Путеводные акценты

1 стр. из 1

В течение уходящего 2011 г. работникам дорожно-строительной отрасли удалось завершить несколько долгожданных крупных проектов, обновить покрытие на многих магистралях Санкт-Петербурга, приступить к реализации важных перспективных объектов транспортной инфраструктуры.

Дорожные подвиги

В этом году большая часть дорожных работ проводилась в августе, когда в городе меньше всего машин. В итоге до 1 сентября были выполнены работы на Песочной наб., заменено дорожное покрытие на Будапештской ул., на Пулковском ш., на пр. 9 Января в Купчино и на Софийской ул., в центре города — на участке наб. р. Фонтанки от Гороховой ул. до Московского пр., а также пл. Репина.

Всего, по данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, с начала сезона в этом году удалось отремонтировать 3,5 тыс. кв. м дорожного покрытия. Среди наиболее значимых объектов можно выделить обновленные еще в мае Английскую наб., наб. р. Фонтанки от Измайловского пр. (четная сторона), Дунайский пр. и Московский пр. (от М. Митрофаньевской ул. до Московских ворот), Б. Сампсониевский пр. (от Гренадерской ул. до Боткинской ул.) и Университетскую наб. (отремонтированы в июне), Б. Пушкарскаую ул. (обновлена в июле), пр. Римского-Корсакова (работы завершены 31 августа), ул. Ольги Берггольц и наб. Обводного канала. Открылись после капитального ремонта Гороховая ул. и Б. Конюшенная ул., которая была полностью обновлена за год и стала пешеходной. До конца года должны завершиться работы по капитальному ремонту на Херсонской ул. (от Невского пр. до Синопской наб.), ул. Маршала Говорова, ул. Амбарной (от Херсонской ул. до пл. А. Невского), пр. Обуховской Обороны (закрылся на ремонт 4 сентября), ул. Чапаева, ул. Котовского, ул. Б. Монетной и ул. Салова.

Наконец, этим летом появилась долгожданная (работы велись 5 лет) возможность без остановок проехать по правому берегу Невы. Открытие тоннеля на правобережном съезде с Литейного моста значительно облегчило транспортную ситуацию в районе Финляндского вокзала. Большим событием для жителей северной части города стало открытие первой очереди Коломяжского путепровода. Однако для кардинального улучшения ситуации необходимо завершить строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД). Ввод в эксплуатацию южного участка ЗСД намечен уже в конце текущего года. Участок протянется от Белоострова до Приморского пр. и будет включать в себя трехуровневую развязку: существующую улично-дорожную сеть, Приморский путепровод и сам ЗСД. До конца этого года на строительство скоростной дороги планируется потратить 25 млрд рублей (из федерального и городского бюджетов, а также привлеченные инвестиции).

В мае 2011 г. состоялось открытие платной эксплуатации на участке ЗСД от транспортной развязки с КАД до Благодатной ул.
Стоимость проезда на легковом автомобиле в дневное время составляет 30 руб., а в ночное — 10 руб. В будущем (после того как строительство окупится) дорога может стать бесплатной, но этого придется дожидаться не один год. По оценкам специалистов ОАО «ЗСД», результаты первых месяцев платной эксплуатации ЗСД вполне оптимистичны — в настоящее время ежедневный трафик составляет порядка 35 тыс. транспортных средств в сутки.

По данным компании, этим летом при строительстве ЗСД начали применять немецкую технологию укладки асфальта. За счет особенностей формирования слоя обеспечиваются лучшие показатели работы покрытия в целом и облегчается ремонт верхнего слоя покрытия.

По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, в адресную программу текущего ремонта дорог на 2011 год включено более 400 объектов (включая ремонт пешеходных зон, устройство выделенных линий общественного транспорта и текущий ремонт трамвайных путей). На эти работы было выделено 4,6 млрд руб. До конца этого года планируется нанести разметку на 650 магистралях.

Гидротехники и мостостроители приходят на помощь

В середине августа 2011 г. состоялась торжественная церемония открытия комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Отметим, что КЗС реализовывался как составная часть Генерального плана развития города, став важным социальным свершением, создавшим условия для благоустройства приморской зоны и решения ряда народнохозяйственных задач первостепенной государственной важности. В частности, он обеспечивает безопасные условия жизни и деятельности многомиллионного населения города и полную сохранность огромных материальных и уникальных культурных и исторических ценностей, предотвращает большой материальный ущерб жилищно-коммунальному хозяйству, промышленным предприятиям и объединениям города и обеспечивает их бесперебойную работу, дает возможность использовать пониженные приморские территории города для жилищного строительства. Кроме того, КЗС позволил построить автотранспортный переход, соединяющий через о. Котлин берега Невской губы, который замкнул кольцевую автомагистраль, благодаря чему со временем разгрузятся городские улицы от транзитного транспорта. КЗС создает условия для улучшения гидрологического режима и санитарного состояния акватории Невской губы, а также освоения прилегающих к КЗС территорий и акватории.

За более чем 30-летнюю реализацию проекта на стройку ушло более 42 млн куб. м песка и гравия и 2 млн куб. м железобетона. Только за последние десять лет на КЗС потратили 109 млрд руб. В итоге участок КАД, пролегающий по дамбе, соединил между собой северную и южную части Петербурга и остров Котлин. Общая протяженность комплекса — 25,4 км. Введенный в строй КЗС представляет собой сложнейший гидротехнический объект, состоящий из 11-ти дамб, 6-ти водопропускных сооружений, 2-х судопропускных сооружений С-1 и С-2, автомагистрали с мостами, тоннелем и транспортными развязками.

Судопропускное сооружение С1 расположено на морском канале в Южных воротах Невской губы. Технические характеристики С-1: длина судопропускного канала — 273 м, ширина фарватера судопропускного канала — 200 м, глубина судопропускного канала — 16 м. Судопропускное сооружение С-1 предназначено для круглогодичного прохождения судов с осадкой до 12 м и водоизмещением до 120 тыс. тонн. По С-1 будут проходить крупнотоннажные грузовые суда и современные круизные лайнеры. После открытия судопропускного сооружения С-1 был засыпан старый канал, чтобы можно было завершить работы по строительству части дамбы в южном направлении и сооружению автодорожного тоннеля, который, соединив южную и северную части КЗС, стал частью кольцевой автодороги (КАД).

Пропуск автотранспорта в районе сооружения С-1 было решено обеспечить под дном Финского залива через подводный тоннель. Трасса тоннеля в плане расположена рядом с затвором судопропускного сооружения С-1, обеспечивающим предотвращение поступления воды в Невскую Губу при навод-нениях. Сооружения строились в общем котловане. Полная длина автодорожного тоннеля составляет 1 961 м, включая подземный участок длиной 1 189 м и два рамповых участка по 386 м. Глубина заложения котлована — 28 м от уровня воды в заливе. По длине подземный участок тоннеля разбит на секции длинами до 60 м. В поперечном сечении тоннель в его подводной части представляет собой пятипролетную железобетонную раму шириной до 42 м и высотой до 10 м. Габариты поперечного сечения тоннеля обеспечивают пропуск шести полос движения автотранспорта в двух отсеках по три полосы в каждом, которые разделены средним служебно-эвакуационным отсеком. Ширина транспортного отсека — 15,25 м. Транзитные коммуникации проложены по двум кабельным отсекам. Инженерное обеспечение тоннеля включает: вентиляцию, освещение, внутреннее пожаротушение транспортных и служебных отсеков, теленаблюдение, автоматику, сигнализацию, связь, систему эвакуации, автоматизированную систему управления технологическими процессами (АСУТП) и центр диспетчерского управления.

Судопропускное сооружение С-2 расположено в Северных воротах Невской губы на существующем фарватере и предназначено для пропуска судов речного флота водоизмещением менее 4 тыс. т. Оба судопропускных сооружения представляют собой судоходные каналы, пересекающие створы защитных дамб и перекрываемые быстродействующими затворами в период угрозы наводнения. В состав каждого судопропускного сооружения входят подходные судоходные каналы, судоходный пролет с плитой порога, рабочие затворы, доковые камеры, направляющие стенки, волнозащитные молы, волноломы, причалы вспомогательного флота, аванпорт, створные маяки, здания управления судопроходом, автотранспортный туннель под судоходным каналом на С-1 и подъемный автодорожный мост над судоходным пролетом на С-2.

Полная длина мостового перехода составляет 1 483 м, в том числе длина моста — 1 078,65 м. Габарит проезжей части рассчитан на шесть полос движения с расчетной скоростью движения до 120 км/час. Металлическое пролетное строение длиной 120 м с ортотропной плитой проезжей части поднимается и опускается без использования наружных направляющих башен, в которых обычно размещаются механизмы подъема. Высота судоходного габарита при наведенном пролете составляет 16 м, при разведенном — 25 м.

Для подъема пролетного строения использованы четыре стальные опорные рамы, каждая из которых состоит из двух стоек коробчатого сечения, размещаемых внутри опор моста. К нижним ригелям рам прикрепляются канаты привода разводки. Такое оригинальное решение было защищено авторским свидетельством, выданным группе сотрудников ОАО «Трансмост». Управление разводкой-наводкой моста и заградительной автодорожной и навигационной сигнализацией осуществляется с пультов управления.

Рабочие затворы для перекрытия 200 м пролета сооружения С-1 глубиной 16 м выполнены в виде сегментных плавучих батопортов с опорной рамой для перекрытия 110 м пролета со-оружения С-2 глубиной 7 м в виде плоского подъемного затвора с гидроприводом. Из шести водопропускных сооружений два (В1 и В2) расположены в Южных воротах Невской губы и четыре (В3–В6) — в Северных. Водопропускные сооружения В1, В3, В5 и В6 — монолитные и возведены за перемычками в сухом котловане. Сооружения В4 и В2 выполнены из смешанной конструкции с использованием наплавных водопропускных блоков, бетонируемых в специальном доке на берегу и доставляемых на плаву к месту установки.

Водопропускные сооружения состоят из отдельных секций шириной 27 м (В1 и В6 — из 12, остальные — из 10 секций) с водопропускными отверстиями шириной в свету по 24 м и отметками порогов 2,5 м — для В1, В3 и В6 и 5 м — для В2, В4 и В5. Для автодорожных мостов через водопропускные сооружения В1–В6 ОАО «Трансмост» при участии МИИТ запроектировал сборные железобетонные пролетные строения оригинальной конструкции. Впервые в практике отечественного мостостроения была применена система «оптимального обжатия» балок (27 и 26 м) из предварительно напряженного железобетона. Использование таких конструкций позволило на 15–18% сократить расход железобетона и снизить монтажные массы монтируемых конструкций.

Водопропускная секция представляет собой доково-рамную конструкцию. Вертикальные быки сверху омоноличены опорной балкой и забральной балкой волноотбойного очертания. Сегментный затвор располагается между опорной и забральной балками на подхватах двух гидроподъемников, установленных на рамах, опирающихся на опорную и забральную балки. При поднятых затворах водопропускные сооружения обеспечивают водообмен между Финским заливом и Невской губой, сохранение путей миграции рыб, а также проточности и уровневого режима в огражденной акватории, близкими к естественным. При опущенных затворах во время наводнений совместно с дамбами и перекрытыми, пролетами судопропускных сооружений водопропускные сооружения служат надежной преградой поступлению воды из Финского залива.

Ориентиры на будущее

В контексте городского бюджета на 2012 г. особое внимание в правительстве города решено уделить дорожному строительству. На решение дорожно-транспортных проблем планируется выделить самые большие средства — в объеме 95 млрд руб., или 23% от всех расходов. По мнению нового губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, хотя инвестиции последних лет дали заметный результат, однако петербуржцы продолжают жаловаться на пробки, на перебои в работе наземного транспорта, на состояние дорог. Поэтому непосредственно на строительство и реконструкцию дорог в 2012 г. будет выделено более 19 млрд рублей.

Планируется ввести в эксплуатацию 18 крупных дорожных объектов, включая развязки. В следующем году планируется завершить строительство путепровода в створе Коломяжского пр., транспортной развязки на Пироговской наб., Южной дороги от Коммунального переулка до Ропшинского ш., Шотландской ул. от Невельской ул. до наб. р. Екатерингофки и подключить наб. р. Екатерингофки к Западному скоростному диаметру (ЗСД). Должна завершиться реконструкция автомагистрали М-20 Санкт-Петербург — Киев на участке от поворота на г. Пушкин до пос. Дони, а также войти в строй первая и вторая очереди реконструкции Приморского ш., южной и северной сторон набережной Обводного канала. На продолжение строительства ЗСД предполагается выделить 20 млрд руб. из средств, перечисленных из федерального бюджета. Кроме того, на 2012 г. предусмотрены значительные ассигнования на ремонт и содержание дорог, в том числе: на текущий ремонт дорог — 4,9 млрд руб., на капитальный ремонт дорог — 2,9 млрд руб., на содержание дорог — 8,7 млрд руб.

Однако под вопросом оказалось несколько знаковых инвестпроектов, призванных, по мнению прежнего губернатора, улучшить дорожно-транспортную ситуацию в городе.

В частности признано несвоевременным строительство Ново-Адмиралтейского моста. К тому же с учетом решения Верховного суда о его незаконности перспективы этой стройки близки к умозрительным пожеланиям. Если будет признана принципиальная целесообразность переправы, для реализации проекта, похоже, придется подыскивать новое место. Ввиду крайне сложных грунтовых условий, а также исключительной затратности работ «поставлен крест» и на Орловском тоннеле под Невой (он должен был соединить Свердловскую и Смольную набережные). Еще один проект — мост через о. Серный (расположен ниже Тучкова моста), который должен связать Петроградский и Василеостровский районы. В 2008 г. из-за кризиса этот проект уже был заморожен до 2012 г. Сейчас он оценивается в 18 млрд руб. Такие затраты в Смольном посчитали неоправданно высокими.

Дата: 28.11.2011
Андрей Риккинен
"Петербургский строительный рынок" 7(136)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!