|
|||||
1 стр. из 1 Являясь одним из крупнейших музейных комплексов России, Московский государственный объединенный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (МГОМЗ) славится, прежде всего, памятниками архитектуры XVI–XIX веков, начиная от старейших резиденций российских государей. В 2009 г. МГОМЗ стал первым в мире Региональным музейным центром под эгидой ЮНЕСКО. Осенью этого года музей-заповедник ожидает еще одно знаменательное событие — 90 лет назад было положено начало созданию музея в Коломенском, что и считается точкой отсчета истории музейного комплекса. Редакция журнала «ФСР» обратилась за подробностями к директору Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника заслуженному работнику культуры России Л. П. КОЛЕСНИКОВОЙ. — Людмила Петровна, какова предыстория юбилея? — Декрет Совнаркома «Об охране памятников природы, садов и парков», опубликованный в октябре 1921 г., породил идею создания музея в Коломенском. Казалось бы, в тот сложный для страны год было не до культуры, но, тем не менее, есть такой исторический факт. А если к каким-то событиям люди возвращаются через сто, двести, триста лет — значит, это были значимые этапы в истории развития человечества. Наш маленький юбилей важен для нас в этом смысле как точка отсчета. Сегодня для Московского объединенного музея-заповедника это повод подвести определенные итоги, посмотреть и оценить, что нам удалось сделать, правильным ли мы идем путем и что еще сделать необходимо. Московский государственный объединенный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник был создан на базе Государственного музея-заповедника «Коломенское», одного из самых известных московских музеев. Вскоре после декрета Совнаркома в феврале 1923 г. в соответствии с Постановлением Главнауки и Наркомпроса СССР известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский получает Мандат на организацию в Коломенском музея и становится его первым директором. В трудные для советской России годы руководство страны неоднократно принимало решения о поддержании памятников истории и культуры в Коломенском. Так, по окончании Великой Отечественной войны в 1945 г. распоряжением Совнаркома РСФСР были выделены средства на реставрацию памятников музея. Относительно недавно, в 90-е годы, музей-заповедник переименован в Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское». В целях возрождения и развития историко-культурных территорий столицы — дворцово-паркового ансамбля в Лефортово и усадьбы в Люблино — в 2005 г. был создан Московский государственный объединенный музей-заповедник (Коломенское — Лефортово — Люблино). В 2007 г. музею-заповеднику были переданы памятники истории, находящиеся на территории усадьбы в Измайлово. Однако вопросы развития музеев-заповедников в целом не были окончательно уточнены до утверждения Федерального закона № 19-ФЗ от 23.02.2011 г., где дано структурированное определение музеев-заповедников, их прав и целей создания. Данный правовой акт позволит и нашему музею-заповеднику успешнее решать задачи сохранения нематериального и материального культурного и природного наследия России. К сожалению, в наше коммерческое время многие забывают о том, что не все можно измерить рублем, и никак не могут понять, что те вложения, которые делаются в культуру, вернутся сторицей. Потенциал страны — это не только нефтедоллары. На той же туристической индустрии, привлекая гостей со всего мира, мы могли бы не только зарабатывать деньги, но и поднимать имидж, престиж своей страны. Сейчас наша задача — сохранить и передать следующим поколениям в целости и сохранности те вложения в культуру и историю, которые сделали предки: наши памятники архитектуры, наши фондовые коллекции. Над этой задачей мы бьемся уже много лет, стараясь достучаться до властей. Что же у нас есть сегодня? Мы посчитали, сколько музеев в России имеют фондохранилища, получается — единицы. Мы, к счастью, один из таких музеев. Сколько музеев имеют собственных реставраторов? Вообще доля процента. А у нас они есть. Но, однако, тут от достижений снова возвращаемся к нерешенным проблемам. Никак не удается построить собственный реставрационный центр, чтобы те же услуги, необходимые нашему музею-заповеднику постоянно, обходились намного дешевле заодно и властям. Давно есть проектные наработки, а за основу мы взяли самый современный подобный центр, один из лучших в мире — в Государственном Эрмитаже. — Но сегодняшнюю реставрацию в Люблино вы все-таки пробили... — Да, но тоже долго пытались достучаться. А ведь это, пожалуй, лучшая усадьба того периода, которая сохранилась в Москве. Совершенно потрясающий памятник, хранящий в себе еще зачатки развития удивительной дворянской культуры в России. Дворец, в основном отреставрированный несколько раньше, до передачи музею, продолжаем восстанавливать от последствий многочисленных переделок советского времени. А основные работы сейчас ведутся по реставрации Театральной школы, которая будет открыта в следующем году. Напомню, что у Николая Алексеевича Дурасова, самого известного владельца усадьбы, был знаменитый крепостной театр, и, кстати, после смерти хозяина в 1818 г. многие артисты были взяты на сцены императорских театров в Москву и Санкт-Петербург. Здание театра, к сожалению, оказалось перестроено и сильно изуродовано современными владельцами-коммерсантами. Заодно перестроена и практически уничтожена прекрасная оранжерея, а в Москве в то время оранжереи были только у Н. Б. Юсупова, Е. А. и С. М. Голицыных и Н. А. Дурасова. Оранжерея Дурасова была оформлена в виде дворца и украшена изысканными архитектурными деталями. К ее главному зданию примыкали парники, плантации, специальное ананасное отделение. В центральном зале произрастало невиданных размеров померанцевое дерево (оно сейчас в возрасте 120 лет). Невзирая на существующее законодательство, запрещающее проведение ремонтно-реставрационных работ без согласования в специальных инстанциях, здесь это, к сожалению, имело место. Увы, история не знает сослагательного наклонения — «ах, если бы удалось сохранить всю усадьбу...». Но, между прочим, именно эту усадьбу можно вернуть к жизни, учитывая то, что здесь сохранилось все-таки многое. Однако снова вопрос — в каком состоянии? Так, дожил до наших дней конный двор, правда, там сейчас находится строительная фирма. И хотя есть ограничения, что на территории музеев-заповедников нельзя свободно ездить машинам и т. д., здесь по-прежнему все с точностью до наоборот. Единственное, хочу поблагодарить Следственный комитет России: выступая там, я обозначила проблему в Люблино, после чего прошла прокурорская проверка, и дело вроде бы начало сдвигаться с места. — А как обстоят дела в Коломенском, где в прошлом году завершилось воссоздание дворца царя Алексея Михайловича? — Пока еще лишь тысячи людей, которые проходят через этот дворец, неизменно выражают восхищение и благодарность. Напомню, что изначально дворец был построен в 1667–1672 гг., то есть всего-то полвека прошло после событий 1613 г., после тяжелейшего Смутного времени, когда, образно говоря, по дорогам России бродили только нищие и всюду рыскали волки. И ведь смогли наши люди через 50 лет построить это чудо — тогда во всем мире дворец сразу же прославился как «восьмое чудо света». И, уверяю вас, Алексей Михайлович его строил не как свою загородную дачу. Изначально дворец был средоточием в России новых тенденций в искусстве, культуре и образовании. Это был символ российской государственности, и все послы, все высокие гости, которые туда приезжали, они должны были видеть — вот это уровень России, это ее имидж в мире. Подобным образом сегодня, например, французы относятся к королевскому замку Блуа на реке Луаре. Такое же отношение было когда-то и у нас к дворцу Алексея Михайловича. Хотелось бы, чтобы в будущем дворец царя Алексея Михайловича тоже воспринимался в таком же качестве. Вообще же в Коломенском была целенаправленно проведена реставрация всех памятников. Мы отнеслись к этому очень требовательно. Сначала, шаг за шагом, прошли всевозможные исследования, начиная с фундаментов, потом пошли грязные земляные и дренажные работы, отвели воду от всех зданий и т. д. Без преувеличения, это была адская работа. Потом непосредственно отреставрировали памятники архитектуры, а теперь уже, можно сказать, наводим лоск. Например, восстанавливаем часы XVII века. И вот что еще особенно важно. Здесь, в Коломенском, в едином месте мы собрали деревянные памятники XVII века. Такого средоточия древнерусских деревянных памятников, сохраняемых в огромном мегаполисе, я не знаю. Среди них башня Сумского острога, пролежавшая разобранной в запаснике 80 лет, и привезенная из Верхней Тоймы небольшая церковь, которая там просто пропадала в лесах. Мы договорились с Патриархией, что в ней будут проходить службы — пусть это и крохотный храм, но он должен жить. — Какие перспективы видятся для дальнейшего развития музея-запо-ведника? — Что касается ближайших перспектив, то лежат уже готовые проекты, на которые были потрачены средства. Опять же, для их реализации требуются не такие уж и большие деньги. Это дело будущего. Я рада, что мы смогли много сделать в Коломенском, рада, что мы пришли сейчас в Люблино, но есть еще Лефортово и Измайлово. Там, как и везде по Москве, сложно с инженерными коммуникациями, но, тем не менее, получив остров, мы его немного привели в порядок, и уже проводим на нем фестивали оперного искусства. Почти не делаем рекламы, но народу туда приходит все больше и больше, и что приятно — остров становится любимым местом москвичей, хотя туда и трудно доехать. В то же время, Измайловский остров стал местом апробации нового направления. Пенсионеры, пожилые жители Москвы принимают участие в разных формах жизни музея, среди них образовательные занятия, мастер-классы, художественные студии, клуб любителей истории Измайлова. Лефортово же просто ждет своего часа, но это, я уверена, будет объект уровня Кремля. Ведь это была императорская резиденция, которую создала Екатерина Великая, продолжив дело, начатое еще Петром Первым. Культура императорской России пошла именно отсюда, а потом пришла в Петербург. Например, каскады прудов, которые Петр увидел в Версале, сначала появились в Лефортово, и только потом в Петергофе. Другое дело, что здесь все это если и сохранилось, то в плохом состоянии. Например, дворец Франца Лефорта 1699 г., где находится военно-исторический архив. Он туда еще в XIX веке был переведен императором, но, простите, сейчас у нас уже 2011 г., современные технология для хранения там применять нельзя, и вся история нашей армии хранится в ненадлежащих условиях. Давным-давно для архива следовало бы построить современное нормальное помещение, а это здание отдать под музей. Лефортово — это просто изюминка Москвы. Здесь ведь находится и потрясающий Екатерининский дворец 1795 г. площадью в 45 тыс. кв. м. Скажем, если Государственный Исторический музей хранит в запасниках 4,5 млн экспонатов коллекции, которые в большинстве никто не видил, разве иногда что-то на выставках, то вот вам колоссальное помещение. Можно открыть и музей, посвященный армии, так как по-настоящему регулярная армия России начиналась именно там, в Лефортово. А еще на перспективу можно задуматься о реализации уже довольно-таки давней нашей идеи создать «венок усадеб». Суть в том, что в Москве сохранилась масса великолепных усадеб, которые сегодня по большей части заняты неизвестно кем. Вовсе не обязательно забирать всю такую усадьбу у владельца, просто нужно сделать специальную программу и обязать того же владельца включить соответствующий памятник в маршруты для иностранных и отечественных туристов. В этом смысле может быть полезен опыт Испании или Англии. Мы как-то сделали карту-план практически не известных для туристов старинных усадеб и памятников архитектуры Москвы. Хотелось бы, чтобы они стали доступны для посещения. И все это может быть притягательно для туристов не только из России, но и со всего мира. Дата: 22.09.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 6(95)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||