощности. Благодаря этому бульдозер может поворачиваться без остановки и снижения скорости движения с фиксированным, по заданию оператора, радиусом. Более того, ЕС-10 может выполнять поворот и в процессе бульдозирования, что дает существенный прирост производительности. При этом его радиус регулируется бесступенчато от нуля до, как говорят конструкторы, бесконечности, а скорость — от нуля до максимума. Важным преимуществом новой системы является и то, что она исключает случаи «неуправляемого поворота» при работе на уклонах.

Кроме этого, у нового бульдозера очень комфортное место оператора: управление машиной осуществляется с помощью всего трех джойстиков. Все параметры безопасности отвечают требованиям не только отечественных, но и международных стандартов.

— С конструкцией понятно, а как с комплектующими, и особенно с производством машины?

— Уже на этапе разработки ЕС-10 была заложена возможность максимального использования в его конструкции комплектующих изделий известных и хорошо зарекомендовавших себя на мировом рынке производителей. Причем комплектующих, как говорят специалисты, отработанных и проверенных в эксплуатации. И это требование было выполнено. Так, на ЕС-10 применена современная компактная гидродинамическая трансмиссия фирмы Dana, устанавливаются двигатели Deutz, а по желанию потребителей возможна компоновка бульдозера и отечественным дизелем ЯМЗ. Кроме этого, машина оснащается планетарными бортовыми редукторами фирмы Rexroth Bosch Group, элементами гидросистемы Hydrocontrol и Poclain Hydraulics, а также целым рядом других комплектующих, подтвердивших свою надежность и высокий технический уровень.

Нужно особо отметить одну особенность ЕС-10. Сегодня в мировой практике использование комплектующих сторонних производителей является общепринятым. Так работают все ведущие мировые поставщики инженерных машин. Но не надо думать, что при создании ЕС-10 по каталогам под его технические параметры просто подбирались узлы и системы из числа уже имеющихся на рынке. Это слишком упрощенный подход. В случае ЕС-10 разработка самого бульдозера и подбор требуемых для него узлов и систем проводились практически параллельно. Это стало возможным благодаря тому, что с большинством их производителей имелись давние наработанные контакты, поэтому многие из тех компонентов, которые используются в конструкции машины, хотя и являются серийными, но специально «настроены» под концепцию ЕС-10.

Что же касается производства, то в настоящее время бульдозер ЕС-10 выпускается на челябинском ООО «Профессиональные строительные машины — Завод малых серий» («ПСМ-ЗМС»). Это предприятие в нынешней российской экономической действительности можно смело назвать уникальным. Оно является примером инновационного производства, «заточенного» на создание образцов новых инженерных машин. Такие, как их называют, венчурные компании широко распространены на Западе. Основными задачами подобных фирм являются проведение опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов техники, их доводка, испытание и сертификация. Главное преимущество таких фирм — оперативность, что позволяет существенно сократить сроки разработки. Опыт показывает, что крупным компаниям, даже из числа ведущих мировых производителей, сложно угнаться за такими инновационными предприятиями.

ООО «ПСМ-ЗМС» является российским примером подобной производственной компании, решающей те же самые задачи, которые выше были обозначены. Оно располагает сильными конструкторскими подразделениями, что и позволяет самостоятельно разрабатывать новые типы инженерных машин. Кроме этого, производственные возможности предприятия и высокая квалификация работников дают ему возможность не только собирать опытные образцы машин, но и организовывать их производство, правда, мелкими сериями.

У фирмы уже имеется успешный опыт выполнения подобных работ. Так, по поручению Челябинского тракторного завода здесь был создан модельный ряд колесных дорожных погрузчиков — ПК-30, ПК-46, ПК-65, которые в настоящее время выпускаются ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Достаточно примечательна хронология работ. В конце 2005 г. предприятие презентовало первый образец фронтального колесного погрузчика ПК-46 грузоподъемностью 4,6 т. Уже через год был показан погрузчик ПК-30 грузоподъемностью 3 т. А в ноябре 2007 г. был представлен ПК-65 грузоподъемностью 6,5 т. Таким образом, всего за три года были созданы три новые инженерные машины.

Следует добавить, что речь идет не только о работе конструкторов. Погрузчики ПК-46 и ПК-30 с 2007 г. выпускались на предприятии опытно-промышленными сериями, а уже затем, после доработки их конструкции и технологии, производство этих машин, так же как и выпуск ПК-65, были переданы на Челябинский тракторный завод. Поэтому в данном случае речь идет не об опытных или, как их еще иногда называют, выставочных экземплярах, а о самых настоящих серийных машинах.

Более того, в мае 2011 г. здесь же был собран первый экземпляр колесного фронтального погрузчика ПК-90 грузоподъемностью 9 т. Скоро машина уйдет на подконтрольную эксплуатацию. Таким образом, на разработку всей «линейки» погрузчиков ушло менее шести лет, два из которых были потеряны из-за кризиса. Любой специалист согласится с тем, что для российского машиностроения подобные сроки создания новой техники беспрецедентны.

Теперь о производстве ЕС-10. В настоящее время сборка этих бульдозеров также осуществляется на производственных площадях ООО «ПМС-ЗМС». С точки зрения качества производства — это самый оптимальный вариант. Потому что для опытно-конструкторских предприятий иметь в штате низкоквалифицированных работников — слишком большая роскошь.

— ЕС-10 — это пока опытный образец перспективного бульдозера?

— Не совсем так. Бульдозер уже прошел все необходимые испытания и был сертифицирован. В настоящее время это машина, выпускаемая малой серией.

Есть опыт и штатной эксплуатации ЕС-10 у потребителей. Первый бульдозер этого типа отработал уже свыше 2000 моточасов в ООО «Восточные Берники» из Тулы, являющемся одним из ведущих предприятий Центральной России по добыче и переработке известняка. Отзывы о бульдозере самые положительные. Поэтому производитель готов предоставить ЕС-10 потребителям, использующим в своих парках инженерные машины Komatsu и Caterpillar аналогичного класса, для проведения сравнительных испытаний в реальных условиях эксплуатации.

— Вы уверены в том, что потребители оценят ЕС-10?

— Я считаю, что это не просто новый отечественный бульдозер тягового класса 10, а инженерная машина самого высокого технического уровня, не имеющая, по некоторым параметрам, аналогов в мире. Мы уверены, что уже в самое ближайшее время ЕС-10 будет востребован не только на внутреннем рынке, но и за пределами России, в том числе и в странах дальнего зарубежья.


ООО «КАТОК»
454091 Челябинск, пр. Ленина, д. 4-в
Тел. (351)210-49-10 (12,13)
E-mail - psg@katok-chtz.ru

Дата: 11.08.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5(94)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!