|
|||||
1 стр. из 1 ООО «СП ВИС-МОС» в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 закончило строительство подводного участка объекта «Межпоселковый газопровод от ГРС г. Владивостока до потребителей природного газа о. Русский с отводом на ТЭЦ-2 г. Владивостока Приморского края». Газ будет поступать из ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» и использоваться как основное топливо для ТЭЦ-2 и для нужд теплоэнергоснабжения объектов саммита. Подробности в интервью «ФСР» с генеральным директором ООО «СП ВИС-МОС» А. А. Майером. — Александр Александрович, строительство перехода под проливом Босфор Восточный закончено. Объект считается необычным. Пожалуйста, расскажите об участниках этого проекта и о его уникальности. — ООО «СП ВИС-МОС» участвовало в этом проекте на условиях субподряда по ГНБ. Заказчик — ОАО «Газпромрегионгаз», генподрядчик — ОАО «Спецгазремстрой», подрядчик по проектно-подготовительным работам — ООО ИПСК «НГС-Темпобур». Уникален проект, прежде всего, своими параметрами. Его протяженность составляет: по основной нитке — 2 857м, по резервной — 2 773 м. Глубина залегания трубопровода — 30 м ниже самой глубокой точки дна. Диаметр защитного футляра — 426 мм, диаметр рабочего трубопровода — 273 мм. Перепад высот со стороны материка от точки входа до нижней точки скважины — 140 м, а со стороны острова Русский — 100 м. — Параметры действительно впечатляют, и сложность понятна. Но почему же была выбрана технология ГНБ, не проще было бы уложить трубу традиционным траншейным способом? — Ни в коем случае. Здесь метод ГНБ был не просто оптимальным, но и жизненно необходимым. В проливе Босфор Восточный интенсивное судоходство — около 250 судов в сутки; к тому же присутствуют якорные стоянки, по дну пролива проходят кабели связи и другие коммуникации. Штормовые волны и приливные течения дают высокий размыв грунта, что опасно для трубопроводов, проложенных траншейным способом. И, конечно же, одним из решающих факторов при выборе технологии строительства явилось то, что проливу присвоен статус объекта рыбно-хозяйственного водопользования высшей категории. По совокупности всех требований только ГНБ могло обеспечить бесперебойную навигацию, эксплутационную надежность трубопровода, а значит и экологическую сохранность водного объекта. — Объект не только сложный, но и стратегически важный для развития Приморского края, к тому же газопровод будет обслуживать саммит АТЭС 2012 г. Как Вы оценивали предстоящие масштабы строительства и уровень ответственности? — Могу сказать, что, имея за плечами семнадцатилетний опыт работы, мы отдавали себе отчет в том, что сложности нас не минуют, и будут они неординарными. Это подтверждала как проектная документация, так и геология перехода. — Каков же был подготовительный этап, чему уделяли особое внимание? — Прежде всего выбору технологического подхода к строительству объекта. Затем рассматривали различные системы навигации. Подбор бурового инструмента и глинопорошка для бурового раствора тоже были крайне важны. Инженерно-техническим составом нашей компании было принято решение одновременно осуществлять бурение двух пилотных скважин навстречу друг другу с целью пересечения и формирования единого ствола. Одна буровая установка находилась на материковой части со стороны мыса Назимова, а вторая — на мысе Новосильского со стороны острова Русский. Стыковка скважин осуществлялась на расстоянии 1800 м от материка и 1050 м от острова Русский, соответственно. Чтобы вести проходку точно по проектной траектории и выполнить стыковку с необходимой точностью, была выбрана одна из самых совершенных на сегодняшний день навигационных систем, которая при помощи компьютерной программы позволяла буровым головкам, буквально, «видеть» друг друга. Подобрали бентонит, который хорошо взаимодействует с соленой водой и имеет высокую скорость приготовления. Учитывая тяжелую геологию, приобрели у лучших мировых производителей буровой инструмент, позволяющий работать в сверхпрочных грунтах. — Получается, что вы основательно проработали все направления, которые отвечают за успешное строительство методом горизонтально направленного бурения? — Старались, но такова уж особенность ГНБ, что всё рассчитать практически невозможно. В ходе пилотного бурения выяснилось, что геология по проекту, хотя и была довольно близкой к действительности, все же не давала полной картины в плане абразивности грунта и его трещинноватости. При прочности грунта до 174 мПа, что приравнивается к прочности металла, абразивность была такова, что через 200–250 м зубцы шарошечных долот стачивались полностью. Такой износ инструмента предусмотреть было нельзя из-за отсутствия точных данных по геологии. — Как же вы выходили из положения? — Уже в ходе ведения строительства перехода пришлось заказывать в Австралии эксклюзивный буровой инструмент — алмазные (PDС) долота. Они дороже шарошечных в несколько раз, кроме того, к материальным затратам прибавились и временные: период изготовления долот и сложные таможенно-логистические процедуры задерживали строительство. В связи с этим сдвинулись сроки выполнения работ. Если изначально планировалось строить основную и резервную нитки трубопровода последовательно, то теперь, для минимального выхода из графика, пришлось начать строительство резервной скважины параллельно с основной. Алмазные долота заметно оптимизировали процесс бурения и повысили его скорость, но и они через 400–500 м полностью стачивались! В мировой практике горизонтально направленного бурения с такими потерями инструмента не приходилось работать еще никому. Обширная трещинноватость грунта также усложняла работу, потери бурового раствора были очень высоки. Пришлось потратить определенное время на подбор присадок, которые позволили буровому раствору достичь такой консистенции, что он стал не только выполнять свое основное назначение, но и реализовывать дополнительную функцию, а именно — бороться с разломами по всей траектории скважины. — Учитывая длину перехода, видимо, и на этапе затягивания трубопровода пришлось принимать нестандартные решения? — Абсолютно верно. Протяжка трубопровода осуществлялась с острова на материк. Из-за большой длины трубопровода, следовательно, и веса плети, было принято решение на этом этапе сочетать технологию ГНБ с технологией проталкивания. Со стороны материка буровая 450-тонная установка тянула на себя трубопроводную плеть, а со стороны острова Русский 500-тонный доталкиватель направлял плеть в скважину от себя, снижая таким образом нагрузку на буровую установку и минимизируя возможность возникновения аварийной ситуации на этом этапе. За счет данного инженерного решения удалось успешно закончить строительство сложнейшего объекта. Необходимо отметить, что в мировой практике ГНБ уже строились стыковочные переходы большой длины, но они единичны, а примеров стыковочных переходов практически трехкилометровой длины, выполненных в грунтах, сопоставимых с прочностью металла, еще не было. Именно в этом состоит уникальность подводной скважины под Босфором Восточным и именно это является гордостью ООО «СП ВИС-МОС». Ведь мы преодолели ранее непреодолимую для ГНБ преграду. — ООО «СП ВИС-МОС» в своем деле действительно достигло серьезных высот. Не планируете ли, в связи с этим, расширять сферу своей деятельности, в частности, выполнять работы не только по ГНБ, но и по другим прогрессивным технологиям? — Да, настал такой момент. Раньше по проектно-подготовительным работам мы сотрудничали с компанией ООО ИПСК «НГС-Темпобур». Теперь же мы готовы сами вести данные работы полностью «под ключ» — от подготовки технологических решений, разработки проектов организации строительства, выполнения самого горизонтально направленного бурения до сварки трубы с линейной частью трубопроводов. Для тех компаний, которые работают на рынке ГНБ и вертикального бурения, хотел бы сообщить, что ООО «СП ВИС-МОС» стало эксклюзивным дистрибьютором на территории России и стран СНГ австралийской компании TRANSCO MFG Australia. Она является крупнейшим мировым производителем уникального бурового инструмента, применение которого позволяет не просто постепенно расширять возможности технологии ГНБ и совершенствовать вертикальное бурение, а обеспечивать их ускоренное развитие. Отмечу, что и в своей основной сфере деятельности мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Сейчас мы взяли курс на модернизацию и расширение парка буровых установок, хотя на сегодняшний день он и является самым большим в мире среди предприятий нашего профиля. Мы считаем, что в современных рыночных условиях стоять на месте недопустимо, поэтому постоянно налаживаем сотрудничество с лучшими мировыми производителями буровых машин. Кстати, они, со своей стороны, внимательно следят за нашей работой, понимая уровень сложности объектов, в строительстве которых мы участвуем, и готовы создавать установки с учетом наших технологических требований и по нашим инженерно-конструкторским разработкам. — Секрет успеха вашего предприятия, похоже, в том, что вы никогда не стоите на месте? — Возможно, а также в умении наших специалистов отходить от стереотипов, сочетать различные технологии и брать на себя риски (однако точно просчитанные). И это не оттого, что мы такие амбициозные, а просто потому, что мы, первыми начав применять на территории России технологию ГНБ, за годы ее становления наработали огромный опыт. Сегодня именно он придает нам дополнительную уверенность при строительстве уникальных переходов, а нашим заказчикам — твердую уверенность в том, что «СП ВИС-МОС» можно доверить выполнение самых сложных объектов. ООО «СП ВИС-МОС» Дата: 22.09.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 6(95)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||