Юрий Мордвинков: «Наше богатство — люди»

1 стр. из 1

В этом году ООО «Тоннельдорстрой», одному из крупнейших предприятий страны, занимающихся строительством тоннелей, дорог и мостов, исполняется 20 лет. Человек в этом возрасте только набирает разбег и выбирает жизненный путь, а для предприятия перешагнуть двадцатилетний рубеж — значит в очередной раз доказать свою состоятельность, умение работать слаженно, четко и профессионально. Во многом это зависит от коллектива, который формируется годами. Генеральный директор ООО «Тоннельдорстрой», заслуженный строитель Российской Федерации Юрий МОРДВИНКОВ не скрывает, что сила и богатство его предприятия — в людях.

— Юрий Алексеевич, сейчас молодежь мечтает стать юристами и экономистами. В прежние годы идеалы были иными, и дети в будущем видели себя летчиками-испытателями, капитанами. Почему Вы выбрали профессию тоннельщика?

— Мне особо не пришлось задумываться о выборе профессии. Мои родители работали в Тоннельном отряде №1 — предприятии, которое занималось строительством тоннелей так называемой «трассы мужества», дороги Абакан — Тайшет, подземной электростанции в Дагестане, еще известной как Черкесская ГЭС. Более того, работали под землей моя сестра и ее муж. Поэтому для меня выбор профессии не был проблемой. Их работу я видел ежедневно, впитывал в себя с детства. Другого пути у меня не было, и сомнений не возникало.

— Ваши дети династию строителей Мордвинковых продолжили?

— Мой сын Евгений работает в одном из подразделений «Тоннельдорстроя». Правда, в свое время он не внял моим советам и, выбрав другое направление, получил образование инженера-программиста. Говорят, стал хорошим специалистом. Но прошло время, и он все же понял: счастье — здесь, рядом с тем, что видел с детства. Теперь сын возглавляет одно из лучших предприятий холдинга — «Сочитоннельдорстрой» — и занимается строительством двух тоннелей и дороги, ведущей к комплексу трамплинов на Красной Поляне. Через пару месяцев эта дорога будет сдана в эксплуатацию.

— Для Вас путь от обыкновенного штатного сотрудника до руководителя предприятия был тернистым?

— История «Тоннельдорстроя» началась в 1979 году, когда был открыт сочинский участок Тоннельного отряда №1 УС «Минскметрострой». На базе именно этого предприятия в 1991 году и был основан «Тоннельдорстрой». Но до создания собственного предприятия прошел все ступени и уровни работы. Свой путь к должности руководителя предприятия начал с инженера ПТО. Для людей моего поколения это обычная практика.

— Какова численность сотрудников «Тоннельдорстроя» на сегодняшний день?

— Примерная численность — 5,5 тыс. человек во всех подразделениях.

— А ведь начинали совсем со скромного по количеству коллектива?

— Да, в 1991 г. предприятие начало работу с 40 человек.

— За двадцатилетнюю историю предприятие разрослось до уровня крупного холдинга. И это, в первую очередь, Ваша заслуга как успешного и вдумчивого менеджера. Но ведь такой профессии прежде не было. Ваш успех — это удачное стечение обстоятельств или прирожденные качества управленца?

— Для меня слово «менеджер», как и для многих людей моего поколения, не совсем понятно. Более определенно понятие — профессионал своего дела. И хорошим менеджером можно стать только тогда, когда знаешь профессию, все ее тонкости и детали. Вот здесь, кстати, и пригождается опыт прохождения всех этапов — от штатного сотрудника до руководителя. Ведь если не знаком с профессией на практике, будь ты хоть семи пядей во лбу, не получишь необходимого результата. Признаться, само слово «менеджер» мне претит. Прежде всего надо быть специалистом: средним, хорошим или не очень, — это уже кто как сможет. Но и предприятие достигает того уровня, что и его руководитель.

— Успех предприятия в том числе зависит и от кадров. Ваши специалисты — это «штучный товар». Где находите сотрудников?

— Это очень тонкий и сложный вопрос. На заре перестройки я думал, что пройдет какое-то время и я буду в кадрах купаться, надеялся, что их будет столько, что появится возможность выбирать. Ничего подобного! Началась перестройка, затем постперестроечный период, а с кадрами становилось все хуже и хуже. Сегодня в стране во многих отраслях существует кадровый голод. И такое направление, как строительство тоннелей, мостов и метрополитена, не исключение. Все меньше специалистов, которые могли бы работать в вузах, обучать студентов. Например, в советское время на территории Союза действовало четыре кафедры, занимающиеся подготовкой специалистов этого направления. Сегодня эти кафедры или сокращены, или объединены и выпускают инженеров широкого профиля. Для сравнения можно привести отрасль здравоохранения. Что значит «врач широкого профиля»? Одних вершков в знаниях недостаточно. Только глубокие знания дают право называть человека специалистом.

— Получается, что молодых специалистов всему обучаете уже на месте, в ходе работы?

— Да, в вузах мы выбираем самых талантливых ребят из числа направлений, наиболее приближенных к нашей специализации, и начинаем их готовить, учить. И здесь происходит серьезный отбор. К сожалению, из десяти претендентов в конечном итоге нас устраивают два-три человека. Остальных либо «воруют», а проще говоря, уводят уже готовых специалистов в другие фирмы, либо они уходят сами, не выдерживая нагрузки и требований, которые мы предъявляем. Но даже если из десяти ребят получается три хороших специалиста, мы считаем, что цель достигнута.

— Этим «штучным» специалистам вы предлагаете и достойный социальный пакет, вплоть до жилья?

— Если мы берем на работу специалиста, то стараемся решить его бытовые проблемы, потому что понимаем: ему нужно обеспечить достойную жизнь, а не только предъявлять требования. Да, заработная плата высокая, но и съём жилья тоже удовольствие не из дешевых. Так что для таких сотрудников мы снимаем жилье. А если через два-три года человек себя проявил, зарекомендовал, «заболел» своей работой, то мы по самым льготным ценам, в очень удобную и выгодную рассрочку выдаем квартиры, которые строим сами. Например, два года назад сдали жилой дом для сотрудников, и ребята живут, радуются, у них рождаются дети. И мы знаем, что они будут верны «Тоннельдорстрою», никуда не уйдут и будут бороться за успех предприятия из последних сил.

— Над какими объектами сейчас работает «Тоннельдорстрой»?

— На данном этапе мы строим пять тоннелей на дублере Курортного проспекта, мост через реку Сочи, две развязки (на Краснодарском кольце и на пересечении улиц Донская и Гагарина). Причем оба этих объекта будут сданы раньше срока на полгода. Кроме того, идет строительство двух сложных и интересных в техническом, инженерном отношении дорог на Красной Поляне: дорога к комплексу трамплинов и дорога на Медиацентр. Программа довольно солидная — предприятию необходимо освоить порядка 20 млрд рублей. И нам порой приходится очень нелегко.

— Тем не менее, на двух развязках опережение графика существенно. С чем это связано, неужели не возникало никаких проблем и трудностей, как это обычно бывает при строительстве крупных объектов?

— Я не скажу, что эти объекты просты. Работать в центре города, при интенсивном движении, которое не прекращалось в связи со строительством, очень сложно. Но благодаря четкой и грамотной организации труда, а также графиков работа шла интенсивно.
Например, на Краснодарском кольце выходят несколько транспортных магистралей города (улицы Конституции, Транспортная, Пластунская, Донская). То есть сейчас на одном уровне пересекаются несколько крупных транспортных потоков. Проектом предусмотрено их разделение на три уровня по высоте. В связи с этим работы ведем отдельными участками, постоянно перенаправляя транспортные потоки.
Не менее важен объект на пересечении улиц Донская Гагарина. Здесь тоже высокая интенсивность движения. Совсем скоро движение здесь будет разделено на два уровня по высоте.

— «Тоннельдорстрой» постоянно развивается. Вы используете успешные методы работы зарубежных коллег при строительстве тоннелей. А есть ли чему поучиться у вас конкурентам?

— До определенного момента (до 2007 г.) тоннелестроение в стране мало развивалось. Не скрою, и технологии, которые мы применяли тогда, были далеки от тех, что доступны и введены в практику сегодня. В определенный момент мы приняли серьезные меры по техническому перевооружению предприятия, стали использовать западные технологии. Вместе со своими подчиненными серьезно изучал передовые технологии за границей. Впоследствии «Тоннельдорстрой» впервые внедрил их в России. Сегодня уже все так работают. Очевидно, что к этим технологиям и уровню подтянулись многие предприятия.

— Работа под землей опасная и травматическая. Какое внимание уделяете безопасности?

— Вопрос безопасности всегда стоял очень остро и серьезно. Тем более под землей, так как это связано с риском для жизни людей. Ведь проходчик все время соприкасается с опасностью.
Не скрою, что в олимпийский период возросла нагрузка, есть очень жестко определенные сроки. Темп работы и вероятность несчастных случаев повышается. Признаться, первоначально мы не были готовы к такому большому объему работ. В том числе и морально. В чем-то пришлось перестроиться, подтянуть резервы. Тем не менее, вопросу безопасности сотрудников уделяем огромное внимание. На всех этапах работы идет жесточайший контроль.
В советское время в нашей профессии был так называемый Горный устав. У нас эта система сохранилась до сих пор. Без соблюдения мер безопасности в профессии тоннельщика не обойтись.

— А если говорить о безопасности объектов, уже сданных в эксплуатацию?

— Безопасность объектов зависит от проекта. Например, наш последний сданный тоннель хорошо технически оснащен. Система безопасности оборудована самыми современными разработками и методами контроля — начиная от контроля состава воздуха вплоть до оборудования для пожаротушения (на случай большой аварии). В Европе известны случаи, когда в больших тоннелях происходило возгорание машин с легковоспламеняющимися материалами, там погибало большое количество людей. Мы в своей практике применяем новейшие методы эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации и пожара. То есть сегодня тоннели практически безопасны. Но, так как это подземное сооружение, то определенный риск остается всегда.

— В вашей профессиональной практике было немало сбоек. К такому событию можно привыкнуть, или все же чувствуете волнение каждый раз?

— Действительно, их было много, больше тридцати. Каждая сбойка — это праздник. Как для спортсмена радостен удачный финиш, так и для нас успешное завершение определенного этапа в работе воодушевляет двигаться дальше. Значит ты чего-то достиг в этой жизни, хорошо и в срок выполнил работу. И здесь не важна длина тоннеля, главное, что работа выполнена с ювелирной точностью и два забоя сошлись под землей.

— Юрий Алексеевич, из окна вашего рабочего кабинета виден один из тоннелей, построенных вами же. Что чувствуете, когда в очередной раз проезжаете по какому-либо завершенному объекту?

— Тут я снова проведу аналогию с медициной. Что чувствует врач, когда видит своего выздоровевшего пациента? Он радуется за него и идет дальше. Тоннели, мосты, дороги — это моя ежедневная работа, и я к этому привык. Тоннель, о котором вы говорите, построен в 1986 г. После его завершения года два действительно им гордился, а сейчас смотрю и понимаю, что с учетом сегодняшних возможностей и технического оснащения я бы его построил иначе. Все в этой жизни относительно.

— «Тоннельдорсторой» смело можно назвать лидером по техническому оснащению предприятия. Что это дает на практике?

— Технику мы обновляем постоянно. Сегодня она современна, а завтра возможности и горизонты расширяются. Если хочешь идти в ногу со временем, не давать конкурентам возможности наступать на пятки, то нужно постоянно технически перевооружаться. Ведь это только говорят, что в нашем направлении строительства нет конкуренции. Она есть, и очень жесткая. Если ты сегодня нарушаешь принцип цены и качества, то ничего предприятие в будущем не ждет. Залогом успеха в нашей работе являются кадры и техника. Эти два основных фактора дают преимущества перед конкурентами. На сегодняшний день парк строительной, транспортной и другой техники в «Тоннельдорстрое» насчитывает более 500 единиц.

— Насколько широка география работ «Тоннельдорстроя»?

— В основном мы работали на территории Краснодарского края и в Москве. В столице трудились на строительстве метро. Небольшие работы там ведутся и сейчас. Строили в Геленджике, Краснодаре, работали на дороге Джубга — Сочи. Сейчас основные силы брошены на олимпийскую программу.

— Юрий Алексеевич, у «Тоннельдорстроя» достаточно сложная структура. В холдинг входят предприятия, которые могут выполнить работу от стадии проектирования до завершения объекта «под ключ». Такой метод работы –—это веяние времени, условия рынка?

— Наше производство разделено по видам работы. Собственно «Тоннельдорстрой» — это управляющая компания, генеральный подрядчик. Два предприятия занимаются строительством тоннелей и вспомогательных подземных выработок, зданий и укрепительных сооружений. Отдельная структура ведает обеспечением всех строящихся объектов строительными механизмами и автотранспортом. Есть фирма, которая строит автомобильные развязки, мосты, путепроводы и эстакады, другая ведет проектирование объектов транспортного назначения, гидротехнических сооружений. Для устройства сетей электроснабжения, систем автоматизированного управления, систем тоннелей и промышленной вентиляции тоже не приходится приглашать субподрядчиков: для этого есть специальное подразделение холдинга. Также занимаемся геодезическими изысканиями.

В «Тоннельдорстрое» хватает специалистов и знаний, чтобы работать во всех сферах строительства. Мы применяем комплексный, системный подход к организации работы и у нас не возникает необходимости привлекать субподрядчика. Мы поняли, что проще что-то сделать собственными силами, руками, чем кого-то привлекать. Изменили политику в этом отношении. Таким образом в холдинг «Тоннельдорстрой» входит одиннадцать предприятий.

— Кого из ваших специалистов можно отметить как важных сотрудников, на которых держится предприятие?

— В каждой команде есть, как говорят в спорте, стержневые игроки. В «Тоннельдорстрое» это первый заместитель гендиректора Владимир Данилов, главный инженер Дмитрий Белецкий, заместители гендиректора Леонид Монаков, Николай Братко, заместитель по экономике Елена Митянина, начальник ПТО Леонид Колмыков. Их много, но в тоже время мало. Это люди, на которых действительно держится предприятие. Они являются стержнем, осью, вокруг которой собираются сотрудники.

— «Тоннельдорстрой» продолжает развиваться, но всегда есть какие-то препоны, мешающие двигаться по прямой без торможения. Это может быть и бюрократия, и коррупция… Были моменты, когда не хватало финансирования и вам приходилось строить за свой счет. Чего не хватает, чтобы расти и развиваться свободно, без препятствий?

— Основная проблема таких крупных предприятий, как «Тоннельдорстрой», — это загруженность. Если в советское время существовал Госплан, благодаря которому было понятно кто, где, когда и чем будет заниматься в отрасли, то сегодня этого, к сожалению, нет. Сегодня за каждый объект нужно бороться, причем очень серьезно. Порой приходится отбивать объект у недоброкачественных организаций, у которых нет ничего за душой кроме небольшого офиса. Тем не менее, они выигрывают тендеры, а затем тут же продают эти объекты другим фирмам гораздо за меньшую стоимость. Я считаю, что это самый большой бич нашего государства.

Но мы привыкли к трудностям, нас ничем не испугаешь. Возникающие вопросы решаем самостоятельно.

— «Тоннельдорстрою» исполняется 20 лет. Дата серьезная. Чтобы вы пожелали бы своим сотрудникам?

— Хочу поблагодарить свой коллектив за тот титанический труд, который они вложили в создание, развитие предприятия. Не скрою, были времена, когда руки опускались. И благодаря тому, что у нас подобралась слаженная, целеустремленная команда мы на сегодняшний момент получили такое мощное предприятие.

Всему коллективу хочу пожелать больших, серьезных строек и здоровья, потому что без него в нашей работе не обойтись.

Сегодня у всех на слуху вопрос: закончим строить для Олимпиады, а что дальше? Для такого большого предприятия, как наше, это головная боль. Фирмам, у которых в штате 300–400 человек, в этом плане проще. Нам же необходимо обеспечить работой, загрузить 5,5 тыс. человек. Потому мы в постоянном поиске, куда нам направить свои силы, мощности и ресурсы.

Дата: 24.10.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7(96)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!