Российские вокзалы: перспективы развития

1 стр. из 1

Концепцию эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 г. президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин утвердил еще перед началом кризиса. «Громадье планов», воплощение которых в жизнь сегодня ближе к реальности, впечатляет: существующие и запланированные к строительству вокзалы должны стать многофункциональными транспортно-пересадочными узлами с современной эффективной инфраструктурой.

В рамках реализации концепции в апреле 2009 г. утверждена Программа комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов и определена очередность модернизации вокзальных комплексов. По замыслу разработчиков, должна быть проведена не только реконструкция вокзалов, но и комплексное развитие прилегающих территорий, включая строительство объектов социальной и деловой направленности, пересадочных узлов и пр.

Учитывая мировой опыт

Разработчики Концепции развития железнодорожных вокзалов опирались на опыт развитых стран. В проектировании задействованы не только «Росжелдорпроект», но и ведущие немецкие, французские английские специалисты — представители компаний, занимающихся проектированием и строительством вокзальных комплексов по всему миру с использованием новейших технологических достижений. Большое внимание уделяется эколого-экономической составляющей. Речь идет о Концепции «Умный вокзал».

«Умный вокзал» представляет собой вокзальный комплекс, включающий в себя как здание вокзала, так и примыкающую к нему инфраструктуру, с максимальным повышением эффективности функционирования технических средств. При этом все технические, технологические и организационные процессы реализуются с минимальным участием обслуживающего персонала.

«Умный вокзал» — это высочайший уровень комфорта для посетителей и пассажиров, включая людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, Концепция «Умный вокзал» преследует цели достижения значительного ресурсосберегающего эффекта, улучшения экологической обстановки на территории вокзального комплекса, минимизации негативного воздействия инфраструктуры и технических средств вокзала на окружающую среду. В рамках концепции «Умного вокзала» предусмотрено и применение технологии «Зеленое здание», соответствующей европейским экологическим стандартам.

Все эти моменты  реализуются сегодня в проекте строительства вокзала в Сочи.

Олимпийский парк
К участию во Всероссийском конкурсе по экологическому девелопменту и энергоэффективности Green Awards-2011 был представлен проект вокзала «Олимпийский парк». Его строительство (в рамках подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.) уже ведется в прибрежном кластере Адлерского района на территории Имеретинской низменности города Сочи. Заказчик проекта — ОАО «РЖД». Строители обещают, что закончат сооружение вокзального комплекса, как и запланировано, в конце 2012 г.

В июле нынешнего года началось возведение нагорной части вокзала. Поясним, что согласно проекту, две части вокзала — нагорная и морская — разделены железнодорожными путями, а весь комплекс включает в себя главное здание, автостанцию, галереи, подземные тоннели и привокзальную площадь. Таким образом, станция «Олимпийский парк» будет иметь три функциональных уровня. Один из них расположится под железнодорожными путями, остальные — над ними.

Здание вокзала задумано как высотная доминанта вокзального комплекса. Суперсовременный комплекс будет включать пассажирское здание вокзала дальнего следования, две оборудованные навесами высокие платформы длиной 270 м и две платформы длиной 500 м.

Новый вокзал обеспечит железнодорожное сообщение с Адлером и Красной Поляной, а также с аэропортом «Сочи» и соседней Абхазией.

По оценкам разработчиков, в олимпийский период «Олимпийский парк» сможет «освоить» пиковый пассажиропоток до 8 500 пассажиров в час; при этом предполагается, что после Олимпиады пассажиропоток снизится до 5 400 пассажиров в час. В период проведения Олимпийских игр здание вокзала будет способно вместить 1 300 пассажиров пригородных поездов, а после игр — 1 240 пассажиров поездов дальнего и местного сообщения и 90 пассажиров пригородных электричек.

От «Олимпийского парка» участники Олимпиады и ее гости будут отправляться к ледовым дворцам, расположенным в прибрежном кластере, к пресс-центру, штабу Олимпийских игр, гостиницам, на объекты горного кластера и пр. «Олимпийский парк» задуман как составляющая часть проекта «Совмещенная дорога Адлер — горно-климатический курорт “Альпика-сервис”». Эта дорога протянется через тоннели и эстакады почти на 50 км.

Проект «Олимпийский парк» целиком и полностью отвечает требованиям заявочной книги «Сочи-2014», предусматривающей при планировании, строительстве и эксплуатации олимпийских объектов применение новейших технологий и материалов с опорой на экологические стандарты. Так, все установки для подачи воздуха в вокзальный комплекс и устройства охлаждения воздуха будут снабжены встроенными фильтрами. Очистка наружного воздуха будет двухступенчатой. Проект предусматривает и автоматизированный мониторинг воздушной среды в помещениях, регулирование микроклимата по эмиссии CO2, шумоглушители, автоматические системы экономии воды, энергосберегающие светильники и системы рекуперации тепла в системах вентиляции.

Вопросы климатического контроля чрезвычайно важны, поскольку «Олимпийский парк» — самый южный вокзал России.

От Москвы до самых до окраин...

Разумеется, это далеко не единственное направление модернизации вокзалов в нашей стране. Сегодня, в условиях выздоровления экономики, исследуется возможность инвестирования в строительство более двадцати вокзалов. В связи с проведением в 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке планируется строительство вокзалов в самом Владивостоке и в Гродеково. Проект модернизации вокзала готовится и для столицы Татарстана в рамках проведения в 2013 г. Всемирной универсиады в Казани. Но и это далеко не всё. Модернизированы будут вокзалы в Свердловске, Твери, Владимире, Мурманске, Хабаровске, Пензе, Ярославле, Иркутске, Ореле. В списках также Пермь-2, Арзамас-1, Арзамас-2, Новосибирск, Ростов, Сергач, Астрахань, Волгоград, Краснодар, Ставрополь. На эти цели предусмотрено выделение 161 млн руб.

«Современный вокзал, как правило, проектируется, возводится и эксплуатируется одной и той же организацией-инвестором, — рассказывает директор департамента инноваций ООО «Корпорация Р-Индустрия» Марат Каюмов. — Только в рамках государственно-частного партнерства возможно реализовать подобный проект. Такой проект находится на стыке интересов муниципальных властей (вопрос организации пересадки на городской общественный транспорт и предоставление площадей под коммерческую недвижимость), национальных железнодорожных перевозчиков и самого инвестора. Железнодорожный транспорт и вокзалы существуют в течение многих поколений, как правило, практически в любой стране они расположены в историческом центре города, следовательно, превращение вокзала в мультимодальный транспортно-пересадочный узел (хаб) подразумевает серьезные строительные работы, как наземные, так и подземные, вплоть до переноса всего вокзального комплекса на другую территорию. В такой стране, как Россия, должна быть национальная стратегия развития вокзальных комплексов, которая будет объединять разработки железнодорожных проектных институтов, тем самым учитывая Стратегию развития российских железных дорог до 2030 г. и национальную Стратегию развития транспортной системы в целом».

Насущная необходимость модернизации вокзалов обусловлена и развитием высокоскоростного движения на стальных магистралях нашей необъятной страны. Высокоскоростное движение подразумевает способность принять большой поток пассажиров за очень короткое время, как отмечает генеральный директор петербургской компании «ГарантСтрой» Наталья Егорова. Соответственно, железнодорожные вокзалы, обслуживающие линии высокоскоростного движения, должны соответствовать лучшим мировым стандартам. Необходимы автоматизированные системы оповещения пассажиров, современные системы навигации и безопасности. Кроме того, должно быть организовано комфортное для пассажиров пространство для ожидания поезда и оформления билетов. Также сегодня необходимо наличие на территории вокзала и многоуровневого паркинга для автомобилей.

«В рамках развития высокоскоростного движения потребуется строительство новых железнодорожных пересадочных комплексов, которые могут не только связать высокоскоростные магистрали разных направлений, но и объединить железнодорожный и авиационный транспорт, — отмечает ректор Института современного строительства Илья Ткачев. — Это удобно, быстро и эффективно. И к тому же выгодно».

Так, после реконструкции Курского вокзала в Москве его доходность выросла примерно в три раза за счет вовлечения в коммерческий оборот большего количества площадей, сдающихся по более высоким арендным ставкам. Кстати, после расширения границ Москвы на киевском и курском направлениях Московской железной дороги планируется построить два новых вокзала. Предполагается, что они будут располагаться вблизи пересечения соответствующих железнодорожных веток с Калужским шоссе. Между киевским и смоленским направлениями, возможно, будут проложены соединительные железнодорожные пути. На этих направлениях может быть продлена усовская железнодорожная ветка и могут быть построены новые линии скоростного трамвая.

Дата: 22.09.2011
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 6(95)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!