Метро: подземные горизонты

1 стр. из 1

Петербуржцы привыкли за последние годы воспри-нимать открытие каждой новой станции метро как большой праздник. То, что темпы развития подземки (по одной, реже — по две станции в год) отстают от потребностей города, признают все — и власть, и население, и метро-строители. Основная причина — в недофинан-сировании. С приходом нового губернатора появились надежды на положительную динамику в этом вопросе.

В ожидании новогоднего подарка

С начала этого года по сегодняшний день в Санкт-Петербурге пока не открылась ни одна новая станция метро. Однако специалисты ОАО «Метрострой» делают все, что в их силах, чтобы преподнести петербуржцам свой профессиональный новогодний подарок. Срок ввода в эксплуатацию станции метро «Адмиралтейская» (она расположена между «Спортивной» и «Садовой») намечен на самый конец 2011 г. Ждут петербуржцы ее с нетерпением, так как она будет ближе всех других к Дворцовой площади и другим достопримечательностям исторического центра Северной столицы. Кроме того, архитекторы и строители обещают, что она станет и одной из самых красивых в городе: облицовка выполнена в стилистике адмиральской формы, а у эскалаторов разместится эффектный тематический витраж. Эта станция станет одной из самых глубоких в мире (более 100 м). Чтобы попасть внутрь, нужно будет проехать по основному эскалаторному 120-метровому тоннелю, пройти по переходному коридору длиной 100 м и спуститься по небольшому (25 м) эскалатору.

Все внутренние работы (включая облицовочные) выполнены, тоннели пройдены, ведется монтаж эскалаторов. В ближайшее время начнется монтаж подвижных лестниц в большом наклонном ходе, эскалаторы в «малом» ходе уже проходят стадию прокатки. При проходке наклонного хода была применена самая современная тоннелепроходческая техника — механизированный щит Herrenknecht диаметром 10,4 м. Он был разработан специально для «Адмиралтейской».

Спецификой строительства наклонного хода стала необходимость разборки в 2009 г. жилого дома — исторического здания постройки XIX в. Теперь его предстоит восстановить. Правда, согласно условиям контракта, воссозданию подлежат только фасады, а внутренняя планировка станет совершенно иной — вместо квартир там будут находиться офисы и магазины. Вестибюль и выходы из «Адмиралтейской» расположатся на первом этаже.

Позади все работы так называемого «нулевого» цикла (фундамент дома готов, подведены необходимые инженерные системы), сейчас полным ходом идут строительные работы по возведению 5-этажного здания (три этажа уже готовы) с наземным вестибюлем. При этом строителям не ставится задача — возвести здание к концу года полностью. На момент открытия станции должен быть готов остов дома, должен быть построен вестибюль и должны быть восстановлены исторические фасады. В дальнейшем, уже во время эксплуатации станции, на остальных этажах будут вестись отделочные работы, которые закончатся к лету 2012 г. Тогда-то объект и будет сдан в полном объеме.

Детали проходческого щита, который использовался при строительстве наклонного хода станции «Адмиралтейская», уже прошли необходимый ремонт и постепенно перевозятся на Сенную площадь. Сейчас эстафету готовится принять станция «Спасская», наклонный ход для которой планируется начать прокладывать в начале 2012 г. Сейчас у этой станции нет собственного выхода — пассажиры пользуются переходами станций «Сенная площадь» и «Садовая». Отметим, что с весны 2011 г. на месте будущего вестибюля станции метро «Спасская» на Сенной пл. ведутся работы по подготовке стартового котлована, с помощью струйной цементации укрепляется грунт, методом буросекущих свай сооружается стена в грунте. Кроме этого, в условиях действующего метрополитена продолжаются работы по проходке подходного коридора с камерой затворов и натяжной камеры для встречи щита.

Перспективы ближние и дальние

Еще летом текущего года в Петербурге была утверждена схема развития метрополитена на 2011–2015 гг. с перспективой до 2035 г. В соответствии с ней Комитет по транспорту провел открытые конкурсы на проектирование семи новых станций, которые расположатся на двух линиях: Невско-Василеостровской («зеленой») — от существующей ст. «Приморская» до зоопарка, и Лахтинско-Правобережной («оранжевой») — от
строящейся ст.«Театральная» до ст. «Морской фасад». Победителем конкурса стал петербургский институт «Ленметрогипротранс» (других претендентов не оказалось), получив, таким образом, два контракта на общую сумму 1,24 млрд рублей.

По первому контракту предусматривается проектирование четырех станций по Невско-Василеостровской линии:
ст. «Новокрестовская-2» (следующая за ст. «Приморская», она будет располагаться в районе нового стадиона «Зенит»), ст. «Улица Савушкина» (предположительно, будет построена в районе пересечения улиц Савушкина и Яхтенной), ст. «Яхтенная» (на пересечении Яхтенной ул. и Богатырского пр.), ст. «Зоопарк» (вблизи нового зоопарка, проектируемого в Юнтолово). Последняя, по плану, должна стать пересадочной со ст. «Шуваловский проспект», которая, в свою очередь, станет следующей за уже работающей ст.«Комендантский проспект». Общая продолжительность этого участка составит 9 км. По требованиям конкурсной документации, на всех станциях, за исключением «Зоопарк», будет по два вестибюля.

Второй контракт предусматривает проектирование трех станций по Лахтинско-Правобережной линии. Они последуют за ст. «Театральная» и будут находиться на Васильевском острове, в частности это ст. «Большой проспект-1» (в районе Косой линии), ст. «Шкиперская» (на пересечении Шкиперского протока и Наличной ул.) и ст. «Морской фасад» (на намывных территориях в районе нового Морского пассажирского порта). Протяженность этого участка составит 5,8 км. Все три станции должны быть спроектированы с двумя вестибюлями.
На проектирование вышеназванных семи новых станций отводится чуть более полугода. Сроки же их ввода в эксплуатацию будут зависеть от бюджетного финансирования.

За ст. «Морской фасад» по плану должны будут последовать станции «Новокрестовская-1» и «Лахта» (в продолжение Лахтинско-Правобережной линии).

Согласно схеме развития петербургского метро, принятой недавно на заседании городского правительства, в первую очередь в городе должны появиться такие новые станции, как «Адмиралтейская» (в конце 2011 г.), «Международная» и «Бухарестская» (2012 г.), а также наземный вестибюль ст. «Спасская» (2013 г.) и ст. «Спортивная-2» (2014 г.). Затем должна быть введена в эксплуатацию ст. «Шуваловский проспект» (2015 г.).

С 2016 по 2020 гг. при максимальном финансировании должны появиться ст. «Театральная» (2017 г.) и ст. «Большой проспект-1» на Васильевском острове (она будет пересадочной со ст. «Большой проспект-2», которая станет одним из узлов петербургского полукольца от ст. «Нарвская» до ст.«Ладожская»), а также станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Обводный канал-2», «Боровая», «Черниговская» (пересадочная со ст. «Московские ворота» на другую ветку), «Броневая», «Южная», «Путиловская» (пересадочная со ст. «Кировский завод»), «Казаковская», «Шкиперская» и «Морской фасад».

Кроме того, до 2025 г. на пересадочном узле «Площадь Восстания» — «Маяковская» должна появиться еще одна станция — «Знаменская», которая будет частью Красносельско-Калининской линии. Поезда по этой линии будут следовать из Ручьев с остановкой на пл. Калинина и в районе Суворовского пр., а затем, минуя ст. «Знаменская», до станции ст. «Лиговский проспект-2» и далее на юго-запад города, до ст. «Балтийская жемчужина» и ст. «Стрельна».

В число линий, планируемых к вводу после 2025 г., попало долго-долгожданное продолжение «красной» ветки — от ст. «Проспекта Ветеранов» до Ульянки (далее она протянется до аэропорта «Пулково»).

Напомним, что в Санкт-Петербурге проектированием метрополитена фактически занимается одна структура — ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс». По проектам института построены все станции городской подземки. Сейчас проектное бюро занимается проектированием Фрунзенского радиуса метрополитена — от ст. «Международная» до депо «Южное».

Поддержание тонуса

Параллельно со строительством новых станций планируется ремонтировать существующие, которые отслужили срок до капитального ремонта. Среди них одна из центральных пересадочных станций — «Площадь Восстания». Точные сроки начала работ пока не названы, ориентировочно — ближе к 2015 году. На время капитального ремонта вестибюль ст. «Площадь Восстания-1», построенный в 1955 г., планируется закрыть. Однако произойдет это примерно через 4 года: предполагается, что реконструкция начнется в середине 2015 г. и продлится 10–12 месяцев, хотя, как надеются в метрополитене, возможно, к середине второго десятилетия XXI в. будет найден способ выполнять все работы быстрее. Здесь, как и в случае с другими станциями, которые закроются на капитальный ремонт, основные работы будут проводиться в наклонном ходе, по которому движутся эскалаторы; в сводах тоннеля будут менять систему гидроизоляции. Кроме того, возможно, будут полностью заменены сами эскалаторы. При этом подземный вестибюль станции, на который прибывают пассажиры, закрывать не планируется: выйти на поверхность можно будет либо через вестибюль ст. «Площадь Восстания-2» (или на Московский вокзал, или к Лиговскому пр. и ТЦ Galeria), либо, пройдя пешком по длинному переходу, подняться в город через ст. «Маяковская». Вообще-то реставрация фасада вестибюля уже ведется — сейчас вестибюль покрыт строительными лесами. Кроме того, в этом году намечено отреставрировать систему освещения центрального зала подземного вестибюля. Частичный ремонт до 2017 г. будет произведен также на станциях «Василеостровская», «Лесная», «Выборгская», «Кировский завод», «Достоевская», «Чернышевская» и «Пушкинская».

Дата: 28.11.2011
Андрей Риккинен
"Петербургский строительный рынок" 7(136)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!