Энергетика: финансовый ракурс

1 стр. из 1

Снижение энергоемкости российской экономики — важнейшее направление государственной политики в области повышения энергоэффективности. Каковы финансовые механизмы формирования экономной энергетики и какие решения предлагают специалисты?

Международный конгресс «Региональный и международный опыт в реализации программ энергосбережения» проходил в рамках «Петербургского газового форума-2011». Как подчеркнул в своем выступлении на форуме генеральный директор Агентства инвестиционного консультирования Вадим Зазимко, формируемая в России политика повышения энергоэффективности заставляет финансовые структуры планировать рынок предоставления финансовых услуг применительно к потребностям нового, весьма объемного рынка модернизации и инноваций.

Однако законодательство в сфере регулирования финансового оборота и банковской деятельности находится пока на стадии формирования и развития. В этих условиях достаточно сложно прогнозировать применение многочисленных финансовых инструментов в сфере повышения энергоэффективности, которые используются в странах с развитой рыночной экономикой. Тем не менее, ряд крупных российских банков ввел в свой состав подразделения, специализирующиеся на финансировании проектов энергоэффективности.

В Российской Федерации сохраняются основные проблемы финансирования энергосбережения: недостаточность практики по механизмам оценки и минимизации рисков потенциального кредитора, отсутствие общепринятой методологии представления энергоэффективных проектов и слабое развитие рынка энергосервисных компаний (ЭСКО), а также необоснованно сжатые сроки реализации энергоэффективных проектов в условиях существующей нормативно-правовой базы и др.

Для достижения наибольшего эффекта в реализации энергосберегающих проектов, по мнению экспертов, необходима принципиально новая концепция, формирующая самоподдерживающуюся систему мероприятий и функционирующая за счет системы энергосервисных контрактов.

Основные задачи улучшения инвестиционного климата в энергосбережении должны быть направлены на формирование механизмов, способствующих привлечению частных инвестиций в бюджетный сектор, обеспечение со стороны государства эффективной организационной, информационно-консультационной и образовательной поддержки по внедрению энергосервисных контрактов.

В настоящее время в стране сохраняется ряд проблем с определением и подбором оптимальных форм и механизмов финансирования энергосбережения. Перечисли основные из них.

1). Банки не могут предложить привлекательных условий финансирования, при этом они рассматривают кредитование энергоэффективных проектов только как узкую нишу и недооценивают спрос на их финансирование. 2). Низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний — основная проблема в становлении энергосервисной деятельности. 3). Трудно зафиксировать экономический эффект в условиях постоянно изменяющихся цен и тарифов и отсутствия четких регламентов установления тарифов регулирующими органами.
4). Отсутствуют регламенты организации доступа инвесторов к финансовым потокам при реализации проектов энергосбережения, нет гарантий по защите прав инвестора и клиента. 5). Низкий уровень развития бизнес-среды инжиниринга, призванного создать эффект от предоставления энергосервисных услуг и обеспечить его наличие на продолжительный период. 6). Недостаточные гарантии по возврату средств, вложенных энергосервисными компаниями, не проработаны механизмы реализации ЭСК по проектам с длительным сроком окупаемости, низкий уровень доверия к институтам энергосервисных контрактов и самим энергосервисным компаниям. 7). Высокие финансовые риски, возникающие в связи с неразвитостью российского законодательства в сфере энергоэффективности. 8). Отсутствие системы обучения по стандарту ИСО 50001, как и методологических основ для интеграции вопросов обеспечения энергоэффективности в общую концепцию менеджмента организации.

С учетом указанных проблем были сформулированы предложения относительно активизации финансирования программ по повышению энергетической эффективности:
 создание методического обеспечения по техническому, организационному и финансовому исследованиям и оценке проектов энергосбережения;
 формирование базы технологий, прошедших методологический отбор;
 введение механизмов приоритетного финансирования проектов из реестра энергоэффективных технологий;
 создание и распространение шаблонов региональных и муниципальных программ, доступных образовательных программ в сфере энергоэффективности (включая ИСО 50001), а также повышение прозрачности и скорости утверждения необходимых технических стандартов.

В рамках системы учета и контроля энергопотребления необходимо, по мнению вице-президента АРИЭР «МАЭН» Анатолия Гордукалова, обеспечить широкое привлечение саморегулируемых организаций к контролю над рациональным и эффективным расходованием топливно-энергетических ресурсов, активно развивать институт добровольной сертификации и государственной экспертизы проектов по энергоэффективности.

По оценкам специалистов, вышеуказанный комплекс мероприятий позволит обеспечить сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов на 10–15%.

Дата: 11.08.2011
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 5(94)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!