|
|||||
1 стр. из 1 Судьба петергофской церкви Во имя святой великомученицы Александры столь же трагична, сколь и типична для русского храма. Бывшее когда-то яркой архитектурной достопримечательностью, но разрушенное в годы Великой Отечественной войны, здание на протяжении десятилетий использовалось в качестве овощехранилища. Проект реставрации храма был составлен лишь в 90-е годы, и утраты, зафиксированные в нем, оказались колоссальными. Даже сегодня, когда большая часть экстерьерных работ завершена и реставраторы приступили к восстановлению внутреннего убранства, остаются неразрешенными некоторые вопросы. Ответы на них ищут специалисты входящего в Союз реставраторов ООО «Пассим» — одной из ведущих петербургских компаний, специализирующихся на реставрации интерьеров. Александрийская церковь была построена в 1854 г. в деревне Низино, близ Петергофа, на вершине холма Бабигон. Непосредственное соседство с Большим Петергофским дворцом долгое время никак не сказывалось на судьбе расположенных на холме деревенек. Лишь в середине XIX века Николай I обратил на них внимание и решил заняться их обустройством всерьез. Деревням дали официальные названия, упорядочили их внешний вид, искусно спланировали сочетание зеленых насаждений и прудов с живописными островками и постройками. Центром всего этого великолепия, его архитектурной доминантой стала пятиглавая церковь с колокольней, возведенная в русском византийском стиле. Ленточный фундамент церкви был выложен из булыжного камня, цоколь и все крыльца со ступенями и площадками, основания и базы колонн и пилястр на фасадах были изготовлены из путиловского камня серого слоя. Богослужения в церкви продолжались почти до самого начала Великой Отечественной войны. Лишь в 1940 г. здание решено было переоборудовать под клуб с кинозалом, но эти планы отложила война, а церковь, оказавшаяся на линии огня, понесла катастрофические утраты. В дальнейшем, в годы советской власти, о восстановлении разрушенной снарядами церкви никто и не помышлял, и заброшенное здание использовалось под склад для овощей. Картина, которую увидели реставраторы, пришедшие сюда в первые годы ХХI в., была удручающей: полностью уничтожена крыша завершения апсид, отсутствуют главы большого купола и малых юго-западных главок, разрушена винтовая лестница, полностью снесен шатер колокольни с главкой, нет дверных и оконных заполнений; к тому же была утрачена большая часть штукатурной и лепной отделки фасадов и интерьеров, безвозвратно пропало все живописное убранство и иконостас. — Мы пришли работать в этот храм в 2010 г., — рассказывает архитектор ООО «Пассим» Лидия Хуторовская. — Наши коллеги, занимавшиеся ранее восстановлением его внешнего облика, поработали по-настоящему профессионально, восстановление было почти завершено, оставалась лишь выполнить штукатурную отделку фасадов колокольни и открыть шатер. А вот восстановление внутреннего убранства потребует от наших специалистов большего мастерства. К счастью, по словам архитектора, несмотря на масштабные потери, интерьер церкви можно восстановить во всей исторической достоверности. Рисунок штукатурного и лепного декора таков, что каждый элемент повторяется неоднократно, так что, профессионально исследовав сохранившиеся фрагменты, можно восстановить все утраченные участки. Кроме того, огромным подспорьем для специалистов ООО «Пассим» является исчерпывающая историческая справка, составленная в 1998 г. коллегами по Союзу реставраторов — институтом «Ленпроектреставрация». Наибольшую сложность на сегодня представляет воссоздание икон, но и эта проблема решаема: несмотря на то что оригиналы утрачены, в распоряжении реставраторов по большинству из них есть подробная опись и акварельные копии. — До сих пор не выясненной остается судьба изображений четырех евангелистов. Эти изображения в золоченых рамах располагались под куполом церкви, — рассказывает Лидия Хуторовская. — В документах фигурирует информация о том, что «евангелисты» сохранились, но в церкви их нет. И неизвестно, были ли они куда-то вывезены или переданы на хранение. Необходимо исследовать этот вопрос, чтобы найти дополнительные сведения, ведь если холсты находятся на хранении в каком-либо музее, то художники-реставраторы сделают для храма их точные копии. А вот если оригиналы так и не удастся найти, художникам придется создавать новые изображения по аналогам. Автор полотен известен, это художник В. В. Васильев. Поэтому аналоги нужно искать в храмах, построенных в середине XIX в., когда этот художник работал над оформлением многих церквей, не только Александрийской. Отталкиваясь от характера других его работ, можно разработать изображения, соответствующие технике автора. Но, конечно, предпочтительнее было бы найти оригиналы. Действительно, историческая достоверность, возвращение памятнику первозданный вид — первоочередная задача реставраторов. Жаль, что в силу объективных исторических причин полное сохранение аутентичности подчас оказывается невозможным. Но главное в другом: церковь Во имя святой великомученицы Александры будет возвращена русской культуре. По завершении реставрационных работ она вновь станет не только местом богослужений, но и яркой архитектурной достопримечательностью этого живописного района близ Санкт-Петербурга. Дата: 28.11.2011 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 7(136)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||