|
|||||
1 стр. из 1 В этом году ООО «Тоннельдорстрой», одному из крупнейших предприятий страны, занимающихся строительством тоннелей, дорог и мостов, исполняется 20 лет. Человек в этом возрасте только набирает разбег и выбирает жизненный путь, а для предприятия перешагнуть двадцатилетний рубеж — значит в очередной раз доказать свою состоятельность, умение работать слаженно, четко и профессионально. Во многом это зависит от коллектива, который формируется годами. Генеральный директор ООО «Тоннельдорстрой», заслуженный строитель Российской Федерации Юрий МОРДВИНКОВ не скрывает, что сила и богатство его предприятия — в людях. — Юрий Алексеевич, сейчас молодежь мечтает стать юристами и экономистами. В прежние годы идеалы были иными, и дети в будущем видели себя летчиками-испытателями, капитанами. Почему Вы выбрали профессию тоннельщика? — Мне особо не пришлось задумываться о выборе профессии. Мои родители работали в Тоннельном отряде №1 — предприятии, которое занималось строительством тоннелей так называемой «трассы мужества», дороги Абакан — Тайшет, подземной электростанции в Дагестане, еще известной как Черкесская ГЭС. Более того, работали под землей моя сестра и ее муж. Поэтому для меня выбор профессии не был проблемой. Их работу я видел ежедневно, впитывал в себя с детства. Другого пути у меня не было, и сомнений не возникало. — Ваши дети династию строителей Мордвинковых продолжили? — Мой сын Евгений работает в одном из подразделений «Тоннельдорстроя». Правда, в свое время он не внял моим советам и, выбрав другое направление, получил образование инженера-программиста. Говорят, стал хорошим специалистом. Но прошло время, и он все же понял: счастье — здесь, рядом с тем, что видел с детства. Теперь сын возглавляет одно из лучших предприятий холдинга — «Сочитоннельдорстрой» — и занимается строительством двух тоннелей и дороги, ведущей к комплексу трамплинов на Красной Поляне. Через пару месяцев эта дорога будет сдана в эксплуатацию. — Для Вас путь от обыкновенного штатного сотрудника до руководителя предприятия был тернистым? — История «Тоннельдорстроя» началась в 1979 году, когда был открыт сочинский участок Тоннельного отряда №1 УС «Минскметрострой». На базе именно этого предприятия в 1991 году и был основан «Тоннельдорстрой». Но до создания собственного предприятия прошел все ступени и уровни работы. Свой путь к должности руководителя предприятия начал с инженера ПТО. Для людей моего поколения это обычная практика. — Какова численность сотрудников «Тоннельдорстроя» на сегодняшний день? — Примерная численность — 5,5 тыс. человек во всех подразделениях. — А ведь начинали совсем со скромного по количеству коллектива? — Да, в 1991 г. предприятие начало работу с 40 человек. — За двадцатилетнюю историю предприятие разрослось до уровня крупного холдинга. И это, в первую очередь, Ваша заслуга как успешного и вдумчивого менеджера. Но ведь такой профессии прежде не было. Ваш успех — это удачное стечение обстоятельств или прирожденные качества управленца? — Для меня слово «менеджер», как и для многих людей моего поколения, не совсем понятно. Более определенно понятие — профессионал своего дела. И хорошим менеджером можно стать только тогда, когда знаешь профессию, все ее тонкости и детали. Вот здесь, кстати, и пригождается опыт прохождения всех этапов — от штатного сотрудника до руководителя. Ведь если не знаком с профессией на практике, будь ты хоть семи пядей во лбу, не получишь необходимого результата. Признаться, само слово «менеджер» мне претит. Прежде всего надо быть специалистом: средним, хорошим или не очень, — это уже кто как сможет. Но и предприятие достигает того уровня, что и его руководитель. — Успех предприятия в том числе зависит и от кадров. Ваши специалисты — это «штучный товар». Где находите сотрудников? — Это очень тонкий и сложный вопрос. На заре перестройки я думал, что пройдет какое-то время и я буду в кадрах купаться, надеялся, что их будет столько, что появится возможность выбирать. Ничего подобного! Началась перестройка, затем постперестроечный период, а с кадрами становилось все хуже и хуже. Сегодня в стране во многих отраслях существует кадровый голод. И такое направление, как строительство тоннелей, мостов и метрополитена, не исключение. Все меньше специалистов, которые могли бы работать в вузах, обучать студентов. Например, в советское время на территории Союза действовало четыре кафедры, занимающиеся подготовкой специалистов этого направления. Сегодня эти кафедры или сокращены, или объединены и выпускают инженеров широкого профиля. Для сравнения можно привести отрасль здравоохранения. Что значит «врач широкого профиля»? Одних вершков в знаниях недостаточно. Только глубокие знания дают право называть человека специалистом. — Получается, что молодых специалистов всему обучаете уже на месте, в ходе работы? — Да, в вузах мы выбираем самых талантливых ребят из числа направлений, наиболее приближенных к нашей специализации, и начинаем их готовить, учить. И здесь происходит серьезный отбор. К сожалению, из десяти претендентов в конечном итоге нас устраивают два-три человека. Остальных либо «воруют», а проще говоря, уводят уже готовых специалистов в другие фирмы, либо они уходят сами, не выдерживая нагрузки и требований, которые мы предъявляем. Но даже если из десяти ребят получается три хороших специалиста, мы считаем, что цель достигнута. — Этим «штучным» специалистам вы предлагаете и достойный социальный пакет, вплоть до жилья? — Если мы берем на работу специалиста, то стараемся решить его бытовые проблемы, потому что понимаем: ему нужно обеспечить достойную жизнь, а не только предъявлять требования. Да, заработная плата высокая, но и съём жилья тоже удовольствие не из дешевых. Так что для таких сотрудников мы снимаем жилье. А если через два-три года человек себя проявил, зарекомендовал, «заболел» своей работой, то мы по самым льготным ценам, в очень удобную и выгодную рассрочку выдаем квартиры, которые строим сами. Например, два года назад сдали жилой дом для сотрудников, и ребята живут, радуются, у них рождаются дети. И мы знаем, что они будут верны «Тоннельдорстрою», никуда не уйдут и будут бороться за успех предприятия из последних сил. — Над какими объектами сейчас работает «Тоннельдорстрой»? — На данном этапе мы строим пять тоннелей на дублере Курортного проспекта, мост через реку Сочи, две развязки (на Краснодарском кольце и на пересечении улиц Донская и Гагарина). Причем оба этих объекта будут сданы раньше срока на полгода. Кроме того, идет строительство двух сложных и интересных в техническом, инженерном отношении дорог на Красной Поляне: дорога к комплексу трамплинов и дорога на Медиацентр. Программа довольно солидная — предприятию необходимо освоить порядка 20 млрд рублей. И нам порой приходится очень нелегко. — Тем не менее, на двух развязках опережение графика существенно. С чем это связано, неужели не возникало никаких проблем и трудностей, как это обычно бывает при строительстве крупных объектов? — Я не скажу, что эти объекты просты. Работать в центре города, при интенсивном движении, которое не прекращалось в связи со строительством, очень сложно. Но благодаря четкой и грамотной организации труда, а также графиков работа шла интенсивно. — «Тоннельдорстрой» постоянно развивается. Вы используете успешные методы работы зарубежных коллег при строительстве тоннелей. А есть ли чему поучиться у вас конкурентам? — До определенного момента (до 2007 г.) тоннелестроение в стране мало развивалось. Не скрою, и технологии, которые мы применяли тогда, были далеки от тех, что доступны и введены в практику сегодня. В определенный момент мы приняли серьезные меры по техническому перевооружению предприятия, стали использовать западные технологии. Вместе со своими подчиненными серьезно изучал передовые технологии за границей. Впоследствии «Тоннельдорстрой» впервые внедрил их в России. Сегодня уже все так работают. Очевидно, что к этим технологиям и уровню подтянулись многие предприятия. — Работа под землей опасная и травматическая. Какое внимание уделяете безопасности? — Вопрос безопасности всегда стоял очень остро и серьезно. Тем более под землей, так как это связано с риском для жизни людей. Ведь проходчик все время соприкасается с опасностью. — А если говорить о безопасности объектов, уже сданных в эксплуатацию? — Безопасность объектов зависит от проекта. Например, наш последний сданный тоннель хорошо технически оснащен. Система безопасности оборудована самыми современными разработками и методами контроля — начиная от контроля состава воздуха вплоть до оборудования для пожаротушения (на случай большой аварии). В Европе известны случаи, когда в больших тоннелях происходило возгорание машин с легковоспламеняющимися материалами, там погибало большое количество людей. Мы в своей практике применяем новейшие методы эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации и пожара. То есть сегодня тоннели практически безопасны. Но, так как это подземное сооружение, то определенный риск остается всегда. — В вашей профессиональной практике было немало сбоек. К такому событию можно привыкнуть, или все же чувствуете волнение каждый раз? — Действительно, их было много, больше тридцати. Каждая сбойка — это праздник. Как для спортсмена радостен удачный финиш, так и для нас успешное завершение определенного этапа в работе воодушевляет двигаться дальше. Значит ты чего-то достиг в этой жизни, хорошо и в срок выполнил работу. И здесь не важна длина тоннеля, главное, что работа выполнена с ювелирной точностью и два забоя сошлись под землей. — Юрий Алексеевич, из окна вашего рабочего кабинета виден один из тоннелей, построенных вами же. Что чувствуете, когда в очередной раз проезжаете по какому-либо завершенному объекту? — Тут я снова проведу аналогию с медициной. Что чувствует врач, когда видит своего выздоровевшего пациента? Он радуется за него и идет дальше. Тоннели, мосты, дороги — это моя ежедневная работа, и я к этому привык. Тоннель, о котором вы говорите, построен в 1986 г. После его завершения года два действительно им гордился, а сейчас смотрю и понимаю, что с учетом сегодняшних возможностей и технического оснащения я бы его построил иначе. Все в этой жизни относительно. — «Тоннельдорсторой» смело можно назвать лидером по техническому оснащению предприятия. Что это дает на практике? — Технику мы обновляем постоянно. Сегодня она современна, а завтра возможности и горизонты расширяются. Если хочешь идти в ногу со временем, не давать конкурентам возможности наступать на пятки, то нужно постоянно технически перевооружаться. Ведь это только говорят, что в нашем направлении строительства нет конкуренции. Она есть, и очень жесткая. Если ты сегодня нарушаешь принцип цены и качества, то ничего предприятие в будущем не ждет. Залогом успеха в нашей работе являются кадры и техника. Эти два основных фактора дают преимущества перед конкурентами. На сегодняшний день парк строительной, транспортной и другой техники в «Тоннельдорстрое» насчитывает более 500 единиц. — Насколько широка география работ «Тоннельдорстроя»? — В основном мы работали на территории Краснодарского края и в Москве. В столице трудились на строительстве метро. Небольшие работы там ведутся и сейчас. Строили в Геленджике, Краснодаре, работали на дороге Джубга — Сочи. Сейчас основные силы брошены на олимпийскую программу. — Юрий Алексеевич, у «Тоннельдорстроя» достаточно сложная структура. В холдинг входят предприятия, которые могут выполнить работу от стадии проектирования до завершения объекта «под ключ». Такой метод работы –—это веяние времени, условия рынка? — Наше производство разделено по видам работы. Собственно «Тоннельдорстрой» — это управляющая компания, генеральный подрядчик. Два предприятия занимаются строительством тоннелей и вспомогательных подземных выработок, зданий и укрепительных сооружений. Отдельная структура ведает обеспечением всех строящихся объектов строительными механизмами и автотранспортом. Есть фирма, которая строит автомобильные развязки, мосты, путепроводы и эстакады, другая ведет проектирование объектов транспортного назначения, гидротехнических сооружений. Для устройства сетей электроснабжения, систем автоматизированного управления, систем тоннелей и промышленной вентиляции тоже не приходится приглашать субподрядчиков: для этого есть специальное подразделение холдинга. Также занимаемся геодезическими изысканиями. В «Тоннельдорстрое» хватает специалистов и знаний, чтобы работать во всех сферах строительства. Мы применяем комплексный, системный подход к организации работы и у нас не возникает необходимости привлекать субподрядчика. Мы поняли, что проще что-то сделать собственными силами, руками, чем кого-то привлекать. Изменили политику в этом отношении. Таким образом в холдинг «Тоннельдорстрой» входит одиннадцать предприятий. — Кого из ваших специалистов можно отметить как важных сотрудников, на которых держится предприятие? — В каждой команде есть, как говорят в спорте, стержневые игроки. В «Тоннельдорстрое» это первый заместитель гендиректора Владимир Данилов, главный инженер Дмитрий Белецкий, заместители гендиректора Леонид Монаков, Николай Братко, заместитель по экономике Елена Митянина, начальник ПТО Леонид Колмыков. Их много, но в тоже время мало. Это люди, на которых действительно держится предприятие. Они являются стержнем, осью, вокруг которой собираются сотрудники. — «Тоннельдорстрой» продолжает развиваться, но всегда есть какие-то препоны, мешающие двигаться по прямой без торможения. Это может быть и бюрократия, и коррупция… Были моменты, когда не хватало финансирования и вам приходилось строить за свой счет. Чего не хватает, чтобы расти и развиваться свободно, без препятствий? — Основная проблема таких крупных предприятий, как «Тоннельдорстрой», — это загруженность. Если в советское время существовал Госплан, благодаря которому было понятно кто, где, когда и чем будет заниматься в отрасли, то сегодня этого, к сожалению, нет. Сегодня за каждый объект нужно бороться, причем очень серьезно. Порой приходится отбивать объект у недоброкачественных организаций, у которых нет ничего за душой кроме небольшого офиса. Тем не менее, они выигрывают тендеры, а затем тут же продают эти объекты другим фирмам гораздо за меньшую стоимость. Я считаю, что это самый большой бич нашего государства. Но мы привыкли к трудностям, нас ничем не испугаешь. Возникающие вопросы решаем самостоятельно. — «Тоннельдорстрою» исполняется 20 лет. Дата серьезная. Чтобы вы пожелали бы своим сотрудникам? — Хочу поблагодарить свой коллектив за тот титанический труд, который они вложили в создание, развитие предприятия. Не скрою, были времена, когда руки опускались. И благодаря тому, что у нас подобралась слаженная, целеустремленная команда мы на сегодняшний момент получили такое мощное предприятие. Всему коллективу хочу пожелать больших, серьезных строек и здоровья, потому что без него в нашей работе не обойтись. Сегодня у всех на слуху вопрос: закончим строить для Олимпиады, а что дальше? Для такого большого предприятия, как наше, это головная боль. Фирмам, у которых в штате 300–400 человек, в этом плане проще. Нам же необходимо обеспечить работой, загрузить 5,5 тыс. человек. Потому мы в постоянном поиске, куда нам направить свои силы, мощности и ресурсы. Дата: 24.10.2011 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 7(96)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||